Реальная фантастика: как тверские писатели Савинов и Емельянов покорили умы миллионов читателей по всему миру

  • 8 августа 2020, Суббота 13:20
Реальная фантастика: как тверские писатели Савинов и Емельянов покорили умы миллионов читателей по всему миру

Писатели. Это растрёпанные люди, питающиеся кофе, или энергичные искатели приключений вроде Хемингуэя? Они разные. Вы можете и не подозревать, что писатели рядом с вами. Так было со мной. Работал в офисе и не знал, что за соседним столом трудится раскрученный писатель. Трудится над точно такой же работой, что и я, с той разницей, что вечером он находит силы и мотивацию создавать чудесные миры – писать романы в жанре фэнтези, фантастика и ЛитРПГ.

– Ну как, много уже книг издал? – проявил я как-то дежурный интерес, когда мы столкнулись у кулера.

– Ближе к пятидесяти, – ответил он серьёзно. – Уже третью серию переводим на английский. Я с другом пишу, вдвоём дело идёт быстро.

И тут стало ясно, что мой коллега не так прост. 50 книг!

Фантастика? Да. И на этой фантастике можно хорошо заработать. Как именно, мы расскажем прямо сейчас, потому что писатели Сергей Савинов и Антон Емельянов дали «Тверьлайф» подробное интервью. Начнём по порядку. Может быть, с детства они были вундеркиндами и со школы занимались литературой.

Сергей

– Заниматься литературой – это громко сказано! Я, как многие, начал дописывать полюбившиеся произведения. Это было еще в детстве, в начальной школе. Потом начал более серьезные эксперименты. Даже довел дело до конца, выпустив одну книжицу, в которой было две повести и один короткий роман.

Антон

– В детстве я тоже писал. Это были вначале простенькие сказки, потом разные миксы из историй, собранные в одно произведение и переделанные под себя. Даже одну повесть напечатал на печатной машинке и отправил в издательство. Мне никто не ответил, и я разочаровался в людях! Тогда я думал, кем же я хочу быть и рассматривал все через призму того, как я хочу жить. У меня родилась идея, что я хочу быть свободным человеком, который не зависит от работы, который не должен каждый день к девяти часам утра куда-то идти. И быть писателем – это как раз такая работа мечты.

Реальная фантастика: как тверские писатели Савинов и Емельянов покорили умы миллионов читателей по всему миру

Как становятся соавторами

– С Антоном мы познакомились на филфаке в 2002 году, на первом курсе, – рассказывает Сергей. -Тогда мы еще не знали, что оба пишем. После первого курса мы поехали в экспедицию от университета. Было, честно сказать, скучновато. Мы себя развлекали тем, что вместе с остальными нашими друзьями начали писать забавную повесть про нашу поездку в фэнтезийном антураже, т.е., каждый из нас – это либо эльф, либо орк, либо еще кто-то. И, соответственно, все довольно скучные приключения, которые происходили с нами в экспедиции, мы описывали более фэнтезийно и литературно. Это была исключительно ржака для друзей и для себя. Многие на той истории с писательством и закончили, а вот мы для себя открыли, что можем писать.

– Тогда мы еще ленились, – добавляет Антон. – Но пробовали, старались. Мы понимали, что для того, чтобы писать вдвоем, нужна какая-то система. Нужна была цель. Мы записались на какой-то конкурс, мы его даже выиграли, но в итоге нас не напечатали, хоть и обещали. После победы в конкурсе мы уже окончательно договорились писать регулярно и перестали лениться. Каждый из нас каждую неделю писал свой кусочек общей истории, мы через какое-то время пересылали друг другу главы, правили, редактировали, писали продолжение. Вкусы в литературе все-таки у нас чем-то отличаются, мы поняли, что нужно вводить определенные правила. Например, у Сергея есть три дня, чтобы написать главу и отправить мне. Когда мы начинали, это было тысяч десять знаков или больше (как газетная страница – ред.). И он должен был сделать это, несмотря ни на что. Потом так же я… И вот проходит пара недель, и мы замечаем, что книга начинает расти как на дрожжах.

Если резюмировать биографическую часть, надо сказать, что наши герои из обычных семей, к рафинированным интеллигентам не относятся, успешных литераторов в роду не имеют. Ну а писательство воспринимали как путеводную нить из мира наёмной работы в чудесную вселенную «сам-себе-хозяин». Ну и просто нравилось писать фантастику. Если не нравится, себя не переломаешь ни за какие деньги.

Как написать книгу

С фантастикой всё ясно. С фэнтези тоже – орки и эльфы, кто их не знает. А вот что такое ЛитРПГ? Это не просто непонятное сокращение. Это жанр, который принёс тверским писателям успех.

– Есть компьютерные игры в жанре РПГ (от англ. Role-Playing Game), когда ты выбираешь персонажа и, в зависимости от того, какая у него раса, какая профессия и т.д., строишь дальнейшую игру, – Объясняет Сергей. – Зарабатываешь опыт, развиваешь персонажа как личность. Умные люди в Корее придумали, что это может быть еще и литературой. В такой книге ты можешь описать любую идеальную игру. Когда в обычной книжке ты встретил противника, тебе нужно показать, что персонаж к этому моменту стал сильнее или слабее. В ЛитРПГвсе проще, ты говоришь: «Это персонаж первого уровня, этот – двадцатого…» и т.д. Есть четкая градация уровня силы противника. Учитывая некоторое упрощение, мы позволяем себе добавить в книгу больше динамики. Классическое фэнтези развивается медленно, а благодаря элементам ЛитРПГ мы можем осовременить некоторые классические сюжеты, сделать их быстрее, динамичнее.

Реальная фантастика: как тверские писатели Савинов и Емельянов покорили умы миллионов читателей по всему миру

– Прежде, чем начать писать книгу, мы должны накопить какие-то фишки, – рассказывает Антон. – Мы придумываем интересного героя, его особенности, особенности его врагов и так далее. Заводим подготовительный файл, где прописываем эти идеи, мотивацию героев и антигероев, местные законы и т.д. А потом в созданный мир помещаем нашего протагониста. Дальше мы моделируем мир вокруг героя с учетом его прошлых поступков, его целей, с учетом поступков всех остальных персонажей. Есть ключевые точки по сюжету, которые мы заранее продумываем.

И еще важный момент. На книгу можно посмотреть с нескольких точек зрения. С одной стороны, это язык, которым она написана, с другой – это сюжет, т.е. насколько интересно ее читать, с третьей – это эмоции, которые она вызывает. Как показывает практика, и как бы грустно это ни было, язык не влияет на популярность современных книжек на актуальных порталах, сюжет важнее, но даже он не самое главное. Самое главное – это именно эмоции, которые вызывает книга. Если вызывает, то будет читаться и продаваться. И тут конкретного рецепта нет. Мы можем придумать героев, которые могут кого-то зацепить. Но вызовет ли это эмоции – каждый раз лотерея.

Сюжеты больше общечеловеческие или хайповые, которые сейчас на слуху, например, отношения между государствами?

– Сюжеты больше общечеловеческие, потому что политика – это грязная штука, и нам очень не хотелось бы с ней ассоциироваться, – говорит Сергей. – Из наших книг непонятно, кто мы, за кого мы, против кого, каковы наши политические взгляды. Политика не так интересна в художественной литературе, по крайней мере большей части читателей.

– Если книга интересная и вызывает эмоции, абсолютно все равно, о чем она написана, – добавляет Антон. – Это может быть революционная Россия, жизнь колоний на Марсе или жизнь колоний муравьев, такие книжки тоже есть, и их тоже интересно читать. Главное, чтобы у читателя не возникало вопросов по поводу мотивации героя. Он не должен совершать хаотичных необъяснимых поступков. При этом мы сами не оцениваем героев и антигероев, условного Гитлера какого-нибудь. Не говорим: «Вот посмотрите, это Гитлер, он плохой». Оценивать за нас должен читатель, а мы должны дать убедительный материал для этой оценки. То есть читатель видит описание позиции главного злодея, и он должен понять ее, понять, почему тот поступает именно так, почему он верит, что прав, должен увидеть его доказательства. Только так можно создать интересных, не картонных героев.

И еще. Есть люди, которые пишут постоянно об одном и том же герое из раза в раз. Мы осознанно каждый раз пишем о разных героях, разных сюжетах, чтобы были максимально разные истории. Чтобы мы не воспринимались как авторы одной книжки, одного направления, одного жанра.

– Несмотря на кажущуюся «воздушность» литературного труда, – добавляет Сергей, – принципы в нём те же, что и в любой другой работе: трудись регулярно и усердно, адекватно реагируй на критику, перенимай опыт профессионалов. Практика и ещё раз практика – одна страница, написанная тобой самостоятельно, стоит целых томов отвлечённых теорий, написанных кем-то другим.

Как заработать денег

– Сейчас есть хорошие возможности сразу начать зарабатывать на своем творчестве, есть то, чего не было еще три-пять лет назад, – говорит Антон. – Есть онлайн-платформы для начинающих писателей, а став популярным там, уже гораздо проще договориться с издательствами (если это еще будет для тебя актуально). Сценарий, когда школьник напишет книжку за пару месяцев, выложит ее на сайт, заработает пару сотен тысяч рублей, и родители скажут: «Продолжай!» – абсолютно реален. В нашем случае около десяти лет прошло с тех пор, как мы вернулись из той экспедиции и начали зарабатывать на книжках. Целенаправленно в эту сторону пошли с 2013 года, а первые деньги получили в 2015 году. Первые книги выкладывались полностью бесплатно, для набора аудитории, деньги начали собирать примерно года через полтора, получалось тысяч по десять в месяц. Но тогда – о чем уже говорили – не было таких платформ для продажи.

Реальная фантастика: как тверские писатели Савинов и Емельянов покорили умы миллионов читателей по всему миру
Поклонники тверских писателей пришли на встречу поговорить о творчестве и взять автографы

– Если мы говорим о финансовой стороне вопроса, это прежде всего не издательства, а литературные порталы, – продолжает Сергей. – Мы вовремя подхватили этот тренд и начали писать для сети и публиковаться в сети. Если раньше я, например, обивал пороги издательств и ждал, когда позвонят или напишут, то сейчас совершенно другая ситуация. Сейчас сами издательства выходят на авторов, которые пользуются успехом в сети. Поэтому нужно выбирать определенный портал и пробовать публиковаться. В издательстве вашу работу могут просто отбросить в сторону, а в интернете люди читают и могут указать на ошибки или что-то посоветовать. Происходит живое общение с читателем, свои косяки видишь со стороны. К слову, нельзя просить друзей оценивать твою книгу – они либо слишком ее захвалят, либо, наоборот, скажут, что тебе не стоит этим заниматься.

-Да, писать и зарабатывать в России теперь проще, и хотя рынок по факту насытился за последние три года, осталось всё ещё много места для начинающих писателей, – солидарен Антон. – Когда ты пишешь на русском языке, условия для входа в, назовем это так, книжный бизнес наименьшие – у тебя есть ноутбук и мозги. Ты сел, написал, выложил и смотришь, зашло или нет. Если хочешь издаваться на английском, то здесь все сложнее. Там шире аудитория, но маловероятно, что ты знаешь английский язык на уровне носителя, нужно найти переводчика или агентство. По затратам ориентироваться лучше на пять тысяч долларов.

Реальная фантастика: как тверские писатели Савинов и Емельянов покорили умы миллионов читателей по всему миру
Авторы выпускают новую серию. Перевозчик грузов между миром живых и миром мертвых. Однажды он помог выпустить на волю кого-то страшного… И теперь его главная мечта – стать ведуном и отомстить. Вот только можно ли компенсировать полное отсутствие таланта стальной волей и опытом? История о лучшем почтаре Приграничья и молодой ведунье, одной из сильнейших в своем поколении…

Примерно столько стоит перевод одной книги. Есть более дешевые варианты с плохим качеством, есть более дорогие агентства. Но в целом это дело не простое, ты рискуешь. Если переводишь книжку, которая популярна в России, не факт, что она «выстрелит» в Америке или другой англоязычной стране. Были случаи, когда люди даже перевод не отбивали. Мы пока в среднем в плюсе: есть успешные серии, а есть те, которые окупятся через какое-то время. Ещё важный фактор – обложка книги. От неё многое зависит в плане продаж. Один знакомый американский автор рассказывал, что когда начинал, тратил на обложку примерно 200 долларов. Сейчас с такими обложками, по его словам, его бы никто не заметил. Теперь он заказывает обложки за 1200 долларов. Дело в том, что профессиональные художники могут брать 100 долларов за час работы. Чтобы нарисовать обложку, уходит часов 5-6, а то и 10-12, в зависимости от того, что ты хочешь. Но если всё сложится хорошо, проект окупится. Больше всего денег сейчас приносят электронные книги, потому что они дешевле, их охотнее покупают. На «бумагу» затраты выше, а любителей полистать бумажные страницы все меньше. Но печатная книга – это определенного рода престиж, это нечто символическое. Ну, и нельзя забывать о топовых «бумажных» авторах – уверены, что с тиражами в десятки тысяч экземпляров у них все хорошо и там.

Есть ещё аудиокниги, с них мы получаем гораздо меньше, чем с электронных. И важный момент! Если бы не «электронки», если бы не начавшаяся складывать культура покупать книги в сети, то 90 процентов авторов, которые сейчас пишут, остановились бы после первой книги. И тогда множество хороших серий, что сейчас можно найти и прочитать, просто бы не появилось.

 

 

Антон и Сергей рассказали ещё много интересного, что, к сожалению, не укладывается в формат интервью. Писатели сравнивали разные платформы, гонорары от разных издательств, преимущества и недостатки почасовой оплаты труда для художников и переводчиков. Словом, разбирали ту часть литературной «кухни», с которой сталкивается каждый автор, решивший во что бы то ни стало издаваться и зарабатывать. Настойчивость и ещё раз настойчивость – вот что по мнению наших героев обязательно приведёт к успеху. Если вы решили окунуться в мир литературы как создатель, эти вопросы обязательно нужно будет решать. Но как именно, зависит только от ваших целей и мотивации. Сейчас книжный рынок широк и обилен, конкуренция высока, но и «демократичность» этого рынка достигла небывалых высот. Порог вхождения – цена ноутбука и то время, которое вы готовы выделить на работу. Сегодня перед начинающим писателем лежит целый мир, нужно только набраться смелости и сделать первый шаг.

Интересные мысли, всплывшие в процессе разговора

– Друзья – это плохие первые читатели. Они могут щадить самолюбие, а могут закритиковать. А самое главное, очень часто друзья – это не твоя целевая аудитория, не те, для кого ты пишешь свои книги и кому они будут интересны. Так зачем опираться на их мнение?

– Не надо ждать, пока будет готова вся книга. Если пишешь для себя – пиши как хочешь и наслаждайся процессом. Если пишешь для других – не бойся этого признать, делись новыми главами на интернет-площадках со своими настоящими читателями, смотри, что им нравится, а что не нравится.

– Бывает, когда люди с нуля придумывают новые миры, и тогда книги становятся настоящими бестселлерами. Бывает… Но довольно редко – не стоит ставить на случайность (если вы не гений). Чаще всего для успеха придется постараться… Для начала можно просто читать хороших авторов – хорошие книги вдохновляют. Дальше нужно учиться: книга – это не только фантазия, но и ваши знания и опыт, что вы в нее вложили. Отдельно можно

отметить книги по мифологии, в них вы сможете найти так называемые основные сюжеты, которые могут принести вам успех на литературном поприще.

– Если человек хочет писать книгу и на этом зарабатывать, надо понимать, что это работа. И в ней все зависит от тебя.

Реальная фантастика: как тверские писатели Савинов и Емельянов покорили умы миллионов читателей по всему миру

– Если у тебя нет хейтеров, значит, ты что-то делаешь неправильно. Они в любом случае должны быть, потому что мы живем не в идеальном мире.

– Если вы собрались продвигать книгу за пределами России, помните: перевод должен быть качественным. Не стоит портить репутацию ради экономии. Ну, и у качественного, сочного текста гораздо больше шансов выстрелить и приносить вам пользу не пару месяцев, а всю жизнь.

– Некоторые стесняются много писать: мол, это графомания и все такое… Не слушайте завистников – раз у вас получается писать много, и фантазия не дает сбоев, пишите! Практика даст необходимый опыт, количество перейдет в качество – и успех неминуем, главное, не останавливаться.

– Если есть объективные факторы, например, голова болит, лучше отложить текст. А если «вдохновения нет», то обязательно надо сесть и писать, потому что вдохновение приходит во время работы.

– Умение писать – как мышцы, если регулярно тренироваться, навык будет расти. Уже через месяц увидите результат, даже если раньше никогда не писали.

Вместо послесловия

Петербургский обозреватель Никита Аверин недавно включил новую книгу Антона и Сергея в топ новинок, обязательных к прочтению. Это роман из серии «Мир Карика».

«Зашел Василий вечером в магазин и оказался втянут в игру на выживание, устроенную таинственным существом. Он выжил, но вместо Земли оказался в совершенно другом мире, где кем-то были собраны люди и

каждый из них прошел такое же испытание. Кто-то силой, кто-то обманом… Мир Карика, оказывается, похож на игру, тут можно получать уровни, развиваться, воскресать в случае неудач. Но стоит допустить ошибку, поверить не тому, и можно легко умереть по-настоящему. Поможет ли Василию выжить магия, которую он должен скрывать, или его покровитель, который, похоже, еще не сказал ни слова правды… Кто знает?»

Вот далеко не полная библиография тверских писателей.

Электронные книги.

Аудиокниги.

 

Реальная фантастика: как тверские писатели Савинов и Емельянов покорили умы миллионов читателей по всему миру
Слева направо: Редактор портала “Тверьлайф” Игорь Докучаев, писатели Антон Емельянов и Сергей Савинов.

Подготовил Игорь Докучаев

1+

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:

Похожие записи

Ничего не найдено

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: