22 марта Министерством спорта Российской Федерации был подписан приказ №215. Данный документ утвердил программу развития мотоциклетного спорта в России на период с 2022 по 2025 годы. Сейчас, когда всех русских спортсменов убрали из международных соревнований, наступило время наладить, или даже настроить, внутреннюю мотосреду. А работы в этом направлении воз и маленькая тележка.
С распадом Советского Союза, и его плановой экономикой, развалилась и система дополнительного образования технического направления. Некогда популярные станции юных техников и спортивно технические клубы ушли в забвение. Новая страна с капиталистическим строем выбрала приоритетом оптимизацию расходов в социальной сфере деятельности человека. Из-за этого на заре своего развития были «убиты» многие очаги скопления энтузиастов и любителей технического творчества.
От 2000 годов к нашим дням
Шли годы. Жизнь в стране становилась стабильнее. Широкую популярность начали набирать мотоклубы. Все больше людей стремились пересаживаться на двухколесную технику. Это веяние было подпитано и доступностью двухколесного транспорта. Купить китайский скутер или малокубатурный мотоцикл уже не составляло труда. Пик развития мотоклубов пришелся на период с 2010 по 2015 годы. В это время в регионе сформировалось большое количество мотосообществ. Вместе с этим росло и количество разнообразных мотофестивалей.
Но не фестивалями едиными насыщали календарь событий региональные мотоклубы. Многие из них стали поглядывать в сторону проведения спортивных состязаний, а именно мотокроссов. Центрами таких событий в России стали Нелидово, Торжок, Ржев, Осташков, Тверь. Но история тверского мотоспорта намного богаче и уходит своими корнями в середину двадцатого века.
В 1954 году первые соревнования по мотокроссу прошли на нелидовской трассе, а в 1979 году Калинин стал домашней ареной для командного чемпионата мира по гонкам на льду. Стоит отметить, что в советское время практически в каждом районе области проходили мотоциклетные соревнования, которые побуждали тогдашних мальчишек и девчонок охотнее заниматься в авто- и мотокружках, которых по области также было очень много.
Вернемся в наше время. Пережив волну спада и нового роста интереса к мотоспорту, в регионе снова стали проводиться соревнования по мотокроссу. С 2010 года возобновился интерес к эндуро гонкам. Связано это с тем, что в отличие от мотокросса, в нем можно участвовать на любом мотоцикле и с любым уровнем подготовки.
С 2017 года нашлось занятие и для владельцев обычных дорожных мотоциклов, кому грязь и скорость мотокросса и эндуро были не по душе. В регион пришла мотоджимхана. За пять лет своего существования это увлечение некоторых мотоциклистов переросло в полноценный чемпионат с сотней участников, который проводится в разных районах области.
В 2021 году произошло важное событие — открытие еще одной дисциплины мотоспорта в регионе — гонки на снегоходах. Вчерашние туристы, катавшиеся по свежевыпавшему снегу с энтузиазмом приняли приглашение поучаствовать в гонках. И уже в 2022 году в двух районах области прошли подобные соревнования.
Еще одна дисциплина, которая пока не включена в список, но в скором время может появиться это Унимото. Увлечение бежецких мотоциклистов, которые начали заниматься этим в 2017 году, развилось до этапа Кубка мира. Его провели в 2021 году, и участниками стали десятки спортсменов из разных уголков страны.
Вот так, из года в год тверская земля пополнялась различными спортивными состязаниями на мототехнике. И это не предел, ведь не весь список дисциплин мотоспорта мы озвучили. А для того, что бы этим заниматься, нужен энтузиазм, увлеченность, знания. И это еще одна сторона вопроса по развитию мотоспорта в регионе — откуда брать кадры? И в этом вопросе мотоклубы снова обратились к опыту наших предков — нужны кружки технического творчества. В прошлом году этот вопрос сдвинулся с мертвой точки.
В 2021 году в поселке Мирный Торжокского района при поддержке губернатора Игоря Рудени, депутата Госдумы Владимира Васильева, главы Торжокского района Елены Хохловой и Федерации мотоспорта Тверской области в местной школе открыли кружок «Мотодело». Идею подхватил и Вышний Волочек. На базе местного отделения ДОСААФ в ноябре появился еще один кружок технического творчества «Мотодело». Самое приятное в этих события то, что инициативу поддержали на самом верху, и это важно для развития данного направления работы с детьми и молодежью.
Федерация мотоспорта Тверской области
Но не все бывает так гладко. В любой бочке меда, есть ложка дёгтя. Любой организатор мероприятий расскажет вам о трудностях подготовки мероприятия. И, казалось бы, ты делаешь благое и полезное дело: для участников — место для соревнования, для района — узнаваемость и приток туристов. Но не тут-то было. Часто организаторы — это энтузиасты, которые горят любимым делом, хотят его развивать на малой Родине и создавать условия для самореализации. И тут всплывают несколько проблем: финансирование, административное сопровождение, судейство соревнования и материально-техническое обеспечение.
Мы проводим соревнования по мотокроссу. Ежегодно в них участвуют чуть меньше 100 спортсменов из Набережных Челнов, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Выборга, Великого Новгорода, Валдая, Боровичей, Смоленска, Москвы и Московской области, Ярославля. А зрителями становятся несколько сотен человек. Из трудностей — нет территории, закреплённой под эти мероприятия, желательно в доступе городского транспорта. Одним из важных вопросов является обеспечение мероприятия специальными службами: «скорая», МЧС, сотрудники правоохранительных органов. Не всегда удается найти взаимопонимание. Приходится решать вопрос финансов. А это тоже расходы, которых порой нет, — рассказал Евгений, организатор соревнований в Твери.
Каждый организатор решает вопрос как может. И хорошо, если местные власти и бизнес-сообщество помогают. Тогда каждый получает свой бонус — календарь администрации пополняется интересным событием, партнеры получают рекламные площади и узнаваемость далеко за пределами округа, организаторы — помощь в подготовке и проведении эвента. А если совсем все печально на территории? Власти открещиваются от любых позитивных активностей, потенциальные партнеры не заинтересованы в сотрудничестве и т.д. В таком случае приходится надеяться на соратников и свои силы. Но надолго таких людей не хватает. Они быстро перегорают и переключаются на другие непрофильные дела, а порой и вовсе уходят из любимого дела. Что делать в этом случае?
Здесь вступает в силу Федерация мотоспорта. Она создана заново и сделана для всего региона. Почему именно в такой формулировке? Это не первый раз, когда создается федерация. Последняя из них была образована в Нелидово и занималась исключительно делами этого района. В то время, как другие организаторы жили сами по себе. Многие даже и не знали о существовании таковой.
Мотокросс и Нелидово неразрывно связаны. Наш район проводил региональные и международные соревнования. Но это в прошлом. Время поменялось. Хотя зрительский интерес не падает. На наши мероприятия приходят больше 1000 зрителей. Планируем в августе гонку провести. Но с каждым годом сложностей с организацией мероприятия все больше, а сил все меньше. На данном этапе много что нужно, и со «скорой» пока не ясно, и «пожаркой». Ну и финансы на подготовку трассы нужны. Проблемы общие и понятные для многих организаторов спортивных состязаний. Особенно тех, что связаны с техникой, — поделился мнением Павел, организатор мотокросса из Нелидово.
Все изменилось в прошлом году, когда организаторы соревнований со всей области приняли решение о возобновлении работы организации. И уже в 2022 году прошло первое рабочее собрание. Главным вопросом на повестке была аккредитация организации в Спорткомитете области. Успешное решение этой задачи позволит включить все мотоциклетные соревнования в единый календарь областных мероприятия. Это, в свою очередь, мост для продуктивного диалога с местными властями.
Кроме календарного плана аккредитованная организация сможет выдавать спортивные разряды и аттестовывать судей, для проведения мотоциклетных соревнований. Первое позволит вовлечь в мотоспорт больше детей и молодежи. Вопрос с судьями позволит решить часть финансовых проблем. Раньше приходилось искать и оплачивать работу лицензированных судей и их помощников. Ну и один из самых важных аспектов — поиск партнеров. Федерация может стать гарантом выполнения намеченных планов в проведении мероприятия. А это очень важный фактор при взаимодействии со спонсорами. Высокий спрос на зрелищные мероприятия может, в итоге, дать хорошие плоды для всех. Но все это будет возможно при активной работе всех членов федерации.
Сейчас еще рано делить шкуру неубитого медведя, но задачи на ближайшее время определены. От их решения будет зависеть будущее Федерации мотоспорта Тверской области. Время покажет, а мы будем следить за развитием и пожелаем парням удачи!