Сегодня «Читатель Толстов» на портале ТОП Тверь представляет книги, дающие возможность увидеть привычные вещи с другой стороны. Голливуд и язык, секс и даже российская пенитенциарная система. Приятного чтения!
Книга недели: Кирон Конноли
«Темная история Голливуда». Изд-во «Фолиант», перевод Ирина Литвинова, 18+
Сегодня Чарли Чаплина, скорее всего, обвинили бы в развратных действиях: он нередко заводил себе любовниц, еще не вступивших в совершеннолетний возраст, а в итоге в возрасте 54 лет женился на 18-летней Уне О Нил (кстати, брак оказался крепким и счастливым, Уна родила Чаплину шестерых детей).
Великий комик немого кино Бастер Китон треть семейного бюджета тратил на одежду для своей жены, которую (одежду) потом раздаривал своим любовницам. В конце концов жена развелась с ним, отсудив практически все деньги, а сам Китон после развода спился.
С премьеры первого звукового фильма публика расходилась в шоке – никому не понравился приход звука в кинематограф, Мэри Пикфорд язвительно сказала, что озвучивать фильмы – все равно что красить губы Венере Милосской. Большинство звезд немого кино, кстати, с приходом звука потеряло работу, у них оказались отвратительные голоса, а практика дублирования в кинематографе тогда только зарождалась.
Знаменитый Джонни Вайсмюллер, исполнитель роли Тарзана, женился на сильно пьющей актрисе Лупе Вегас, которая обожала посещать танцевальные вечеринки, где устраивала буйные скандалы – и продюсерам Тарзана приходилось тратить немалые деньги, чтобы в прессе не появлялись фотографии «жены Тарзана», задирающей ноги на очередной вечеринке.
Внебрачные дети, алкогольные инциденты, убийства и самоубийства, сомнительные финансовые операции, коммерческие провалы и банкротства, и еще много чего в таком духе – книга Кирона Конноли действительно исследует самые «темные стороны» голливудской жизни, в основном делая упор на годы «золотой эпохи», первую половину ХХ века. Отличное оформление – множество звезд экрана и светской хроники той эпохи можно увидеть на черно-белых фотографиях и афишах, украшающих книгу.
Валентина Жигулева
«Русская народная одежда. Понева и юбка». Изд-во «Бослен», 12+
Новая книга из серии, посвященной истории русской национальной одежды, которую выпускает издательство «Бослен» – и эти книги я особенно люблю, потому что они не просто рассказывают историю появления, например, рубах-косовороток или украшений, которые носили русские крестьянки, но и дают представление о том, насколько сложным и интересным был процесс появления той или иной части одежды, как она видоизменялась со временем, как различалась в разных регионах России, и какие признаки развития национальной одежды отражала.
«Героинями» новой книги стали поневы и юбки, знаковые части женского русского народного костюма. Это очень древние элементы одежды: например, в поневных комплексах южнорусских регионов исследователи находят элементы половецкой одежды, отголоски древнейшего костюма русского и мордовского населения, и даже общие черты с одеждой народов Восточной Европы – поляками, украинцами, словенцами.
Внимательному исследователю о многом могут рассказать не только внешний вид русских понев, но и всякие технологические тонкости – как их шили, какими орнаментами украшали, почему, скажем, поневы курских крестьянок из староверческих деревень почти не похожи на поневы, которые носили на Севере России.
Как все книги из этой серии, «Понева и юбка» богато иллюстрирована фотографиями из собрания музейных экспозиций, а также собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. Изображения многих предметов публикуются впервые.
Виктор Астафьев
«Царь-рыба». Изд-во «Азбука», 16+
К 100-летнему юбилею писателя Виктора Астафьева (оно отмечалось в России 1 мая) выходит одна из самых популярных и признанных его книг – роман «Царь-рыба». Первое издание книги выходило еще в середине 1970-х, и до конца жизни Астафьев его дополнял, переписывал, улучшал, полагая именно «Царь-рыбу» главной книгой своей писательской жизни.
Это действительно великий роман, блистательная, роскошная проза мирового уровня. Это настоящее признание в любви Сибири, сибирской природе, рассказы о жизни людей, обитающих в самых заповедных таежных углах Сибири.
Астафьев писал книгу во время самого лютого «застоя», когда цензура не пропускала в печать никаких вольнодумных текстов, – и тем не менее сумел в «Царь-рыбе» сохранить свои размышления о времени, о губительном воздействии на таежную природу, на характер и образ жизни сибирских жителей промышленной цивилизации.
«Царь-рыба» написана поистине поэтическим языком, и в то же время это поразительно правдивая и честная проза. И сам писатель все время действия романа находится в центре повествования – и мы видим человека исключительной духовной мощи и творческой энергии, патриота и трудолюбивого человека, отдающего все силы сердца своей родной земле.
Стивен Пинкер
«Язык как инстинкт». Изд-во «Альпина нон-фикшен», перевод Анастасия Пучкова, 16+
Я люблю книги канадского профессора Стивена Пинкера, которые выходят в «Альпине» – за последние годы изданы главные труды Пинкера, настоящего философа и мыслителя: «Чистый лист. Природа человека: кто и почему отказывается признавать ее сегодня» (2017, 16+), «Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше» (2020, 16+).
По жанру книги Пинкера больше всего напоминают научные трактаты. Он берет некую общепринятую практику, социальный феномен, и рассматривает его с разных сторон – биологической, культурной, антропологической, социальной. Тема новой книги – язык. Кстати, Пинкер по образованию нейропсихолог и лингвист, поэтому о языке он может рассуждать весьма профессионально. «Язык как инстинкт» на Западе была опубликована еще в 1994 году, и с тех пор вот уже три десятилетия эта книга остается бестселлером – и одним из самых глубоких исследований, посвященных языку как социокультурному феномену.
Пинкер обращается к трудам других ученых, интересовавшихся природой языка – например, Наума Хомского, который ввел в научный оборот понятие «глубинных структур», или Чарльза Дарвина, определившего развитие языка как ключевой этап человеческой эволюции.
Пинкер идет дальше и выдвигает идею о том, что человек с рождения имеет способность к языку. Ребенок спонтанно усваивает грамматику даже в смешанной культурной среде, для развития речи ему не нужны формальные правила или исправления со стороны родителей.
В чем суть языка? Как он устроен? Разрушают ли его слова, проникающие в нашу жизнь с каждым новым поколением? Как связаны язык и мышление? Эти и многие другие вопросы, рассматриваемые Пинкером в книге, часто задавались и отрабатывались в ходе его лекций, ставших для публики знаковыми.
Шамиль Идиатуллин
«Бояться поздно». Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 16+
Писатель Шамиль Идиатуллин работает в разных жанрах – среди его произведений есть и детективы («До февраля», 18+), и производственные романы («Город Брежнев», 18+), и даже отличный научно-фантастический роман в духе советских фантастов («Возвращение «Пионера», 12+). Поэтому каждую новую книгу Идиатуллина ждешь с замиранием сердца – что он придумает на этот раз?
«Бояться поздно» – интересный опыт погружения в мир компьютерных игр. Компания студентов отправляется куда-то на загородную туристическую базу. Зимой там не очень много посетителей, а студенты хотят протестировать некую новую многопользовательскую игру.
Однако все оказывается куда сложнее. Игра способна на ходу изменять реальность, и грань между реальностью и воображаемыми игровыми пространствами стирается, уже непонятно – герои общаются (стреляют, погибают, ищут скрытые ловушки) в компьютерных тенетах или это происходит с ними на самом деле?
Наталья Краснова
«Секс. Все, что вы хотели узнать о сексе, но боялись спросить: от анатомии до психологии». Изд-во «АСТ», 18+
Конечно, книг о сексе выходит множество – потому что и тема всех интересует, и спрос на такую литературу будет всегда. Книга Натальи Красновой отличается тем, что о сексе рассуждают не только специалисты, но и простые люди, которые рассказывают свои истории о сексе и отвечают на вопросы.
Вопросов 69 (это неслучайно, все понимают, почему именно это число). Среди них такие неординарные, как связана сексуальная привлекательность и финансовый успех, или влияет ли виагра на женщин. На все вопросы отвечают ученые – антропологи, эволюционные психологи, гинекологи, андрологи, врачи-психотерапевты и сексологи, которые не только дают ответы, но и рассказывают о необычных клинических случаях из своей практики.
Понятно, что в книге о сексе невозможно обойтись без обсуждения предрассудков, с сексом связанных. Например, в средние века все позы, кроме миссионерской, считались не нормой. А священник Альберт Магнус в XIII веке даже составил рейтинг греховности поз (от самой нормальной до самой греховной).
А в США до 1967 года был запрещен секс с людьми другой расы. В штате Алабама официальный запрет на браки между белыми и афроамериканцами был снят лишь в ноябре 2000 года. Это практически позавчера. И даже при этом 40% людей проголосовали за сохранение этого запрета. Поучительная история.
Элисон Уэйр
«Генрих VIII. Жизнь королевского двора». Изд-во «Азбука», перевод Евгения Бутенко, 16+
Английский король Генрих VIII был, конечно, своеобразной личностью. И так же эксцентрично была устроена жизнь при его дворе. Например, когда король решил остричь волосы «под горшок» и отпустить бородку, он заставил всех придворных сделать то же самое – об этом мы можем судить по сохранившимся портретам этих придворных.
В другой раз Генрих увлекся танцами, и сам придумывал сложные танцевальные па, которые должны были аллегорически изображать его королевские полномочия (именно так).
Исследователь эпохи Генриха VIII Элисон Уэйр составила поистине энциклопедическое описание жизни королевского двора, привычек самого монарха, особенностей королевской моды и прочих причуд.
Король то интересовался модой, обряжая придворных в испанские и итальянские фасоны, а то объявлял стремление к простой одежде главным трендом – и всем приходилось переодеваться в скромные рубища, похожие на одежды паломником к святым местам.
Элисон Уэйр показывает нам Генриха не просто как могущественного короля, а как создателя блестящего, сложно устроенного мира дворцовой жизни, где были и борьба за власть, и интриги, и победы, и поражения – но в центре этой жизни неизменно оставался король Генрих VIII, поистине величественная фигура своей эпохи.
Иван Курилла
«Американцы и все остальные. Истоки и смысл внешней политики США». Изд-во «Альпина Паблишер», 18+
Известный историк-американист Иван Курилла исследует эволюцию американской цивилизации. Получается очень интересно. Поначалу английские подданные, ставшие первыми американцами, создавшие собственное государство в отдаленной колонии, следовали принципам Просвещения. Позже Америка стала одной из промышленных провинций мира. Еще позднее там же началась бурная промышленная революция, которую едва не уничтожила (вместе с американской государственностью) Великая Депрессия.
Во время второй мировой войны Америка сделала приняла сторону Британии и больше всех выиграла от мировой бойни, поскольку доллар отныне становился мировой резервной валютой, а США получили доступ на рынки, образовавшиеся после распада колониальной системы.
Наконец, после вьетнамской войны, а еще больше – после крушения Советского Союза американцы получили ощущение, что США являются единственной супердержавой на планете, и это создало комплекс исключительности, мессианства, сформировало именно те черты национальной политики, которые, по мнению автора, могут привести к закату американскую цивилизацию.
Одним из главных факторов формирования американской модели автор видит вечный поиск и противопоставление себя другим – английским колонизаторам, индейцам, сторонникам сохранения рабства, политике царской России и СССР, а в последние годы – возвышению Китая и возврату России на международную арену.
Петра Диттрич
«Возвращение императора». Изд-во «Центрполиграф», 16+
По мнению автора, этот роман (первый в цикле) является «реалистичным фарсом». Все же это такая социальная сатира, в жанре «попаданцев наоборот»: когда не наши современники переносятся в былые эпохи, а исторические личности появляются в сегодняшнем мире.
После некоторых чудесных превращений в усыпальнице Романовых просыпается после трехсотлетнего сна сам император Петр Великий! Великий царь-реформатор возвращается в активную политическую жизнь, и немедленно предлагает массу проектов по переустройству российской действительности. Причем президент России (не Путин, это такой некий условный президент в условной России, больше всего напоминающей излет 90-х, с олигархическими войнами и коррумпированными чиновниками) вовсе не против.
У Петра Первого, возможно, довольно устаревшие методы работы, но его представления о благе россиян оказываются как нельзя более современными – надо чтобы подданные были благополучны, счастливы и гордились званием граждан Российской империи. Попутно Петр «инспектирует» результаты реформ и преобразований, которые в свое время устроил, и оказывается, что далеко не все сделано так, как было задумано. Забавный роман.
Людмила Вебер
«Девочка и тюрьма. Как я нарисовала себе свободу». Изд-во «АСТ», 18+
Книга эта, безусловно, займет свое место в ряду так называемой «тюремной прозы», рядом с книгами Солженицына, Шаламова, Достоевского, поскольку описывает личный опыт попадания человека в тюремный мир и пребывания там.
Московская художница, в последнее время подрабатывающая продюсером на киностудии, выходит из дома, отправляется в ближайший торговый центр – и через десять минут ее арестовывают по обвинению в том, что она является заказчицей двойного убийства своих знакомых.
Собственно, убийство не состоялось, но неудавшийся киллер показал на Людмилу как на организатора злодеяния. А это, как хорошо выучит любой читатель книги, статья 210, «создание преступного сообщества», то есть тяжелая статья.
И вот Людмила начинает свою одиссею по закоулкам нашей тюремной системы: сначала сидит в спецблоке, потом – в общей камере. Перед ней проходят десятки ее сокамерниц, каждая – со своей непростой судьбой. Но не менее интересны подробные, дотошные описания тюремного быта.
Заключение Людмилы продолжалось с 2016 по 2018 год, все это время шло следствие, и в результате присяжные признали ее невиновной. За это время она многое узнала о том, как работает система исполнения наказаний.
В книге есть масса интересных подробностей, как, например, в следственных изоляторах проводятся выборы или как женщины-заключенные смотрят футбольные матчи мирового чемпионата. Книга очень обстоятельная, почти 800 страниц, но прочитывается залпом, невозможно оторваться.
Хосе Вольфганг Монтес Ваннучи
«Хонас и розовый кит». Изд-во «Лайвбук», перевод С.Белецкий, 18+
Чем-то завязка напоминает сериал «Во все тяжкие», где, помните, скромный школьный учитель становится воротилой наркобизнеса. Хотя в романе Ваннучи описываются менее драматичные события.
Простого учителя Хонаса настигает экзистенциальный кризис, «кризис среднего возраста», когда он понимает, что его налаженная жизнь его не устраивает. Хотя по всем меркам у него все замечательно: жена – дочь богатого предпринимателя Патрокла дель Пасо-и-Тронкосо, довольно мафиозного владельца похоронного бюро. И другие стороны жизни Хонаса просто на зависть: коллеги его ценят, соседи считают образцовым семьянином.
Но Хонас в какой-то момент слетает с катушек. Он соблазняет красивую сестру жены, причем делает это настолько демонстративно, что о романе становится известно всем. Он отказывается от щедрого предложения тестя заняться строительством гигантского мавзолея в египетском стиле, предпочитая заниматься тем, что ему нравится больше всего – работать учителем в школе и на досуге вести занятия в любительском фотокружке.
Хотя потом в его жизни начнут происходить всякие неприятные перемены, затеянные, судя по всему, неутомимым тестем-похоронщиком. В общем, в какой-то момент мы увидим, как Хонас, блестящий учитель и свободный человек, погоняет мулов, навьюченных мешками с кокаином…
«Хонас и розовый кит» — великолепная история о свободе и выборе, о внезапной любви и непредсказуемых сюрпризах судьбы. Роман Монтеса, полный юмора и эротики, является одним из наиболее популярных произведений латиноамериканской литературы. Это искрометная авантюрная история о том, как точно не стоит поступать, когда пришло время разобраться в самом себе.
Мэтью Лайонс
«Лес нас найдет». Изд-во «Рипол Классик», перевод с английского Елены Татищевой, 18+
Новая книга в серии New Horror, где издаются малоизвестные и впервые переведенные на русский шедевры жанра «ужастиков. Эта книга американца Мэтью Лайонса – первая, которая выходит в России, а вообще у него вышло уже около 10 романов, и в жанре «хоррор» он считается одним из лучших авторов.
Группа старшеклассников решает отметить окончание школы в лесу близ своего городка, но они не знают, что когда-то в этом лесу творились страшные вещи, погибали люди, и их неупокоенные души все еще бродят среди вековых деревьев.
И вот шестерка друзей постепенно понимает, что они не заблудились, а это сам лес играет с ними в жестокие игры, насылая призраков, устраивая встречи с мертвецами и подбрасывая разложившиеся трупы: «Мертвое лицо начало растворяться, булькая, словно восковая маска, оставленная на жарком солнце. Призрак отступал и с каждым мгновением становился все меньше похожим на человека. На его губах, стекая вниз, играла хитрая усмешка». Хорошая жанровая проза – впрочем, адресованная любителям подобного чтива.