Бессмысленный боевик или в чём смысл фильма «Никто»

  • 1 мая 2021, Суббота 15:30
  • 47065
Бессмысленный боевик или в чём смысл фильма «Никто»
Фото: ECONET.RU

Устав от серьёзных тем, политической повестки и экономических новостей, гавред газеты «МК в Твери» Игорь Докучаев плюхнулся посмотреть кино. Благо, на экраны вышел новый фильм «Никто». И так проняло, что не удержался, едва пошли титры – бросился строчить рецензию. Журналисты, что с них возьмёшь. Завершая вступление, отметим, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Обзор носит художественный, а не рекламный характер, а фильм помечен возрастным цензом 18+.

Обязательно посмотрите этот лубочный, собранный из стереотипов, местами откровенно глупый боевик. Почему? Причин две. Во-первых, динамичный, не лишённый юмора экшн не даст заскучать. Отличные драки, погони, первоклассная операторская работа и незаурядный монтаж. Прям как доктор прописал для вечернего киноотдыха. Во-вторых, и на эту причину приходится добрая половина очарования, фильм обдаёт такой термоядерной ностальгией, что скупая мужская слеза наворачивается. Шаблоны уже не шаблоны, а отсылки к тем чудесным далёким временам, когда батин видак, производя таинственные механические звуки, поглощал очередную VHS касету, и ты, ещё ребёнок, в 101 раз заворожённо пересматривал золотой фонд голливудских блокбастеров. И не только голливудских. А чуть позже, когда вымолил у родителей компьютер, целыми ночами резался в «MAX PAYNE 2», пачками уничтожая русскую мафию. Хотя, возможно, это личная мифология автора рецензии и режиссёр фильма «Никто» Илья Найшуллер не имел ввиду ничего подобного.

Кстати о режиссёре. Сын русского олигарха, наладивший культурные связи с Америкой, известен отечественному зрителю по зубодробительному экшену 2015 года «Хардкор». Там-то впервые и проявилась самобытная манера съёмок и монтажа. Несмотря на участие иностранных актёров и звезды российского кино Данилы Козловского, «Хардкор» получился скорее фестивальным, некоммерческим кино. Некоторые сцены, отметим, снимались в заброшенном санатории под Калязиным в Тверской области.

Фильм «Никто» взял лучшее из предшествующей работы своего создателя, но снят гораздо дороже, с голливудским лоском. Вот эта «голливудскость» и убивает фильм, делая его лишь очередным боевиком, словно замазывая тональным кремом милые глазу шероховатости. На поверхности остаётся достаточно тупой сюжет и качественный экшн.

Но давайте заглянем глубже и пройдёмся по отсылкам и ностальгии – главному достоянию фильма. Местами, кстати, отсылки превращаются в самый унылый плагиат. Фабула сюжета без зазрения совести скопипащена из культового боевика со Шварценеггером «Правдивая ложь». Глубоко законспирированный спецагент живёт в уютном доме на благополучной улице американского пригорода. Остывший брак с любимой, но отстранившейся женщиной, туповатые соседи, постоянная необходимость контролировать свои спецагентовские инстинкты. Быт заел, но главный герой отчаянно цепляется за такой образ жизни, находя в нём высший смысл. Всему приходит конец, когда в дом врывается зондеркоманда в чёрных масках и с автоматическим оружием. А всё потому, что наш универсальный солдат наступил на любимую мозоль сильным мира сего. Разница с фильмом, где когда-то снялся Шварценеггер только в том, что «Никто» не комедия, а главный герой не действующий агент, а ушедший на покой ветеран подпольных спецопераций.

Зондеркоманду послал отмороженный на всю голову русский мафиози, которого старательно играет слишком интеллигентный для такой роли Алексей Серебряков. Он появляется в кадре под смутно знакомую щёлкающую мелодию синтезатора и уверенной походкой идёт к ночному клубу. Мелодия развивается. Так, подождите, её не должно быть в этом фильме, это не голливудская музыка. Но она есть, ты узнаёшь её… Да! Бухгалтер-милый-мой-бухгалтер! Группа «Комбинация».

Серебряков заходит в подчёркнуто дорогой и порочный ночной клуб, набитый русской мафией. Русские тут настоящие, говорят без акцента, от чего чувствуешь что-то вроде гордости.

Отмороженный Серебряков держит бандитский «Obshak», как потом специально пояснил главный герой – это «пенсионный фонд» русской мафии, миллионы долларов наличкой, которые перевозят с место на место. Русскоговорящие братки выражают сомнение, что держатель общака имеет моральное право щеголять в вызывающем расшитом пиджаке и, занюхав чего-то психотропного, отплясывать на сцене, распевая хиты 90-х. Возмущённый таким недоверием герой Серебрякова тут же на месте совершает убийство с особой жестокостью, чем доказывает свой авторитет и статус. Причем мочит он одного из «пайщиков» бандитского общака. Остальные радостно пьют за то, что внезапно осиротевшие 3% грязных денег можно поделить между собой. Звери, да и только.

И тут подступает дежавю: американский ночной клуб в багровых тонах, русская мафия на тонированных джипах, атмосфера неизбежного насилия и горы оружия. «MAX PAYNE», вторая часть, клуб «Vodka». Эй Макс, ты любишь фейерверки?!

А может, и не имел ввиду ничего такого господин Найшуллер, может, просто клепал фильм по шаблону. Рубленный не самым острым топором сюжет показал нам, какой жестокий псих этот русский мафиози. Ещё мы увидели бегущего от прошлого спецагента. Что же будет дальше? Неужели они схлестнуться? Фильму «Никто» не страшны спойлеры, потому что интриги там нет. В один прекрасный вечер главный герой с облегчением отключает самоконтроль и в восхитительно снятой автобусной драке наносит брату мафиози травмы не совместимые с жизнью. Вот и мотив мести подъехал. Дальше начинается экшн в квадрате. Драки, убийства подручными предметами, отвратительно поставленные перестрелки. Или так специально? Может суицидальная тупость бойцов русской мафии, в упор не попадающих в цель, бесконечные патроны и хроническая бессмертность главного героя, это дань традиции и отсылка к классике? Смотрится именно так. Словно весь фильм задуман как триггер на флешбеки из боевиков 80х-90х. Мы высмеивали эти ляпы в детстве, и пускаем слезу умиления, став взрослыми. Тему ностальгии несколько раз за фильм поднимает и отец главного героя: «Ты помнишь? Я помню!» и «Как же я скучал по всему этому дерьму!». Всё именно как тогда, как в старые добрые. Спасибо тебе российско-американский режиссёр Илья Найшуллер.

А сцена, когда главный герой под музычку мастерит всякие самодельные гранаты и запалы? О небеса, как же захотелось по-мальчишески запрыгать на диване с криком «Это из «Брат 2»! Несколько кадров спустя мы видим, что смертоносные девайсы устанавливаются на лестницах и в дверных проёмах. Снова отсылочка, это было в «Один дома». Да сколько можно? Хотя… Дайте ещё! Я желаю полностью утонуть в этом, хочу снова прожить те восхитительные мгновения.

«Никто» нашпигован отсылками и киноцитатами, это ядрёный микс штампов и апофеоз постмодерна. И теперь уже чудится, что само название фильма – это игривое признание режиссёра в том, что он соткал фантом без индивидуальности. Но ткань этого фильма – идеальное проективное поле, куда каждый может щедро плеснуть воспоминаний и найти собственные смыслы.

При этом на экране крепкий динамичный боевик, который можно просто смотреть и не заморачиваться. Однозначно рекомендую.

 

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:
Еще больше актуальных новостей о культурной жизни Твери читайте в нашем Телеграм-канале