Тверской железнодорожный вокзал – историческое место. Здание построили в 1845–1848 годах, в основу лёг проект вокзала первого класса. В истории были трагические и возвышенные страницы. Государство меняло названия, гремели войны, а поезда всё также прибывали и отходили от перрона, даря радость и грусть тысячам людей. К нашим дням вокзал сильно изменился, но сохранил своё величавое достоинство.
В преддверии 50-летнего юбилея начальника железнодорожного вокзала Твери Юрия Роздина корреспондент «Тверьлайф» узнал о самых крупных изменениях на вокзале за последние 10 лет.
Новинки вокзала
Чем сегодня живёт место, видевшее больше слёз и улыбок, чем любой театр, рассказал начальник железнодорожного вокзала Твери Юрий Роздин.
А рассказать есть о чём. С 2012-ого по 2015-ый на вокзальном комплексе провели серьезную реконструкцию основного здания и пассажирских платформ. На сегодняшний день вокзал располагает тремя высокими платформами. Платформы №1 и №2 – для поездов дальнего следования, №3 – для пригородных поездов. Кроме того, есть низкая платформа №4 для пригородных поездов.
В 2016-м восстановили храм Александра Невского. Также в новом пассажирском туннеле создали специальные стенды о достопримечательностях Твери и Тверской области.
Прямо с вокзала можно отправить пассажирские письма и посылки. Их доставляют в 348 пунктов по России, включая Крым. На всей территории комплекса установлено видеонаблюдение. Для гостей и жителей города доступны новые электронные камеры хранения.
В здании вокзала организовали доступную среду для маломобильных групп населения: оборудовали санитарные комнаты, подъемные платформы, входные группы. Кроме того, пассажирам, чьи физические возможности ограничены, помогают при посадке и высадке в поездах дальнего следования и пригородного сообщения.
В случае необходимости вокзальный комплекс предоставляет инвалидные коляски-каталки, мягкие транспортные носилки. Также для маломобильных гостей в пригородной зоне вокзала предусмотрены павильоны с дополнительными турникетами, пандусы на лестничных сходах «старого» и «нового» туннелей.
Императорские комнаты
Еще одной важной вехой является открытие в 2015 году после реконструкции экспозиции «Императорские комнаты» в здании вокзала.
– В настоящее время императорские комнаты доступны для посещения как в индивидуальном порядке, так и группам. Разумеется, должны соблюдаться все меры предосторожности: дистанция и наличие средств индивидуальной защиты. Пандемия коронавируса не дает проводить экскурсии, как раньше. Но мы очень стараемся показать наши императорские комнаты гостям даже в такое сложное время. Главное беречь себя и своих близких, – убеждён Юрий Роздин.
Отметим, что Тверь – это единственный промежуточный вокзал, который сохранил императорские комнаты Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Все вокзалы делились на четыре класса. Тверской железнодорожный вокзал был отнесен к первому, то есть самому высокому. На всех вокзалах такого класса строились императорские комнаты. Они располагались в закругленной стороне пассажирского дома по ходу прибытия поезда из Санкт-Петербурга.
Пространство включало в себя мужскую и дамскую комнаты с отдельными входами. Объединяли их гостевые залы, один из которых был парадным с купольным потолком. Комнаты служили местом отдыха на пути следования императорской фамилии. Также здесь проводили официальные встречи делегаций.
Проектированием комнат в Твери занимался архитектор Рудольф Желязевич. Его работа находилась под строгим контролем главноуправляющего путями сообщения и публичных зданий генерал-адьютанта Клейнмихеля. Он лично разрабатывал детали и давал указания архитектору.
Нам удалось посетить «Императорские комнаты» и сделать пару фотографий.
Ковид не пройдёт!
Как только началась пандемия, сотрудники вокзала перешли в режим повышенной готовности. Работа организована по всем требованиям поступающих приказов и распоряжений Роспотребнадзора.
На железнодорожном вокзале Твери усилена санитарная обработка помещений. Пассажирам измеряют температуру. Регулярно проходит специальная уборка: сотрудники тщательно протирают дверные ручки, стойки справочных окон, экраны и клавиатуры банковских терминалов, поручни. Санитарные помещения полностью обеззараживают не менее двух раз в день. Также приняты меры по очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования. На пассажирских объектах установили обеззараживатели воздуха, бесконтактные диспенсеры с антисептическими средствами.
Особое внимание уделяется соблюдению социальной дистанции. В здании вокзала и на платформах размещены элементы навигации. Совместно с подразделениями МЧС проходит регулярная дезинфекция всего комплекса.
Для обработки используют средства, безопасные для людей и животных. В свою очередь каждый сотрудник также проходит процедуру термометрии перед выходом на смену. Для индивидуальной защиты работникам выдают маски, перчатки и кожные антисептики.
В перспективе – реконструкция вокзального комплекса. В прошлом году дирекция железнодорожных вокзалов ПАО «Ленгипротранс» предоставила архитектурно-планировочное решение «Реконструкция вокзального комплекса Тверь». На данный момент проект находится на согласовании в департаменте архитектуры и градостроительства администрации областной столицы. Если документ будет принят, вокзал ждёт новый исторический этап.
Текст и фото: Екатерина Чернышкова