Классное начало: как родители могут влиять на успеваемость ребенка

  • 7 сентября 2023, Четверг 19:04
  • Автор: Екатерина Михня
  • 3516
Классное начало: как родители могут влиять на успеваемость ребенка
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

Прошло всего несколько дней, как первоклашки перешагнули порог школы. Но далеко не все осознали, какая большая перемена произошла в их жизни. Вместе с учебниками и тетрадками ребята могут положить свои любимые игрушки, а затем их достать на уроке. Впрочем, фантазерам достаточно карандашей с ластиком, чтобы вести воображаемый бой на парте. А кто-то совсем оказался не готов к новым дисциплинарным требованиям.

Уровень стресса у младшеклассников в первые месяцы учебы зашкаливает. Он может проявляться в плохом настроении, апатии, нежелании делать уроки и, возможно, агрессии. Кто постарше, тоже не сразу втягивается в работу и могут нахватать плохих оценок в самом начале учебного года. Кто-то возьмется за ум, чтобы исправить ситуацию, а другой, наоборот, опустит руки и совсем запустит учебу. Как родители могут помочь своему чаду, чтобы школьные годы запомнились как счастливые годы? Об этом корреспондент газеты «Тверские ведомости» решила поговорить с педагогом-психологом высшей категории, клиническим психологом Александром Шараповым.

Шарапов

– Александр Владимирович, после лета детям трудно адаптироваться к школьной нагрузке. Какие возрастные особенности надо учитывать, чтобы помочь ребенку втянуться в учебный процесс?

 Головной мозг ребенка отличается от мозга взрослого человека. К 78 годам ведущим становится левое полушарие, формируются межзональные связи. Тем не менее, учебная нагрузка на детей в начальной школе должна быть дозирована. К сожалению, многие родители излишне акцентируют внимание на оценках, игнорируя занятия вроде лепки, рисования, игр и прогулок. Кроме того, из-за возможного межполушарного конфликта может нарушаться поведение, дети могут быть капризными. Конечно, это может усложнять освоение школьной программы. Для дальнейших успехов в точных науках в свое время нужно наиграться.

– Современные дети предпочитают проводить время за гаджетами…

 Да, и зависимость бывает такая сильная, что дети практически не уделяют внимания урокам и другой полезной деятельности. Как с этим бороться? Запретить пользоваться смартфонами практически нереально. Но надо, тут я могу сослаться на мнение авторитетных коллег, ограничивать использование телефона: полтора часа в будни и три часа в выходные дни.

1 сентября
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

– Родители мечтают, чтобы их ребенок рос послушным умницей. И когда вместо пятерок в дневнике стоят тройки и двойки, то чаще всего родители отчитывают свое чадо, не стесняясь в выражениях. Понятно, что кричать и ругать – это очень плохо, но как повлиять, чтобы дети взялись за ум?

 Вопрос непростой: многое зависит от психологии ребенка. Конечно, в определенной мере можно высказать недовольство. Но если ребенок тревожный, часто спрашивает, правильно ли он сделал или нет, то ругать за оценки не стоит. Специалисты настаивают, что тревожных детей надо поощрять за старание, за сам учебный процесс, а не за результат.

Психологи настаивают, чтобы детям с малого возраста напоминали, что учеба и уроки  это работа, это ответственность ребенка. Замечено, что даже малыши обладают «чувством справедливости», чутко реагируют, когда правила нарушаются. На практике это значит, что о домашних заданиях нужно договариваться заранее  время, условия выполнения. И твердо придерживаться расписания. А дети обязательно будут проверять родителей на прочность, и хорошо бы разбираться, когда действительно недомогание, а когда используются манипуляции.

Еще хочу добавить интересный факт по поводу оценок. Следили за детьми с высоким уровнем интеллектуального развития. Они повзрослели. Из них только 20 процентов стали успешными и богатыми. У остальных были обычные доходы и должности. В чем же дело? Оказывается, для успеха более важным является умение общаться, понимать людей  так называемый эмоциональный интеллект. Конечно, умственное развитие важно, но иногда полезно вместе, например, за грибами сходить, познакомить с природой, пообщаться по душам.

– Есть такое понятие «домашние дети»: они привыкли, чтобы их опекали, не любят, когда в классе очень шумно, и тем более не готовы, что их может кто-то обидеть. Как помочь им адаптироваться в школе? Отражаются ли отношения со сверстниками на учебе?

 Обстановка в классе крайне важна. Если отношения с одноклассниками не складываются, то ребенок может отказываться ходить в школу, например, под предлогом плохого самочувствия. Или отказываться отвечать у доски. Для того чтобы родители не пропустили такой звоночек, необходимо наладить обратную связь с классным руководителем, педагогом-психологом (которые есть в школе). Отлично ситуацию раскрывает тест «Социометрия», проводимый профильным специалистом. Но в первую очередь необходимо выстроить доверительные отношения с ребенком.

Отличительная особенность детского мозга  высокая нейропластичность. В жизни это помогает быстро адаптироваться к новой обстановке, усвоить знания или проработать психоэмоциональные проблемы. Отсюда вывод: самое основное  научиться создавать условия для диалога с ребенком, заставить себя слушать, не исправляя «наивности» и давая советы. И, конечно, не отмахиваться от жалоб детей. У меня были сложные консультации с детьми, родители которых долгое время отмахивались от проблем.

1 сентября
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

– А как правильно себя вести взрослым, если они считают, что их ребенок столкнулся с буллингом? От многих пап и мам часто слышишь совет, что «дети сами разберутся».

 Буллинг как явление возник не вчера, давайте вспомним советский фильм «Чучело». Девочка оказывается беззащитна, когда против нее ополчился весь класс.

Основная сложность с буллингом  игнорирование этого явления педагогами и родителями. Это неправильная позиция. При малейших подозрениях необходимо обращаться к педагогу-психологу учебного учреждения. Сейчас часто практикуется процедура медиации, когда две конфликтующие стороны договариваются между собой под руководством специалиста. Результат довольно эффективный. Если психолога в школе нет, то нужно обращаться к классному руководителю, завучу, сделать все возможное, чтобы ребенок не пострадал физически и не привыкал себя чувствовать в роли жертвы.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале