В нашей рубрике — «Искусство Победы» — снова живопись.
Сегодня мы подробнее расскажем об удивительной истории картины, которая знакома многим — Александр Лактионов «Письмо с фронта» 1947г.
В годы отечественной войны Академия художеств, в которой в то время преподавал Лактионов, была эвакуирована в Самарканд. Однако художник к середине войны перебрался в Загорск и поселился с семьей в Троице-Сергиевой лавре.
Александр искал идеи для своей первой последипломной картины, уже собирался дать ей название «Встреча», но случай решил все иначе. На прогулке к художнику обратился солдат с перевязанной рукой, он искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Сцена получения долгожданной весточки с фронта сильно впечатлила Александра и окончательно определила замысел будущей картины.
На написание картины ушло два года, автор работал только в солнечные дни, чтобы как можно реальнее передать свет и тень. Но это были не единственные препятствия на пути к зрителю.
В советские годы перед выставкой собиралась комиссия, которая оценивала не только мастерство автора, но и другие тонкости. Члены комиссии буквально набросились на полотно: они были недовольны тем, как был изображен быт советской семьи. Стены с облупленной штукатуркой, бедная одежда, прохудившиеся полы на крыльце. А что подумают иностранцы? Организаторы выставки в Третьяковке заступились за полотно и им удалось его отстоять, с условием, что картину разместят в незаметном углу в малом зале.
Конечно, такое отношение очень обидело художника. Но народная справедливость восторжествовала. Отзывы о картине «Письмо с фронта» были наполнены словами благодарности и восторга. Посетители будто приходили посмотреть только на одну эту картину.
В итоге именно за это полотно Александр Лактионов получил самую высокую награду того времени — Сталинскую премию первой степени. Художник написал шесть авторских копий. Картина неоднократно воспроизводилась в печати. Ее включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей, на разворотах журналов «Огонек», «Работница», «Крестьянка». Репродукция изображена на одной из почтовых марок СССР серии «История советской живописи» 1973 года.