
«Тверьлайф» продолжает еженедельную рубрику «Страна утренней свежести. Взгляд изнутри». Обозреватель портала Мария Тетина, которая сейчас живет в Южной Корее, рассказывает читателям об особенностях этой далекой, но такой интересной страны. Следим за новостями и говорим о разном: от получения статуса беженца до безвизового режима, от памятников до архитектуры, от популярных сервисов до истоков одного из главных южнокорейских праздников. Сегодня рассуждаем о местном кинематографе.
Кино — один из самых популярных видов искусства. Комедии, трагедии, фильмы ужасов, триллеры, байопики — все это доступно практически в любой момент, не зависимо от того, находитесь ли вы дома на диване или в кресле в самолета. Кино объединяет даже тех, кто не прочь поспорить о вкусах.
Первые ленты, которые появились на рубеже XIX и XX веков, завоевали любовь зрителей по всему земному шару. Люди с киноаппаратами подарили необычный взгляд на мир и на привычные вещи, нас окружающие. Первые фильмы вызывали одинаковый восторг во Франции, в Англии, в России, и новый вид искусства стал стремительно набирать популярность, становясь все более разнообразным, чтобы угодить самой разной публике.
Нам всегда твердили, что искусство должно быть вне политики. Однако в последнее время все больше западных картин подвергается корректировкам под давлением повестки. Достаточно вспомнить шутку про «оригинал и адаптацию от Нетфликс», чтобы понять, о чем идет речь. Теперь повестка определяет, что зрители будут смотреть, а что пройдет мимо них. В конце февраля крупнейшие голливудские студии приостановили выпуск своих картин на территории России из-за спецоперации на Украине.
Walt Disney, Sony, Universal, Warner Bros. и Paramount, у которых, к слову, были и совместные проекты с российскими студиями (вспомнить хотя бы нашумевшее «Движение вверх» Антона Мегердичева), покинули нашу страну. Недавно стало известно, что канадская сеть IMAX окончательно покинула московский офис.
Стоит заметить, что из-за пандемии коронавируса конвейер, который штамповал блокбастеры один за другим, заметно сбавил обороты. В 2022 году в мировой прокат вышло едва ли пять картин, достойных внимания, и поэтому российский зритель, нагло обделенный западными новинками, все же не остался у разбитого корыта.
Да и не останется: генеральный директор «Москино» Наталья Мокрицкая заявила, что отсутствующие американские и европейские фильмы в кинотеатрах заменят картины из Индии, Китая, Турции и Южной Кореи.
То, что южнокорейский кинематограф будет востребован у российского зрителя, доказывает успех фильма Пона Джун Хо «Паразиты». На фоне западных кинолент он стал глотком свежего воздуха — свежий, колоритный и необычный. До премьеры «Паразитов» Пон Джун Хо, этакий корейский Дэвид Финчер или Дени Вильнёв, был мало известен в России. Однако к тому моменту на его счету были такие громкие фильмы, как «Воспоминания об убийстве» или «Окча». Последняя картина пропагандирует защиту животных, в ней наравне с корейскими актерами снялись Тильда Суинтон, Джейк Джилленхол и Пол Дано.
Звездой 90-х и нулевых годов был Пак Чхан Ук. Большую часть его картин объединяет мотив мести, которая становится главной мотивацией героев. Режиссера отличает черный юмор, которым он не пренебрегает на экране, и экстремальное изображение насилия. Среди известнейших кинолент Пака Чхан Ука — «Объединенная зона безопасности» и «Олдбой». Сцены из последнего не раз были процитированы: к примеру, отсылки к эффектно поставленной драке главного героя О Дэ Су (Чхве Мин Сик) с толпой головорезов, произошедшая в узком коридоре и снятая одним кадром, появлялись в сериале «Сорвиголова» или фильме «Рейд».

Не менее известный режиссер — Ким Ки Дук. В его арсенале есть как вдумчивые картины, рассказывающие о прощении и терпимости («Весна, лето, осень, зима… и снова весна»), так и ленты о насилии и одержимости («Плохой парень», «Мёбиус»). В своих работах режиссер не боялся показывать темные стороны корейского общества: его героями нередко становились мошенники, маргиналы, сутенеры и девушки легкого поведения. А в фильме «Сеть», вышедшем в 2016 году, Ким обращается к теме двух Корей, и подчеркивает, что две страны, несмотря на экономический разрыв, не так уж сильно друг от друга отличаются.

При всем многообразии корейского кинематографа, многие картины даже самых популярных режиссеров в России не так уж известны. Зато нам хорошо знакомы корейские сериалы. До прошлого года эта ниша ассоциировалась преимущественно с дорамами, популярным сюжетом для которых служат небывалые истории успеха в духе «Доярки из Хацапетовки». Однако после выхода «Игры в кальмара», которая пощекотала нервы не хуже любого фильма ужасов, сериалы из Южной Кореи перестали воспринимать так однозначно. Среди них можно найти не только любовные истории: эпопею о нашествии зомби («Мы все мертвы»), драму о суде по делам несовершеннолетних («Ювенальный суд») или о том, как обычному семьянину приходится работать наркокурьером, чтобы спасти близких («Образцовая семья»).

Благодаря стриминговым сервисам, которые сразу же предлагают перевод с корейского на русский, знакомиться с киноискусством Страны утренней свежести стало проще, чем когда либо. Впрочем, увидеть фильмы на большом экране — отдельное удовольствие, надеемся, нам его подарят.