26 января в Тверской школе №34 стартовал городской Форум школьного самоуправления. Школьники, которые уже имеют опыт работы в этой сфере, передают его другим ребятам.
Самоуправление — это отличная возможность взять власть в свои руки. Это очень важный элемент взросления, ведь ощутив возможность влиять на жизнь родного образовательного учреждения, ребята учатся выстраивать свою собственную жизнь.
В школе №34 это обычное явление, даже традиция. Пришло время поделиться опытом. Что такое самоуправление и как оно выглядит изнутри «Тверьлайф» рассказала организатор форума, учащаяся девятого класса Ефросиния Козлова.
— В нашем случае «самоуправление» не пустой звук. Мы понимаем, что это хорошая площадка для самореализации и развития. У нас создана система, в которую входят Президент, «Совет Лидеров» и «Совет Старост». Президент контролирует работу «Совета Лидеров», который в свою очередь генерирует и обсуждает мероприятия с «Советом Старост», в который входит представитель от каждого класса средней и старшей школы. Благодаря этой системе мы понимаем, что нужно детям, и стараемся помочь осуществить все это. Я вхожу в «Совет Лидеров», и курирую информационно-медийное направление. Практически каждый день мы встречаемся и прорабатываем вопросы по школьным проектам. Мы договариваемся о встречах заранее, но иногда это происходит спонтанно, и мы можем запланировать собрание в момент, когда пересекаемся в школе на переменах.
После уроков, когда все отправляются домой отдыхать, мы остаёмся в школе, и никогда не знаем, до скольки пробудем в ней. Бывает, что мы решаем все вопросы за сорок минут, а иногда это может затянуться на пять часов. Нам предоставлен отдельный кабинет, который всегда находится в нашем распоряжении. Обычно, мы все находимся там.
Зайдя в класс мы рассаживаемся по кругу и для начала определяем то, что нам нужно сегодня сделать и обсудить. Наша работа всегда начинается с проблемы. Проблему мы либо устанавливаем сами, либо нам ее предоставляют. Отталкиваясь от проблемы мы работаем в заданном направлении, и стараемся решить ее. Мы учитываем всевозможные риски, факторы, а так же стараемся четко осознавать то, что несмотря на наши возможности, мы все же ограничены в некоторых вопросах и эти вещи не входят в зону нашей ответственности. Мы стараемся сделать так, чтобы дети сами захотели решить ее, чтобы это было добровольно, и чтобы у учителей не возникло претензий в сторону ребят.
Так же мы можем начинать работу исходя из ресурсов. К нам могут подойти и сказать: «У нас есть открытки ко Дню матери, нужно провести мероприятие, в ходе которого дети их подпишут, и мы сможем их разослать». В этом случае мы будем думать над тем, как, когда и где мы сможем это организовать.
К примеру мы столкнулись с проблемой того, что в нашей школе загруженный трафик. Исходя из этого, мы решили, что нужно открыть третью, по обыкновению запертую, лестницу. По итогу обсуждения, мы направились к администрации школы с нашей просьбой. Когда мы объяснили всю ситуацию — они послушали! Вуаля — лестница открыта, и на остальных двух все реже появляются своеобразные пробки.
Так же мы сталкивались с проблемой того, что у многих детей есть страх перед общением с незнакомыми людьми, и тем более им сложно поделиться с нами своим идеями. Мы хотели найти способ, чтобы дети могли делиться своими мыслями анонимно, и создали «Банк Идей». Сейчас в холле нашей школы висит почтовый ящик, в который дети могут положить свои проекты и идеи, изложенные на бумаге, не раскрывая свою личность, ну или просто не контактируя с людьми.
Обычно, во время обсуждения кто-то из нас стоит у флипчарта и записывает все, что мы решаем: все дедлайны, порядок действий, цели и задачи. Часто случается так, что мы заходим в тупик: либо из-за отсутствия идей, либо из-за расхождения мнений. И если во втором случае мы решаем все с помощью голосования, то в первом все немного труднее. Часто отсутствие идей связано с усталостью, и в этом случае мы либо делаем перерыв, в котором можем перекусить, пойти подышать свежим воздухом, либо просто расходимся по домам, и каждый думает над этим в личном порядке.
С готовой схемой мероприятием мы идём к руководству школы для согласования. Завучи и учителя вносят свои правки, и мы начинаем работать над реализацией.
В ходе мероприятия мы стараемся подавать все в свободной форме, чтобы детям легче было это воспринимать. Нам нужно заинтересовать детей в решении того или иного вопроса, и мы делаем для этого все.
На нашем счету не только локальные школьные мероприятия, но и мероприятия городского и регионального уровня, такие как «Школа КВН», «Школа Медиа», «Школа Проектирование».
Для нас и для детей открыты все двери, и мы пытаемся донести это до тех, кто этого не понимает. Ведь детям часто внушают ошибочное мнение о том, что до своего совершеннолетия они ничего не решают и их голоса не имеют значения. Но самоуправление даёт возможность проявить себя, и доказать всем, что ты МОЖЕШЬ.
Каждый день мы учимся чему-то новому. Сейчас, в столь, возможно, незначительном, возрасте мы получаем опыт, который есть не у всех взрослых. Мы можем воплотить свои мечты в реальность и сделать мир чуточку лучше, и мы стараемся использовать эту возможность по максимуму.