Поэт Владимир Львов скончался 28 февраля 2021 года.
Владимир Ильич Львов родился 24 сентября 1949 года в большой деревне Пожня Торопецкого района. Родители его были простыми рабочими на местном льнозаводе. После окончания школы Владимир Львов служил в армии, работал электрокарщиком, трактористом, пастухом, директором Дворца культуры, председателем сельсовета, учителем литературы и директором в сельской школе. Заочно окончил Литературный институт им. А.М. Горького.
Владимир Ильич Львов – член Союза писателей России, председатель Тверского содружества писателей, организатор «Каблуковских чтений» для самодеятельных поэтов, Лауреат II Всесоюзного фестиваля народного творчества (1987), областной литературной премии имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (1998), VI Московского международного поэтического конкурса «Золотое перо» в номинации «Патриотическое стихотворение» (2009), Губернаторской премии Тверской области.
Первые произведения Владимир Львов напечатал в военных газетах. В сорок лет у него вышла первая книжка «Утро раннее», а затем его стихотворные сборники выходили регулярно: «Бессонница», «Все пройдет», «Хранитель трех ключей», «Пожня», «Веди себя»….
Поэзия Владимира Львова – это жизнь среднерусской деревни в ее прошлом и настоящем, пропущенная через внутренний авторский катализатор. Несколькими мазками он может передать колорит трудовой страды или праздничного гулянья. Реалии крестьянского быта и труда вписываются и в картины природы, и в стихи о любви. У Владимира Львова был замечательный дар стихотворным словом рисовать окружающий мир, находить поэзию именно в нем. И не только в природе, но и в обычной жизни людей, трудовой, укорененной в быте, далеко не героической и не романтической. У него можно встретить острые отклики на политические события. Власти меняются, а деревня продолжает жить своей нелёгкой жизнью. Реализм в его стихах не означает точной документальности и тем более натуралистичности. Он не копирует, а как бы проигрывает возможные ситуации. Окружающий мир в поэзии Львова становится духовно богатым, живым, чувствующим. У поэта есть стихи, утверждающие необходимость веры, стихи-молитвы.
Его поэзия – это ритм, звук, но прежде всего для него важно полно-весное слово. И еще реалистическая деталь, несущая в себе символическое значение. Поэт чувствует себя раскованно и в подборе слова, и в способах рифмовки, построении строфы, свободно варьирует ритм, метр, размер. Владимир Львов – настоящий мастер стихотворного диалога. Ему свойственен арти-стизм, дар перевоплощения. Некоторые стихи близки к сказовой форме. Владимиру Львову удаются стихи, написанные в эпистолярном жанре. Он написал много шуточных стихотворений. Обращение к разговорному языку заставляет поэта широко использовать просторечия, диалектизмы, а иногда и вульгаризмы. Его поэзия находится в русле классической некрасовской традиции. А в поэзии ХХ века он типологически близок манере А. Твардовского, А. Яшина, С. Викулова, С. Дрожжина.
Неподдельная искренность, подлинность и глубина чувства подкупают читателей Владимира Львова.
Владимир Ильич Львов останется в памяти многих любителей поэзии как истинно народный поэт, певец русской деревни, защитник русского народа и русского слова, как человек трудной судьбы и большой души.
Правление
Тверского регионального отделения
Союза писателей России
Коллектив преподавателей
филологического факультета
Тверского государственного университета
Родное поле
За Волгою гармоника играет,
Поёт о том родная сторона,
Как золотом берёзки усыпают
Тропиночки разостланного льна.
А на холме под пологом небесным
Лишь ветер колыбельные поёт
Солдатикам неместным, неизвестным,
За Родину погибшим, за народ.
Они шли на врага не ради славы,
Не дрогнули в последнем том бою
За наш с тобой покой, за берег правый,
За вотчину любимую свою.
Полынью забинтованы воронки.
Отцы, которых нет, спасибо вам
За то, что на свидания к девчонкам
Сыны прошли по сладким клеверам!
По тем же клеверам теперь и внуки
Бегут из дома в поисках жилья
В страну цивилизации, науки…
Ты что на это скажешь, дед Илья?
Живёт ли в них к родному пепелищу,
К отеческим гробам ещё любовь?
И видят ли в цветущем клеверище
Их дедами здесь пролитую кровь?
* * *
В правительстве большие перемены.
У нас все так же, как давным-давно,
Все так же говорят в деревне стены,
Все так же у доярок пухнут вены,
Все так же трактористы пьют вино.
Привязаны к скотине, к огороду,
Зато своя картошка, молоко;
Заботы не дают особо ходу,
Зато не надо ездить на природу:
У нас такое счастье под рукой.
Напашемся порой, что нету мочи
Потешиться. Но женщины не злы
И терпеливы: на фига им Сочи –
Дождутся ночи, знают, что охочи
Тверские однорогие козлы
До дела этого… Идут часы и годы
Тропинками вдоль Волги и Тверцы.
И мы уже прошли огни и воды,
Теперь хоть захлебнись её, свободы!
Куда девать? Солить, как огурцы?
* * *
В Бога верь!
И Бога бойся!
Белый конь под ним заржал.
В левой – сноп ржаных колосьев,
В правой – голову держал.
Время корни сохранило:
Яркий,
Ярость,
Яровой…
«Ты живой еще, Ярила?»
«Нет», – качает головой,
Но не той, что держит в правой –
Той, что носит на плечах.
Ветер в памяти дырявой.
Мир в безверии зачах.
В Бога верь!
И Бога бойся!
И о милости проси.
В левой – сноп ржаных колосьев,
В правой – голову носи.
* * *
А всё-таки приятно было быть –
Носиться, заголившись, по просёлкам
Во всю свою мальчишескую прыть
И в голове раскладывать по полкам:
Что блага нет первей, чем благо жить,
Что родина и мама – это свято;
Хорошее повыше положить,
Подальше, чтоб поближе было взято,
Плохое – ближе, ниже, под рукой –
Забыть, задеть, рассыпать по крупице
Нечаянно,
И чтоб запас такой
Склевали нелетающие птицы…
Приятно было даже в сенокос –
На лошади сволакивать копушки,
В неделю раз пасти овец и коз
И смело петь с картинками частушки.
Не слышать разговоров:
«Кто поёт? –
За это повыдёргивать бы ноги…»
Когда морозец землю закуёт,
Приятно зимовать в своей берлоге;
Приклеиться губой к дверной скобе
(А если по-теперешнему – к ручке)
И брошку к дню рождения тебе
Купить украдкой с батиной получки…
И не было прекрасней той поры,
Когда, вертаясь к вечеру из школы,
На задницах с Мелюхиной горы
В ольховые врезались частоколы,
И той поры, когда, уже потом,
Влюблялись мы до самовозгоранья,
Когда на склоне скользком и крутом
Для нас не приготовили заранье
Каких-то благ, и вовсе ничего,
Когда и сами были мы с усами,
Когда стремились к жизни кочевой
И бредили крылами, парусами…
Что было – не умеем мы ценить,
Не видим рек, но в реках видим сети.
И всё-таки приятно было быть.