Self-made women: Юлдус Бахтиозина о том, как становятся царевнами

  • 30 ноября 2020, Понедельник 22:21
  • Автор: Мария Воронова
  • Фото: kinopoisk.ru
  • 10242
Self-made women: Юлдус Бахтиозина о том, как становятся царевнами
kinopoisk.ru

Фотохудожница Юлдус Бахтиозина дебютировала в большом кино с картиной «Дочь рыбака». Предпоказ фильма прошёл в Твери в субботу, 28 ноября. Корреспондент “Тверьлайф” Мария Воронова побывала на премьере и подготовила рецензию.

Self-made women

Это история о сказочном мире царевен, который оказывается не таким радужным, каким мы привыкли его представлять. Главный подвох – царевной стать не так просто, как бы ни хотелось девочке надеть платьице, туфельки и превратиться в героиню сказки.

История начинается на окраине постсоветского мира – в одном из петербургских портов. Там стоит фургончик с вывеской «Рыба народов мира», где работают две очаровательные продавщицы: Полина Щукина (Алина Король) и Сима (Серафима Соловьева). Клиентов у них немного, можно отвлечься, накрасить губы и поразмышлять о философии «positive thinking». Единственная посетительница – чудаковатая старушка (Валентина Ясень), которая заглядывает не только за рыбьими головами, но и полюбоваться своим отражением в хромированной поверхности магазина на колесах. Она дарит Полине особый чай «Царевна», который должен помочь уснуть и навеять сказочные сны. Мучаясь бессонницей, героиня решает выпить разрекламированный напиток и отправляется в мир грез, где ее встречает птица с головой девушки и видеоролик, приглашающий Полину раскрыть ее внутреннюю царевну.

Self-made women: Юлдус Бахтиозина о том, как становятся царевнами
С этого момента Юлдус Бахтиозина открывает зрителю двери в мир девушек в эпатажных нарядах, отдаленно напоминающих костюмы актеров в «Синей птице» Станиславского. Режиссёр отчетливо иронизирует над бюрократическим советским наследием. Недружелюбная вахтерша, которая требует надеть бахилы, бесконечные очереди (высидеть их может не каждая претендентка в царевны), горделивые начальницы, которые обсуждают коллег и пошикивают: «Газировка только для администрации». 

Кстати, Юлдус Бахтиозина еще до премьеры фильма начала знакомить зрителей со своими героями. Режиссер сделала серию постов в Instagram, где представила галерею персонажей и сыгравших их актрис и актеров. Для некоторых работа над картиной тоже стала дебютом. Среди них сотрудница IT-компании Виктория Лисовская, которая исполнила роль Адыгеи – наставницы Полины в мире царевен. 

Self-made women: Юлдус Бахтиозина о том, как становятся царевнами

С визуальной точки зрения фильм – услада для глаз. В режиссуре и операторской работе чувствуется рука опытного фотографа. В картине кадры композиционно продуманы, выдержана цветовая гамма, в которой доминирует зеленый. Для Юлдус он стал символом сердца и возрождения. Звуковая составляющая сначала расстраивает: в первые минуты фильма заметен сбивающий с толку рассинхрон звуковой дорожки и видеоряда. Правда, посмотрев фильм единожды, сказать наверняка, ляп ли это звукового монтажа или неполадки оборудования в кинотеатре, трудно. 

В картине слились многовековые культурные пласты и скомбинированный культурный код: постсоветская реальность соседствует с высокой модой и традиционными сказочными мотивами – темой, которую несколько лет развивала режиссер в своих фотоработах. Например, на миг камера замирает на розовых перчатках с богатым декором (рисунками и нашивками), в которых героиня еще в своей коммуналке чистит рыбу. Физкультурой воинственные амазонки-царевны занимаются, выкурив по сигаретке, в шубах и балаклавах под музыку Shortparis. А неотъемлемое украшение каждой царевны не только богато расшитые кокошники, граничащие с произведением искусства, но и модные грилзы (накладки на передние зубы).

Self-made women: Юлдус Бахтиозина о том, как становятся царевнами

Идея о селф-мэйд героинях для кино не в новинку: почему-то первой на ум приходит картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Хотя единственное, что у нее есть общее с лентой Юлдус Бахтиозиной, – посыл о добром и вечном. Сходства при желании можно найти со стилистикой Киры Муратовой, Бахтияра Худойназарова, Ренаты Литвиновой.

Основная мысль фильма проста: чтобы добиться чего-то в жизни и не остаться просто «дочерью рыбака», нужно быть решительным и много работать. Казалось бы, даже такая простая на первый взгляд роль царевны на самом деле предполагает тяжелый труд. В то же время зритель не наблюдает вышеупомянутого упорства в героине. Полина, ведомая вдоль бесконечных картотек, беспрекословно следует указаниям аудиогида. Провалив одно испытание, она не требует реванша, а молча складывает свою «корону» в форме лебедя.  Ей предлагают попробовать себя в роли царевны-лягушки или царевны-змеи, и она соглашается, хотя «змей она как-то не очень». Не должна ли она, следуя главному завету фильма, настоять на своем?  

Или умение смириться с поражением – часть образовательной программы у царевен?

Self-made women: Юлдус Бахтиозина о том, как становятся царевнами

Self-made women: Юлдус Бахтиозина о том, как становятся царевнами

+1

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:

Похожие записи

Ничего не найдено

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: