Многие из нас ходят в кафе и рестораны. Кто-то часто, другие только по особым случаям, но для всех неизменно одно: правила поведения или этикет. Кстати, с каждым годом он становится все лояльнее и лояльнее. Сегодня в рубрике «Поели за вас» мы напомним, что приемлемо в обители вкусных блюд.
Телефон
Кто из нас, пока сидит за столиком, не держит под рукой смартфон? Оказывается, по правилам этикета в ресторане его нельзя класть на стол. Ключи от машины, кошелек и прочие предметы, кстати, тоже. Правда, в последние годы правило в отношении смартфона нарушают так часто, что это уже не моветон. Кстати, в некоторых заведениях общепита для него даже начали предлагать подставки и зарядные устройства.
И все-таки разговоры по телефону еще не особо приветствуют, особенно громкие. Также не стоит и ходить между столиками, громко разговаривая. И в целом, телефон лучше поставить на беззвучный режим.
Как заказать блюдо
Если вам понадобится время для ознакомления с меню, попросите официанта подойти чуть позже. если затрудняетесь с выбором, то можете спросить его совета. К слову, меню нельзя отрывать от стола и держать в руках. Хотя бы одна сторона должна лежать на столе или ее касаться. Первым делает заказ тот, кто приглашен, причем независимо от цели встречи. Количество блюд у сидящих за столом должно быть одинаковым.
В хорошем заведении ни один гость не останется без внимания официанта. Но если вам нужно привлечь его внимание, не нужно свистеть, кричать, активно жестикулировать. Достаточно просто установить зрительный контакт и поднять вверх руку. К слову, заигрывание, флирт и скандалы с официантами и хостес недопустимы. Если вам что-то не нравится, просто вежливо попросите вызвать менеджера, чтобы объяснить ситуацию.
Салфетки, вилки и ножи
Сервировка столов в любом заведении предполагает наличие специальной салфетки из ткани для защиты одежды, которую нужно положить на колени. Если она испачкается, попросите официанта принести чистую. После ужина сложите ее пополам и положите слева от тарелки. Не стоит класть ее на грязную посуду. Если вы хотите ненадолго отойти, салфетку можно оставить на сиденье вашего кресла и после снова положить на колени. Губы и руки лучше промокать привычными бумажными салфетками. Также не вытирайте столовые приборы. Если нужно, их могут заменить.
Расположение ножа и вилки на тарелке — это настоящий язык, который рассказывает официанту закончили ли вы прием пищи или просто взяли паузу. Но зачастую такую грамоту не знают ни гости, ни персонал. Многие думают, что сложенные крест-накрест приборы — это знак, что есть блюдо закончили. На самом деле на это указывают параллельно лежащие приборы, а лежащие крест-накрест вилка с ножом показывают, что убирать тарелку рано. Если сервировка стола сложная, то сначала используют внешние столовые приборы. Вилку держат в левой руке, а нож в правой, но допустимо переложить вилку в правую руку, если блюдо нарезано. Нельзя облизывать нож, класть грязные приборы на стол или скатерть, а не на тарелку, поднимать их, если они упали на пол.
Поход в туалет
Главное правило — не говорите об этом. Лучше вежливо извинитесь, встаньте без объяснений и, если нужно, тихо спросите у персонала, где находится туалет.
Использование зубочистки
После стейка или салата может появиться необходимость использовать зубочистку. Не спешите работать ей во рту, сидя за столом, даже если прикрыли рот ладошкой или салфеткой. Лучше выйдите для этого в уборную.
Что делать с несъедобным
В блюдах могут быть несъедобные части. К примеру, лимонная цедра, рыбные кости или косточки от оливок. По правилам этикета их нужно оставить в верхней левой части тарелки.
Кто платит
Один из самых сложных вопросов. Но по правилам платит тот, кто пригласил, хотя это правило часто нарушают. Этот вопрос лучше обсудить заранее, чтобы не было неловкой ситуации. Также можно разделить счет.
Чаевые
Если работа персонала вам понравилась, а впечатления от кухни заведения приятные, можно оставить чаевые. Обычно их размер составляет 10-15% от суммы конечного счета. Это могут быть наличные, но существуют и безналичные варианты оплаты через приложение или QR-код на чеке.