Как всегда, в обзоре «Читателя Толстова» на сайте «ТОП Тверь» самые разнообразные книжные премьеры этой недели. История эмигранта, который во время нацистской оккупации пытается в Исландии оживить глиняного человечка; «военный» цикл Амброза Бирса; новый роман Дэниела Мейсона, где главным героем становится лесной домик; фантастическая версия гражданской войны в духе Лавкрафта от российского мастера жанра «хоррор»; путевые заметки о путешествии по Южной Америке, и многое другое.
Книга недели
- Сьон «В холодной росе первоцвет (Криминальная история)». Изд-во «Городец», перевод с исландского Натальи Демидовой, 18+
Человек, скрывающийся под псевдонимом Сьон – один из самых необычных и загадочных писателей современной Исландии. Важно знать, что Сьон – это не просто популярный исландский писатель, это соавтор Бьорк, самой известной представительницы Исландии в мировой культуре, он автор текстов большинства ее песен, ну а «для внутреннего употребления» еще и известный в Исландии писатель, переводчик и драматург. Плюс создатель своеобразного литературного стиля: его романы больше напоминают притчи, такие тексты, пронизанные поэтическим настроением, в которых то и дело появляются библейские сюжеты и существа из исландской мифологии – ну как если бы кто-то из наших писателей создавал романы, в которых равноправными персонажами становились бы люди, и, скажем, говорящие медведи. «В холодной росе первоцвет» — вторая книга трилогии KoDeck 1962, первая – «Зародыш мой видели очи твои. История любви» (18+) выходил в прошлом году. В трилогии воспроизводится важный библейский текст о создании человека. Только у Сьона человек родится из особой глины, которую отец главного героя, будучи узником концлагеря, собирал из собственной плоти, крови, слюны, обрезков ногтей – а потом сложил глину в шляпную коробку и совершил побег. Во втором романе беженец Лео Леве прибывает в Исландию, действие происходит во время второй мировой войны, и Леве пытается оживить гомункула из шляпной коробки, а для этого ему придется общаться с чиновниками, сумасшедшими, фантасмагорическими и сказочными персонажами. В этом особенность прозы Сьона: каждый его роман отправляет вас в причудливые путешествия, каждый представляет собой уникальный сплав фантазии, поэзии, исландской мифологии. Наверно, жанр романов Сьона можно было бы назвать «магическим реализмом», но это какой-то, скорее, поэтический, романтический, фантастический реализм, построенный на постоянных экспериментах с сюжетом, историей, мифологией, стилем.
Фото: gorodets.ru
- Амброз Бирс «Человек с двумя жизнями. 33 мистические, бьющие в самое сердце истории о войне». Изд-во «Центрполиграф», перевод
Амброз Гуиннет Бирс – американский писатель, автор, пожалуй, наиболее страшных рассказов в прозе конца XIX века. Его часто сравнивают с Эдгаром По, но Бирс сильнее По. В эту книгу вошли рассказы Бирса, вдохновленные картинами и историями Гражданской войны в США. Это поистине шокирующие истории, как, например, «Случай на мосту через Совиный ручей», когда солдата собираются повесить на перилах моста, веревка рвется, он ныряет, плывет, уходит от погони…а после оказывается, что все это пронеслось в его воображении в ту секунду, когда его тело с петлей на шее падало с моста. Или история о том, как солдат попадает в плен, его должны расстрелять утром, он ведет себя дерзко, и офицер решает казнить его прямо сейчас – и человек ломается, потому что пока у него было время до утра, он еще мог себе позволить насмехаться над врагом. Рассказы Бирса – чрезвычайно жесткие, прямолинейные, по-настоящему жуткие, к тому же с такими неожиданными сюжетными развязками. В эту книгу вошли все тексты из «военного цикла» Амброза Бирса, некоторые впервые переведены на русский.
Фото: cnpol.ru
- Владислав Отрошенко «Гения убить недостаточно». Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 16+.
Советую заодно прочесть предыдущую книгу Владислава Отрошенко «Драма зимней ночи» (18+) – совершенно замечательную биографию писателя Сухово-Кобылина, один из настоящих шедевров литературоведческой и биографической прозы, книга вышла в прошлом году. «Гения убить недостаточно» — сборник эссе Отрошенко, посвященных, скажем так, неочевидным фактам из жизни знаменитых писателей прошлого. Катулл влюбился в Лесбию, Ницше бродил по Венеции, Андрей Платонов в 1927 году в Тамбове пережил ужасное происшествие, когда ему приснилось, что он встретил самого себя. Все эти события, мелкие, непримечательные, повседневные, автор превращает в триггеры, «спусковые крючки», которые повлияли на творчество его героев – а следовательно, и на всю мировую культуру. Пушкин, известный любовью к мистификациям, придумал своего Ивана Петровича Белкина, который якобы написал известные повести – и сильно удивился, когда Белкин зажил собственной жизнью, стал публиковать повести уже без ведома своего создателя (считается, что эта история послужила Гоголю для замысла его повести «Нос»). Эссе, помещенные в книгу – это не литературоведческие штудии, это, скорее, такие снайперски точные истории о том, как самое мелкое событие способно в жизни творца приобрести влияние поистине космических масштабов. Очень любопытная книга.
Фото: labirint.ru
- Дэниел Мейсон «Северный лес». Изд-во «Фантом Пресс», перевод Светланы Арестовой, 18+.
Это уже третий (и самый новый) роман американского писателя и врача Дэниела Мейсона, который выходит в России – после «Настройщика» и «Зимнего солдата» (оба 18+). Мейсон – певец мирового захолустья, обнаруживающий интересные истории в самых, казалось бы, неприглядных уголках земли. И именно это, подчеркнем, делает его произведения настоящей литературой. В «Северном лесе» местом действия становится, как понятно из названия, лес где-то в глуши Западного Массачуссетса. Вернее, небольшая хижина, затерянная в самых дебрях. И каждая глава книги посвящена человеку или людям, которые когда-то жили в его стенах. Вот девушка, похищенная индейцами, они вырезали всю ее родню, а она как-то прижилась, обустроилась со своим ребенком. Вот влюбленные, совершившие побег из пуританской общины. Вот отставной солдат, решивший посвятить себя выращиванию яблок. Вот охотник, который уходит из дома каждый раз, когда его жене начинают мерещиться призраки. Каждая глава стилизована под так называемый эго-документ: дневник, любовное письмо, отчет для заседания исторического общества, доклад местного краеведа. Деревья и растения, насекомые и звери тоже имеют право добавить свои слова к услышанным рассказам, и их голоса тоже прозвучат в романе. «Северный лес» — роман остроумный, замечательно придуманный и написанный, образцовая современная проза о том, как тесно оказываются сплетены судьбы людей и суровый северный лес, который может в отличие от обстоятельств становиться то другом, то свидетелем, то спасителем, а то и жестоким убийцей.
Фото: phantom-press.ru
- Кристин Эванс «Между «Правдой» и «Временем». История советского Центрального телевидения». Изд-во «Новое литературное обозрение», перевод В.Третьякова, 18+
Мемуаров наших телевизионных звезд написано множество, а вот чтобы создать историю советского центрального телевидения – кажется, это первый такой опыт. Причем история написана американской журналисткой. Как-то она зашла в магазин, увидела на обложке книги буквы «КВН», стала расспрашивать, что это означает, ей объяснили, что это название популярной телеигры, девушка стала копать дальше, искать участников и очевидцев, листать старые подшивки, изучать пожелтевшие распечатки сценариев – и написала действительно обстоятельную и по-своему серьезную историю советского телевидения. Советское телевидение, утверждает Эванс, было настоящим феноменом, где журналисты и редакторы, работавшие в ситуации жестких идеологических ограничений, создавали телепроекты поистине мирового уровня – например, такие передачи как «КВН» или «Что?Где? Когда?» являются неповторимыми, нигде кроме как на советском экране ничего подобного не выходило.
Фото: nlobooks.ru
- Максим Кабир «Гидра». Изд-во «Феникс», 18+.
Представьте, что во время гражданской войны красные и белые сражались не только друг с другом, но и попали в крутой замес, когда из-под земли, из черных лесов полезли всякие хтонические существа. Прошло 20 лет, но Советский Союз теперь выстроил мир, в котором ему приходится выстроить железные стены, за которыми клубится всякая нечисть, легионы порождений тьмы. Представьте себе мир, в котором одинаково комфортно уживается галерея персонажей из советских производственных романов, герои Солженицына, а еще – многочисленные твари из научно-популярной фантастики вроде отвратительных чужих, способных внедряться в человеческое тело. Максим Кабир известен как мастер жанра хоррора, но в «Гидре» он показывает высший класс мастерства: от его описаний волосы у читателя встают дыбом, да и в умении придумывать чудовищные, ужасные, кровавые истории ему мало равных. Стивен Кинг нервно курит на лестнице, ему далеко до создания настолько брутального, неистового, невозможного – и в то же время вполне логично выстроенного и придуманного мира. «Гидра» — первая книга нового масштабного проекта «Красные Боги». Вполне в духе Лавкрафта, с которым Максима Кабира, несомненно, будут сравнивать.
Фото: fenixbooks.ru
- Эндрю Тейлор «Королевский порок». Изд-во «Азбука», перевод Анны Осиповой, 18+.
Английский писатель Эндрю Тейлор сделал себе имя на книгах о приключениях парочки детективов – Джеймса Марвуда и его помощницы Кэт Ловетт, которые распутывают самые сложные преступления, а действие происходит в Лондоне XVII века – и это великолепные исторические детективы, где исторические события сплетаются с изощренными расследованиями. «Королевский порок» — третий роман из цикла: на английский престол взошел король Карл II, надо быть осторожным – ведь любого, кто выступит против короля, ждет изгнание, позор и даже смерть. За место у трона борются самые высокопоставленные вельможи Англии, и тут у одного из них, лорда Кларендона, в его имении обнаруживают труп некоего Эдварда Олдерли, и все улики показывают на помощницу самого Марвуда. Но он уверен в ее невиновности, и у него совсем немного времени, чтобы изобличить настоящего убийцу. Четвертую книгу из цикло о Марвуде и Ловетт обещают уже в этом году.
Фото: azbooka.ru
- Ольга Тилкес «Истории страны Рембрандта». Изд-во «Новое литературное обозрение», 12+
Переиздание одной из самых восхитительных книг о Голландии времен становления Республики. Красочный том в тысячу страниц, много иллюстраций, и большинство из них (это следует особенно отметить) российскому читателю неизвестны, взяты из экспозиции европейских музеев. И сама идея хороша: рассказать о времени, в котором жил Рембрандт, через истории людей, которые запечатлены на его картинах. Рембрандт – это такой Шекспир в живописи, чьи работы подвергаются множеству трактовок. Книга Ольги Тилкес трактует картины Рембрандта как часть исторической эпохи, в которой художник жил и работал. Время ему досталось непростое: война за независимость голландских земель, экономический бум, а потом экономический кризис, проблемы с церковью, английская буржуазная революция и ее последствия, и много чего еще. Оказывается, многие намеки о современных Рембрандту политических событиях он оставил в своих картинах. И Ольга Тилкес, честь ей и хвала, проделала скрупулезную работу, чтобы восстановить взаимосвязи между сюжетами картин эпохи Рембрандта (не только его, но и других художников) и событиями того бурного времени. Отличная работа!
Фото: nlobooks.ru
- Марко Феррари «Диктатор, который умер дважды. Невероятная история Антониу Салазара». Изд-во «Альпина Паблишер», перевод Анатолий Канев, 18+.
Оригинальная биография Антониу Салазара, диктатора, который на протяжении 36 лет железной рукой удерживал власть в Португалии. Португалия благодаря Салазару не участвовала во второй мировой войне, но после войны утратила практически все свои колонии, да и сам диктатор в последние годы управлял страной номинально. В книге описывается ежедневный ритуал, когда во дворец к Салазару приходили министры, депутаты, общественные деятели – приходили только для того, чтобы сообщить ему, что в Португалии все хорошо, страна под его руководством благоденствует, а на самом деле все было, конечно, не так. Обмануть его было нетрудно, поскольку из-за страха покушений Салазар давно прекратил поездки по стране, и понятия не имел, что на самом деле происходит за стенами его убежища. Книга Марко Феррери – не только биография человека, которого при жизни называли «последним диктатором Европы» (а в наше время назвали «самым великим португальцем со времен Генриха Мореплавателя»). Это глубокое и тщательное погружение во внутренний мир человека, который все свои силы тратил на то, чтобы как можно дольше удержаться у власти. И даже не понял, в какой момент он превратился в немощного старика, чье тихое угасание оказалось настоящей трагедий – тем более на фоне его былых заслуг.
Фото: alpinabook.ru
- Ольга Гронская «Если проткнуть глобус». Изд-во «Издательские решения – РИДЕРО», 18+.
«Если проткнуть глобус» — занимательная путевая проза. Автор (и главная героиня) путешествует по Южной Америке, забредая в самые неожиданные места. Мексика, Коста-Рика, Гватемала, Панама, Никарагуа, и везде фиксирует особенности местного быта – еду, автобусы, деньги, бомжей, качество воды, гостиничные номера и даже уличные звуки! «В Мексике обожают поминутно взрывать бомбочки, чтоб все приседали и начинали судорожно искать, ту сторону улицы, что более безопасна при артобстреле. Наиболее модный звук на улицах — это издаваемый игрушкой рев дикого льва на случке. Или, когда у него еду отбирают. Где-то даже был записан этот дурной ор. От него тоже команду «воздух» выполнить охота». Пожалуй, единственный недостаток книги – это некоторое многословие автора, которая спешит описать все впечатления, размышления, случайные наблюдения, в итоге может расписать на несколько страниц, как они легли спать в гостинице в Панаме, а там оказалось много тараканов. С другой стороны, в книге многого действительно занимательных подробностей – тем более вряд ли кто из наших читателей в ближайшее время соберется в путешествие по Южной Америке, вот вам и рассказы человека, которая там была и вернулась живой.
Фото: ridero.ru
- Карл Барц «Трагедия абвера. Немецкая военная разведка во Второй мировой войне. 1935–1945». Изд-во «Центрполиграф», перевод Л.Глебовская 18+
Эта книга считается одним из главных исторических исследований, посвященных абверу, немецкой военной разведке в годы второй мировой. И даже не столько истории спецслужбы, сколько человеку, который десять лет ее возглавлял. Вильгельм Канарис сделал карьеру в военно-морском флоте, дослужился до адмирала, но потом стал одним из приближенных Гитлера, и создал абвер, считавшийся одной из самых эффективных разведок мира. Однако сам Канарис оказался крайне незадачливым руководителем разведки. После неудачного покушения на Гитлера в июле 1944 года Канарис, который был глубоко вовлечен в заговор против фюрера, был арестован. Поначалу никто не верил в его виновность, даже Гитлер. Но потом гестаповцы добрались до тайного сейфа, принадлежавшего Канарису. И там обнаружили документы, которые Канарис собрал за последние годы – а там были и планы заговорщиков, и подробные протоколы их заседаний, и много чего еще, и везде подпись и пометки Канариса. Почему он не уничтожил документы, которые погубили всех причастных к заговору, историки не могут понять до сих пор. В апреле 1945 года, за считанные дни до капитуляции Третьего рейха, Канариса повесили. Он умел проводить головокружительные секретные операции, но в итоге перехитрил сам себя, войдя в историю как единственный в военной истории глава военной разведки, казненный за госизмену.
Фото: cnpol.ru