Дорогой читатель! Мы открываем новую праздничную рубрику «Искусство Победы». С 1 по 9 мая на портале Tverlife мы будем рассказывать вам о живописи, музыке и фильмах, которые так или иначе связаны с праздником великой Победы.
В честь Праздника весны и труда открывает нашу рубрику картина «После демонстрации. Они видели Сталина».
Дмитрий Мочальский – нетипичный представитель художников соцреализма. Он всегда был довольно сдержан в своих «высказываниях», не приукрашивал происходящее, скорее – обобщал. Если убрать красные знамена, на его холстах совершенно не проглядывает ничего агитационного. И несмотря на это, он стал первым беспартийным председателем Московского Союза художников в период «хрущёвской оттепели».
Большая часть живописи на тему первомайских демонстраций, как в довоенное время, так и после, очень схожа между собой: широкие проспекты, шествия рабочего класса с портретами вождей и счастливыми улыбками на лицах, патриотические лозунги на плакатах и вереницы красных флагов. Соответственно, исходя из названия картины, мы сразу представляем, как Сталин на трибуне произносит речь, а восторженные зрители внимают ему.
Но Дмитрий Мочальский сумел показать нам нечто более глубокое — он рассказал историю. Строгий фон картины: серая чугунная решетка моста, серое небо, мокрый серый асфальт, серые силуэты городских домов. В центре композиции группа людей: юные музыканты, чьи взгляды устремлены вдаль, рабочий с красным знаменем, женщина в военной форме и девочки в пионерских галстуках, женщина с ребенком на руках. Центральная фигура — юный суворовец со счастливой улыбкой в окружении своих друзей, явно обсуждают увиденное. Свернутые красные знамена будто придают полотну динамики и дополняют общее ощущение быстрого движения всей группы вперед.
Одного взгляда достаточно, чтобы понять, что автору удалось передать «послевкусие»: эти люди действительно видели что-то такое, что запомнится им на всю жизнь.
В 50-е годы репродукцию картины «После демонстрации. Они видели Сталина» печатали на открытках. Ее до сих пор можно приобрести на площадках для коллекционеров.