
Эту историю написал мистер Марк Твен — известный прозаик и журналист. Его книга «Приключения Гекльберри Финна», по мнению Хемингуэя, положила начало современной американской литературе. Спустя почти 140 лет после её выхода Иван Пачин рассказал о приключениях друга Тома Сойера на сцене тверского ТЮЗа.
Одноименная постановка не точь-в-точь воспроизводит роман Марка Твена, однако это и не нужно: в сюжет органично вплетены все ключевые моменты без лишней жестокости, описанной в книге. В этом заслуга автора инсценировки Фёдора Парасюка, неоднократно работавшего с Иваном Пачиным («Вафельное сердце», «Вратарь и море»).
Все внимание приковано к Гекльберри Финну (Дмитрий Фёдоров), история которого интересна, но зачастую незаслуженно отодвинута театралами на второй план. В спектакле Ивана Пачина не идентифицируется ни Том Сойер (Алексей Измайлов), заявленный среди персонажей, ни его тётка Салли (Марина Федотенкова). Главный герой этой истории, Гек Финн, лишь мельком вспоминает своего товарища, а в финале сам вызволяет Джима с кирпичного завода, а не с плантации Фелпса.
Постановку едва ли можно назвать спектаклем для детей всех возрастов — герои носят оружие (какая же Америка без этого), рассуждают о вреде курения, покручивая трубку в руках, и даже погибают, перемазанные кровью от ранений. Признаться, зрителям постарше этот подход будет импонировать, а вот маленькие посетители могут даже возмутиться, хотя показать сказку о беззаботном Гекльберри никто не обещал.
Темы, поднятые в спектакле, намного острее, чем истории Тома Сойера о покрашенном заборе или походе на кладбище с дохлой кошкой. Это уже не мальчишеские авантюры, а серьезные шаги и реальные трудности, сложные выборы и ответственность за свои решения. Все это — не просто следование сюжету Твена, но и попытка отказаться от упрощения истории в угоду «детскому» театру.
Постановка получилась невероятно стильной благодаря тандему художника-постановщика Ксении Шачневой и художника по свету Владимира Коваленко. В спектакле нет лишних декораций, а те, что имеются, выдержаны в природной цветовой гамме. Действие, к слову, разворачивается не только на подмостках, но и в зрительном зале. Прием не новый, но в этом случае крайне эффектный: многочисленным персонажам было бы тесно на одной лишь сцене, где едва ли можно показать и бескрайние просторы Америки. Да и герои становятся ближе к зрителю.
Дорога в спектакле имеет не последнее значение — это не только географические перемещения, но и поиски самих себя. Режиссер с вниманием относится к путешествию героев и людям, которые встречаются на их пути: будь то мелкие разбойники или герцог (Михаил Хомченко) с королем (Александр Евдокимов). Каждый маленький эпизод — почти самостоятельная поучительная история. Все это делает спектакль похожим на классический роад-муви с налетом притчи.
Постановка, можно сказать, «пропитана» стилем Ивана Пачина: от интонаций актеров до недосказанностей, элегантных полунамеков (например, Джима (Сергей Зюзин) и его семью в начале спектакля помечают углем, что становится отсылкой не только к их роду занятий, но и к цвету кожи).
Любопытно, что действие не замыкается на главных персонажах. Так, во время ужина Гека со вдовой Дуглас (Елена Соколова) и мисс Уотсон (Марина Федотенкова) на сцене появляется Джим, который в сторонке таскает мешки, перебирает выпавшую солому под заинтересованным взглядом работорговца (Роман Клоков). Этот небольшой ход расширяет возможности сцены и наполняет ее жизнью, заставляя зрителя все глубже погружаться в сюжет.
«Приключения Гекльберри Финна» — книга объемная. Несмотря на то что в основу спектакля она легла не целиком, нужно быть готовым провести в зрительном зале почти 2,5 часа вместо заявленных 2-х.
Впрочем, пролетят они незаметно.
Текст: Мария Тетина