Банк России отчеканил Старицкий Свято-Успенский монастырь Тверской области на серебряной монете

  • 10 ноября 2023, Пятница 15:31
  • Автор: Игорь Докучаев
  • 7051
Банк России отчеканил Старицкий Свято-Успенский монастырь Тверской области на серебряной монете
Фото: Игорь Докучаев

«МК в Твери» продолжает рубрику «На все деньги», в которой исследует историю тверского края через коллекционные монеты. Старицкий Свято-Успенский монастырь — один из древнейших в России. Он ведет свое начало с обители, основанной в 1110 году двумя монахами Киево-Печерской лавры. Неудивительно, что в честь этого намоленного места Центральный банк выпустил памятную монету в серии «Памятники архитектуры России».

Монета выпущена в 2013 году, ее номинал составляет 25 рублей. Материал изготовления – серебро 925 пробы, о чем сообщает рельефная надпись «Ag 925» на аверсе. Особенно примечательна масса «денежки» — целых 169 граммов. Когда взвешиваешь на ладони ее блестящий диск, чувствуешь приятную тяжесть драгоценного металла.

Тираж памятной монеты – 1500 штук. Таким образом, на изготовление серии ушло более 25 тонн серебра.

Свято-Успенский монастырь – поистине чудесное место, словно огромный белоснежный корабль пришвартовался к волжскому берегу. Лучший вид открывается с Городища и смотровой площадки Спасской церкви-колокольни на противоположной стороне реки.

Относительно точного года основания монастыря до сих пор нет единого мнения. По одной из версий, обитель основали иноки Трифон и Никандр, пришедшие в старицкие земли из киевских пещер в начале XII века. Но многие склонны отсчитывать рождение монастыря с XVI века, когда при князе Андрее Старицком на берегу Волги возвели белокаменные стены, служившие одновременно мощным фортификационным сооружением. Мы придерживаемся первой версии, ведь основательные монастыри не появляются абы где, нужна духовная предтеча, место должно обладать сакральными смыслами. Не зря историки вполне обоснованно добавляют несколько столетий к реальному возрасту городов сверх даты первого упоминания в летописях.

После смерти иноков-основателей место не забросили, наоборот, на этом месте начала расти церковь, впоследствии освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. На освящение прибыл сам князь Андрей Боголюбский. В конце XIII века обитель разорили татары, братия была перебита, тела их сбросили в Волгу. Но на этом история, конечно, не закончилась. Святое место было восстановлено, а затем вновь уничтожено во время междоусобной распри московского и тверского князей. На старицкую землю надолго пришло запустение. Этот перерыв некоторые историки как раз и считают основанием для отсчета новой летописи Свято-Успенского монастыря.

С 1559 года монастырем управлял архимандрит Иов, ставший впоследствии первым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Будущий патриарх родился в семье посадских людей в Старице. Он был отдан на воспитание в школу при Старицком Успенском монастыре, которую в свое время распорядился создать московский великий князь Василий Третий, бывавший в Старице вместе с сыном, царевичем Иваном. Впоследствии он взойдет на русский трон под прозвищем Иван Грозный.

В 1566 году Иван Грозный решил обменяться со своим двоюродным братом князем Владимиром и «махнуть» Дмитров на Старицу. После этого Грозный стал часто бывать в этом городе, который полюбил с детства. Он любил посещать Свято-Успенский монастырь, подолгу простаивал на службах и обратил внимание на статного, спокойного и рассудительного Иова, который к тому времени дорос до сана игумена. Царь забрал его в Москву и сделал одним из самых доверенных священников.

Впрочем, главную роль в возвышении Иова сыграл не Иван Грозный, а его сын Федор Иоаннович. Он вырос в окружении священников, был чрезвычайно набожным человеком и уважал Иова, который к тому времени стал его ближайшим советчиком.

К тому времени Русская православная церковь продолжала оставаться «филиалом» греческой (византийской) церкви, сохраняя полную зависимость от Константинополя. При этом на Руси православие активно развивалось, чего нельзя сказать о Византии, ведь в 1453 году Константинополь захватили турки-османы. Они разграбили храмы, уничтожили многие святыни, и христианская церковь там пришла в полнейший упадок.

Федор Иоаннович придерживался мнения, что Россия давно заслуживает собственной патриаршей церкви, независимой ни экономически, ни духовно от «византийского центра». Греческие патриархи, часто посещавшие Москву, главным образом с целью попросить денег, конечно, делиться властью не хотели, но куда деваться – у Москвы и храмов, и средств было заметно больше, чем у ограбленных турками византийцев.

В самом конце 1588 года стало известно, что в Москву едет самый главный в византийской церковной иерархии человек – патриарх Цареградский, Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский Иеремия. Ему был подготовлен самый пышный прием. После сложных и долгих переговоров, а именно 26 января 1589 года, Иеремия возвел Иова в высший иерархический сан.

Узнать больше про удивительную судьбу первого патриарха всея Руси вы можете на сайте «Тверьлайф» в спецпроекте «Первые: Тверские в истории».

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале