«Читатель Толстов» отмечает любимый праздник миллионов – День космонавтики. А значит, сегодня в обзоре будут книги о космосе, космонавтах, межзвездных путешествиях и тех, кто из них вернулся. Но не только об этом.
Книга недели
- Антон Первушин «Космическая мифология». Изд-во «Альпина нон-фикшен», 12+
Новое издание книги научного журналиста Антона Первушина, нашего главного в России эксперта по космической теме, автора десятка очень хороших книг, в том числе самой, пожалуй, лучшей биографии Юрия Гагарина («108 минут, которые изменили мир», 12+). Антон Первушин собрал под одну обложку все предрассудки, суеверия и легенды, связанные с космосом. Что к нам прилетали инопланетяне в далекой древности, что нацисты еще в годы второй мировой войны запускали на орбиту спутники, что американцы не высаживались на Луне, что Гагарин не летал в космос – в общей сложности набралось где-то три десятка бродячих сюжетов о том, «как все было на самом деле». Авторская полемика устроена так: сперва Первушин излагает аргументы сторонников мифа, а потом блестяще разносит их, приводя научные данные. Книга поразительна еще и тем, что Первушин, как человек глубоко в теме, говорит не только о событиях, но и о тенденциях. Например, почему в Советском Союзе наглухо была запрещена тема обсуждения НЛО? Потому что само существование инопланетных цивилизаций противоречит марксистской теории и советской практике. Советские люди представляют собой самое прогрессивное общество, и если инопланетяне еще более прогрессивные, они должны быть коммунистами, а если они прилетают на Землю, то почему первым делом не вступают в контакты с коммунистами, которые на Земле самые прогрессивные? Сегодня эти выкладки и рассуждения выглядят лютым бредом, но когда-то советская цензура именно по этой причине наложила вето на любые обсуждения контактов с внеземными цивилизациями. В общем, книга невероятно интересная, к тому же автор добавил в новое издание некоторые аргументы и результаты научных исследований, которые стали известны в последние годы.
- Эллен Сэмпсон «Стоптанные. Обувь, эмоциональная привязанность и аффекты ношения». Изд-во «Новое литературное обозрение», перевод с англ. Софьи Абашевой, 18+
У издательства «НЛО» есть замечательная серия «Библиотека журнала «Теория моды». «Теория моды» также издается в «НЛО», это единственный в мире (!) академический журнал, посвященный вопросам моды, одежды, социальной роли внешнего вида, истории разных «одежных практик». У них, например, выходили книги про ткань в полосочку или о складках одежды на античных статуях, представляете? Вот и книга Эллен Сэмпсон посвящена, не поверите, стоптанной обуви. Не тому, как получается, что обувь стаптывается – это мы и сами знаем, а почему люди не могут расстаться с такой обувью. Есть, оказывается, серьезные научные исследования о том, что привычка к старым башмакам, к тапочкам без задников, к старым кроссовкам – это такой вид эмоциональной привязанности. Люди в какой-то момент попадают в зависимость от удобной обуви, потому что она, помимо всего прочего, создает ощущение безопасности. Ну, и много других аспектов этой – как выясняется, вполне многогранной – темы, советую прочесть.
- Максим Кустодиев «Как приходит Глория Мунди». Изд-во «Супер+»,16+
Новый роман питерского писателя Максима Кустодиева, нашего российского Джеймса Хедли Чейза (схожая манера, способность создавать динамичные сюжеты, и герои, что называется, взяты из жизни). На этот раз нас погружают в закулисье петербургского художественного мира. Вот провинциал, приехавший из Томска покорять столицу и ставший со временем знаменитым художником, творящим под псевдонимом Никола Рейш. Вот оборотистый арт-куратор Филипп, желающий заработать на его картинах много денег. Вот загадочная Амалия, успешно разруливающая любые проблемы. Вот журналистка Ханна, которая все время стремится кого-то вывести на чистую воду. А вот закручивается пружина сюжета: перспективный художник Рейш утонул, не дав кураторам заработать на его работах столько, сколько они хотели. Теперь нанимают даровитого, но неизвестного художника по фамилии Ковбасюк, чтобы он копировал картины мастера и выдавал их за неизвестные работы Рейша. Но потом что-то, как водится, пойдет не так. Количество трупов, крутых поворотов сюжета, неожиданных развязок к концу истории будет зашкаливать. Тут использованы все излюбленные приемы Кустодиева – и двойники-доппельгангеры, и неожиданные воскрешения, и назидательный финал, когда тот, кто, казалось бы, управлял ситуацией, в итоге вынужден приклеивать бороду, надевать темные очки и прятаться как можно дальше. Такая она, Глория Мунди, то бишь мировая слава.
- Вера Сорока «Питерские монстры». Изд-во «Альпина.Проза», 16+
Еще один питерский роман – то есть такой по-хорошему питерский, с фантасмагорической подложкой. С русалками, которые периодически вылезают из Невы, чтобы поесть питерского батона из булочной; с котами, которым, оказывается, снятся их хозяева, вот только обсудить эти сны не с кем. С каменными львами, которые не львы на самом деле, а кто – не будем раскрывать, а то неинтересно читать будет. Читать, впрочем, в любом случае интересно: «Питерские монстры» — не первый роман о путешествии в «питерское зазеркалье», похождения по закоулкам нашего самого мистического и метафизического города, такие взрослые сказки, где люди, мифические существа, животные и сказочные персонажи могут общаться на равных. Кто-то держит магазинчик недописанных книг, а кто-то превращается в древнего монстра, защищающего Питер от дождя. «Питерские монстры» — книга, написанная с хорошим юмором, с красиво придуманными тайнами, с приключениями почти как в фильмах Вуди Аллена, и главное (этого не скроешь) – с искренней любовью к Петербургу.
- Лев Портной «Граф Ростопчин. История незаурядного генерал-губернатора Москвы». Изд-во «Бослен», 16+
Прежде всего это очень занимательное чтение – благодаря, герою, который прожил весьма бурную жизнь, делая карьеру при трех царях – Екатерине Великой, Павле и Александре; а во-вторых, исключительно достойно написано. Лев Портной не обматывает своего героя, как это водится у многих биографов, в кокон хвалебных слов, он трезво и весьма компетентно описывает перипетии продвижения Федора Ростопчина (Екатерина называла его «сумасшедшим Федькой») по служебной лестнице. Ростопчин был человеком своего времени, и своей среды – вот про эпоху и про среду, «как делались карьеры, как устраивались дела», автор тоже пишет обстоятельно и явно сам кайфует, погружаясь во все эти подробности. Но главное, конечно, Ростопчин: «Достойные люди представляли его как умного человека с искрометным юмором, завистники – шутом. Отметим, что и сам Ростопчин называл себя комедиантом. Но он никогда не прикидывался паяцем. Другое дело, сожалел, что при дворе в большей степени ценилось умение рассмешить, нежели деловые качества». Ростопчин был искусным и опытным царедворцем, мастером придворной интриги, но, конечно, не только этим остался в истории. Когда армия Наполеона вошла в Москву, именно Ростопчин организовал эвакуацию гражданского населения и раненых, а потом запалил древнюю столицу – считается, что пожар Москвы начался с пламени, охватившего дом самого Ростопчина, и чуть ли не он сам его организовал. Не будет большой ошибкой назвать книгу Льва Портного одной из лучших новинок этого года в биографическом жанре.
- Наталия Ковалева «Ситцы красные, цветастые». Изд-во «Бослен», 18+
Вот еще одна новинка издательства «Бослен», которое регулярно издает книги о русских национальных традициях в одежде – есть книги про рубашки-косоворотки, про варежки, про сарафаны, про украшения… А эта книга – про красные ситцы, так называемые барановские, красные ситцевые ткани с набивным рисунком. Наряду с палехской миниатюрой или гжельской росписью барановские ситцы являются одним из самых известных в мире визуальных образов русской традиционной культуры. Ситцевые мануфактуры в России появились позже, чем на Западе (более того – многие мануфактуры создавались западными промышленниками). Но пунцовые набивные ситцы очень быстро впитали особенности национальной культуры, появились оригинальные рисунки, орнаменты, узоры… Как там было у Брюсова – «а ситцы-то французские, собачьей кровью крашены». Наши ситцы красили, конечно, не кровью, но со временем пунцовые ситцы стали настоящим феноменом, в котором соединились достижения западных технологий и восточных влияний. Из красных ситцев шили рубашки, сарафаны, передники, юбки, но чаще всего – женские головные платки. Вот, например: «Для российской традиции также характерна регламентация использования разных платков в костюме: исходя из времени (будни, праздники), места (дом, церковь, поле), возраста и семейного положения женщины. Так, например, в селе Вислая Поляна Землянского уезда Воронежской губернии женщины на Пасху покрывали голову шелковыми платками, носили на Масленицу теплый шерстяной платок с вышивкой — «тертый», на Рождество — «репсовый», на Дмитриев день — цветной подшальник, на Троицу — черную косынку, по воскресеньям — платки пунцовые». Важно, что книга Наталии Ковалевой представляет собой настоящий фотоальбом, несколько десятков репродукций позволяют увидеть, что это за чудо такое, красные нарядные ситцы. Занимательное и интересное чтение.
- Антон Мамон «Ночница». Изд-во «Рипол Классик», 16+
Дебютный сборник рассказов в стиле «хоррор» — по-нашему, «ужастиков». Есть действительно леденящие кровь сюжеты. Как, например, человек летит в самолете, и видит в иллюминатор, как рядом с лайнером летят какие-то страшные существа в развевающихся черных плащах. Или как из-под земли стали вылезать жуткие монстры, которых не берут ни пули, ни яд, но одну такую тварь изловили и притащили в лабораторию – и когда ученые производят вскрытие, начинается настоящий ад. Или рассказ,давший название всему сборнику – о страшной ночнице, неупокоенном призраке одинокой ведьмы, не успевшей при жизни родить ребенка, теперь она но ночам прокрадывается в детские спальни и кусает спящих детей за пальцы. Главный герой встречается с ночницей, потом спустя 20 лет приезжает на то же самое место, чтобы выяснить, привиделась ему эта тварь из кошмарных снов или она существует в реальности и до сих пор бродит по земле? Антон Мамон написал хороший жанровый сборник, в духе, конечно, мастеров жанра – Клайва Баркера, Стивена Кинга (последний пару раз даже цитируется в рассказах). Книга вышла в серии New Horror, в которой «Рипол Классик» издает разные малоизвестные шедевры жанра «ужастиков», и радует, что книг отечественного жанра там становится больше.
- Стюарт Ричи «Наукообразная чушь. Разоблачение мошенничества, предвзятости, недобросовестности и хайпа в науке». Изд-во Corpus, Перевод с английского Алены Якименко, 18+
Хорошая научно-популярная книга о том, что такое вообще научное знание, как организована современная наука. Например, существуют так называемые «мертоновские нормы», предложенные еще в 1942 году социологом Робертом Мертоном. Они определяют качество научного исследования. Первая норма – универсализм, то есть научные выводы никак не связаны с социальным положением, полом, гендером, расовой принадлежностью исследователя, к ним могут прийти разные люди независимо друг от друга. Вторая мертоновская норма – бескорыстность. Люди должны заниматься наукой не ради получения прибыли (это вообще не их работы), а ради обретения истины. Третья норма – коллективизм: в научных сообществах принято делиться знаниями друг с другом. И последняя норма – организованный скептицизм. Любой ученый имеет право перепроверить данные экспериментов коллеги, написать рецензию, раскритиковать коллегу – но это должна быть обоснованная критика. В современном научном мире, как мы видим, все эти нормы то и дело нарушаются. Психолог Стюарт Ричи констатирует упадок научной воспроизводимости: сплошь и рядом в приличных, казалось бы, научных журналах публикуют статьи с результатами экспериментов, которые никто не проверяет. Иногда эти самые результаты оказываются настолько поразительными, что на них обращают внимание, — и тогда часто вскрывается обман. Наука изменила свое положение в обществе, в экономической модели, в отношениях с бизнесом. Все чаще ученые не столько занимаются поисками истины, сколько стремятся за счет «хайпа» привлечь внимание (а следовательно, и дополнительные инвестиции) в свои исследовательские центры. Научные школы превращаются в закрытые сообщества, куда нет доступа чужакам. В результате обществу скармливаются весьма сомнительные исследования, большинство которых собственно к науке не имеют никакого отношения.
- Стивен Уокер «Первый: новая история Гагарина и космической гонки». Изд-во «Альпина нон-фикшен», перевод с английского Наталия Лисова, 12+
Поскольку обзор у нас сегодня посвящен теме космоса, вот интересная новинка об истории освоения космоса, написанная американским журналистом. СССР и США претендовали на лидерство в «космической гонке», и эта борьба порой становилась весьма драматической. Гагарин полетел в космос первым, но он опередил американцев буквально на считанные недели, у них уже все было готово. Зато американцы вовремя переориентировали свою космическую программу и первыми высадились на Луну. Хотя центральное место в повествовании занимает личность Юрия Гагарина, Уокер проводит параллели между ним и Аланом Шепардом, двумя кандидатами на первый полет в космос, а также между Сергеем Павловичем Королевым и Вернером фон Брауном, создателями ракет. Кажется, мы знаем о Гагарине всё. Но раскрытые в этой книге секреты, хранившиеся десятилетиями, и свидетельства очевидцев, которые никогда не давали интервью, позволяют добавить красок к портрету самого известного в мире русского. Стивен Уокер провел много времени, изучая архивные документы, много общался с очевидцами и участниками событий, в результате раскопал немало интереснейших сюжетов о том, как советские и американские ученые создавали космическую историю всего человечества.
- Шамиль Идиатуллин «Возвращение «Пионера». Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 12+
Любимая моя книга у Шамиля Идиатуллина – «Город Брежнев» (16+), крепкий такой производственный/школьный/семейный роман о жизни подростков в 1984 году. А в новом романе «Возвращение «Пионера» сюжет построен на том, что в 1985 году трех 12-летних подростков, советских пионеров отправляют в космос – и потом они возвращаются, из 1985 года, а на дворе – 2021-й, коронавирус, рынок, «космонавтами» называют полицейских и все в таком духе. Не люблю романов про «попаданцев», вообще фантастику не очень люблю, но у Идиатуллина получилось убедительно показать, какими видят нас советские пионеры: «Все плохо. На космодромной части все разрушено, котлован остался. На аэродромной фирмовых машин полно и флаг вместо нашего французский, что ли. Нас, по ходу, НАТО захватило». «Возвращение Пионера» — добротная подростковая повесть, читать которую будет особенно интересно тем, кто застал в детстве такие фильмы как «Большое космическое путешествие» и «Отроки во Вселенной». И дальше по списку: пионеры держат в руках смартфоны, пионеры посещают супермаркет и переносят настоящий шок, пионеры пытаются связать концы с концами, как за 36 лет Советский Союз превратился в ту страну, которую они видят вокруг, где даже «флаг вместо нашего французский, что ли». Выглядит как продолжение «Города Брежнева» — как бы пацаны из советского далека чувствовали себя в нашем времени. Хотя это, конечно, больше, чем очередной роман про попаданцев. Шамиль Идиатуллин написал отличную подростковую повесть в лучших традициях жанра, я имею в виду – советского времени. Это такая попытка воссоздать прозу (сюжеты, героев, ощущения от чтения) Владислава Крапивина, что ли. Получилось очень неплохо.
- Ксения Полозова «Водолаз Коновалов и его космос». Изд-во «Городец», 16+
А эта книга в прошлом году стала первым лауреатом новой литературной премии «Главкнига». И это дебютный роман – а сама Ксения Полозова в прошлом году приезжала представлять его на «Тверской переплет». Это не совсем про космос, хотя как сказать. Главного героя по фамилии Коновалов с детства готовили к тому, что он вырастет и станет космонавтом, даже назвали Юрием в честь первого космонавта. А он вырос и стал водолазом – хотя океан тоже, если задуматься, космос, такой же глубокий и неизведанный. И вот он разводится с женой, сидит в пустой кухне на табурете, работы нет, перспектив никаких, — и тут медленно, как бы нехотя начинает раскручиваться совершенно сказочный сюжет. Так и непонятно остается, присутствуют ли в жизни Коновалова многочисленные причудливые персонажи (говорящее море, например, или щука, исполняющая желания), или это все порождение его воображения. И, конечно, это очень точные в психологических нюансах описания состояния мужчины, который шел-шел по жизни, и вдруг бах – ушла жена, ушла работа, выбили опору из-под ног, и он завис в безвоздушном пространстве как в невесомости (или как медленно опускающийся на дно утопленник). «Водолаз Коновалов и его космос» еще и написан таким языком, как будто автор с иронией наблюдает за передвижениями своего героя и так же с иронией, но и сочувствием нам об этом рассказывает. Очень понравилось, очень.