«Третья миссия университетов: социокультурное развитие регионов» — это конференция, проводимая на базе форума активных граждан «Сообщество». Примечательно, что данная конференция проходит в Твери впервые, и в ней приняли участие порядка 70 человек.
Главная цель круглого стола — решение не только экономических, но и социокультурных задач, относящихся к совместному развитию вузов и НКО. «Третья миссия» известна как важная составляющая в развитии многих университетов. Она нацелена, в основном, на воспитание кадров, способных грамотно взаимодействовать с обществом при помощи навыков, а также при помощи новых технологий и инноваций.
Одной из главных тем для обсуждения стал поиск эффективных форм участия университетов и НКО в развитии гражданской науки и просвещения, процесса цифровой трансформации региона. Кроме того, на форуме затронули такие темы, как анализ форм участия вузов и некоммерческих объединений в мониторинге организации региональных программ развития и национальных проектов. Также участники круглого стола рассмотрели университеты как ресурсные центры НКО региона, социальных инноваций и воспитания гражданственности в детской и молодежной среде. Здесь же обсудили стратегию развития добровольчества и гражданских инициатив.
Куратором площадки и активным ведущим стал Александр Русаков, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию высшего образования и науки.
Цели и желания практически каждого из университетов совпали, ведь речь шла о развитии и взаимном вовлечении вузов и НКО в область оказания услуг в социальной сфере. Однако спикеры обратили внимание на некоторые специфические особенности.
В качестве первого спикера выступила Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке, заместитель председателя наблюдательного совета Российского общества «Знание». Она рассказала о различных акциях и организациях, нацеленных на помощь детям.
Также участники круглого стола выслушали мотивационную речь об устойчивом развитии университетов и общества Андрея Белоцерковского, директора центра стратегического инновационного развития высшей школы им. Е.А. Лурье ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет».
«Задача в том, что необходимо предотвращать то, к чему нельзя приспособиться, и приспособиться к тому, чего нельзя предотвратить», — отметил Андрей Владленович.
Павел Здоровцев, директор по развитию студенческого потенциала ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», выделил основные направления деятельности ВШЭ, отметив разнообразный спектр возможностей вузов и НКО.
О широте взаимодействия университетов с НКО рассказал Александр Соколов, заведующий кафедрой социально-политических теорий ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова».
Юлия Скокова, директор Центра оценки общественных инициатив ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», рассказала, что в университетах для развития взаимоотношений «Вышка-студенты-НКО» пишутся – среди прочего – ВКР и курсовые работы.
Ольга Коротеева, доцент кафедры управления информационными процессами РАНХиГС, определила ВУЗ как центр материальной, вещественной и кадровой поддержки. По предположению университета, от которого выступал спикер, студентам необходимо проходить студенческую практику с теми НКО, которые заинтересованы в новых кадрах.
Круглый стол завершился выступлением директора Фонда Твери и лидера регионального штаба волонтёрского движения #МыВместе, а также организатора форума Юлии Сарановой.
«Спасибо всем, кто добрался до финала. ВУЗ — очень важный партнёр для всех НКО, но некоторые озвученные практики работают не всегда. Мне кажется, мы должны ответить на вопросы: почему это происходит в некоторых вузах? Какие именно преграды встают перед обществом? Главным ответом на эти вопросы является то,что у студентов возникает отсутствие понимания, что такое некоммерческий сектор.Представителям НКО сложно попасть в вузы. Для информирования населения нужны критерии, на сколько академические курсы состоят из прикладных спикеров», — отметила Юлия Саранова в своем выступлении.
Она подчеркнула, что необходимо уделять большое внимание не только теории, но и практике. Ведь только так студенты научатся применять полученные знания и навыки.
«Теоретические знания можно давать, но о связи с реальностью забывать нельзя:вместе с теорией нужно давать понимание о её практическом применении. Необходимо также почувствовать важность студента. Использование «третьей волны» не должно ограничиваться городом, где присутствует университет. Нужно научить ребят «развозить» навыки и умения по тем населённых пунктам, откуда они прибыли на учёбу», — подытожила Юлия.