В Тверском Императорском дворце открывается новая выставка

  • 26 августа 2020, Среда 10:28

Сегодняшнего дня, 26 августа, в Восточной башне Тверского императорского дворца открывается выставка «Возвращение забытого имени. Н.А. Шмит-Рыжов». Об этом сообщили в пресс-службе Тверской областной картинной галереи.

Впервые интерес к произведениям Николая Александровича Шмит-Рыжова возник в 2011 году.  Предстояла реставрация Императорского дворца, коллекцию галереи ускоренно готовили к переезду: профилактические осмотры, консервация аварийных памятников, упаковка…  Во время осмотра фонда живописи внимание реставраторов привлекли два пейзажа с видами Геленджика. Имя автора  –  Н.А. Шмит-Рыжов  –  в то время ничего не говорило. Картины пострадали от времени: холсты были деформированы, появились осыпи красочного слоя, лак пожелтел и загрязнился. Однако живопись, которая просматривалась под глухой мутной пленкой пожелтевшего лака, заслуживала серьезного внимания. На протяжении следующих семи лет, до предела заполненных  подготовкой произведений для будущей экспозиции дворца и многочисленных выставок, мы не раз возвращались к мысли о реставрации видов Геленджика.  Возможность для этого появилась только в 2018 году. 

В Тверском Императорском дворце открывается новая выставка

Не успев начать реставрационные работы, мы столкнулись с неожиданностью. Картин было не две, а три! При внимательном осмотре оказалось, что пейзаж «Домик в Геленджике» натянут поверх другого холста, меньшего размера. Художник нарастил подрамник, попросту прибив к нему рейку, и натянул поверх одной картины другую. Случаи двусторонней живописи, когда автор пишет на обороте другой картины, нередки; известны и примеры, когда старое изображение используется как основа для нового, верхнего слоя. Такие произведения есть и в собрании галереи, однако подобный прием встретился впервые!  После того, как «Домик в Геленджике» был снят с подрамника, открылся этюд с высоким берегом реки, стилистически отличающийся от обоих видов Геленджика. Длительное пребывание под другим холстом в значительной мере предохранило его от повреждений: холст был слегка деформирован от слабого натяжения, но красочный слой практически не пострадал  –  ни утрат, ни загрязнений. 

Реставрация «Уголка старого Геленджика» и «Домика в Геленджике» была закончена в 2019 году. Картины были написаны в одно время, их технология и повреждения идентичны, так что и реставрационные меры для них потребовались одинаковые.  Был укреплен красочный слой, удалена деформация холстов; узкие состаренные кромки были дублированы, оба пейзажа натянуты на новые подрамники; затем реставраторы приступили к утоньшению  толстого слоя потемневшего загрязненного лака.  По всей вероятности, художник использовал для покрытия случайный, не предназначенный для живописи лак. Состаренный, он плохо размягчался, потребовалось много времени и кропотливой работы, прежде чем открылась насыщенная авторская палитра и энергичная фактура живописи. Места утрат красочного слоя были заполнены реставрационным грунтом, оба пейзажа были заново покрыты лаком, в завершение работы сделаны тонировки. 

Ко времени окончания реставрационных работ удалось собрать немало сведений об авторе и его окружении, хотя до сих пор в биографии художника остается множество белых пятен. 

Николай Александрович Шмит (впоследствии Шмит-Рыжов) родился 16 августа 1873 года в семье генерал-лейтенанта Александра Оттовича Шмита, участника русско-турецкой войны 1877-78 годов, и  Анны Викентьевны Шмит, дворянки,  урожденной Лукомской.  Он был вторым сыном в семье, старший брат Александр родился в 1871 году; были также младшие сестры Анна, Екатерина и Варвара. Оба брата окончили 2-е военное Константиновское училище в Санкт-Петербурге и сделали военную карьеру. Николай Александрович служил в лейб-гвардии 3-м стрелковом полку и в 1914 году получил звание полковника. Как и когда Н.А.Шмит начал заниматься живописью, неизвестно, но не позднее 1906 года он выставил свои первые работы.  

Н.А.Шмит был женат на художнице Людмиле Федоровне Рыжовой (1881 – после 1938). Ее отец, Федор Александрович Рыжов, был мировым судьей в Петербурге; мать, Елизавета Юльевна – дочь статского советника.  Людмила Федоровна  получила серьезное образование: в течение трех лет посещала  Высшие женские (Бестужевские) курсы, завершив свое обучение в 1902 году, затем училась в Новой школе живописи, рисования и офорта (до 1909 года).  

Из  наследия супругов-художников известно в настоящее время немногое, однако сохранившиеся документы и свидетельства в целом позволяют восстановить направление их творческих поисков.  

 1910-е годы прошли для обоих под знаком общения с Н.И. Кульбиным и созданной им художественно-психологической группы «Треугольник».  Л. Ф. Шмит-Рыжова входила в ее состав и была активным участником ее выставок и изданий, Н.А. Шмит, не будучи членом группы, также принимал участие в ее выставках.  

Николай Иванович Кульбин – по образованию и профессии военный врач, приват-доцент Военно-медицинской академии, автор научных работ, врач Главного штаба и действительный статский советник – был в то же время художником, музыкантом, щедрым меценатом и страстным энтузиастом, теоретиком и пропагандистом нового искусства. Он стоял у истоков формирования искусства авангарда в Петербурге. На протяжении десяти предреволюционных лет его кипучая деятельность охватывала организацию выставок, лекций и диспутов о новом искусстве, издание альманахов и сборников, где печатались стихи В. Хлебникова, драмы Н.Н. Евреинова и собственные статьи Кульбина, посвященные новаторским теориям восприятия искусства. Вместе с В.Э. Мейерхольдом он был создателем  «Интимного театра» (1910), а впоследствии – инициатором и организатором приезда в Россию А. Шенберга (1912) и Ф.Т. Маринетти (1914). 

Группа «Треугольник» была создана им в январе 1908 г.  Символом группы стал треугольник, стороны которого – синяя, красная, желтая – символизировали «представление, чувство, волю, составляющие в своем комплексе человеческую душу», в другом варианте «пластику, музыку, слово».  В группе принципиально не было единой программы, по замыслу Кульбина объединять ее участников должна была готовность к обновлению в искусстве. На протяжении 1908-1909 годов в нее входили столь разные художники, как Б.Ю. Григорьев, Н.К. Калмаков, М.В. Матюшин, З.Я. Матвеева-Мостова, Э.К. Спандиков, И.С. Школьник, С.Ю. Шлейфер и другие. Подобный подход во время острого противоборства и размежевания художественных течений не мог удовлетворить большинство художников, поэтому состав группы постоянно менялся. 

Весной 1908 года члены общества выступили на выставке «Современные течения в искусстве», организованной Кульбиным для объединения современных художественных сил вне зависимости от направлений:  наряду с радикальнаой живописью В.Д. и Л.Д. Бурлюков и А.В. Лентулова (группа «Венок»), были представлены Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа и И.Я. Билибин («Прекрасная линия»), Н.П. Богданов-Бельский («Неореализм»), «Группа академических течений», «Архитектурная группа» и  даже слепой художник В.И. Нечаев.  На протяжении трех лет Кульбин с «Треугольником»   организовали еще три выставки под названием «Импрессионисты» в марте – апреле 1909 года в Петербурге; в  Вильне в декабре 1909 – январе 1910 годов и снова в  Петербурге в марте – апреле 1910 года («Треугольник» – «Венок – Стефанос»). Следующая выставка, запланированная на 1911 год, не состоялась.   

 На выставке «Современные течения в искусстве» Л.Ф. Шмит-Рыжова была представлена серией  работ на восточную тему в стилистике модерна: «Танец Саломеи», «Саломея», «Поклонение золоту» и «Восточная фантазия». Эти мотивы она развивала и на следующих выставках – «Импрессионистов» в Петербурге и в Вильне.  К этому времени работы художницы уже приобретались коллекционерами, а манера исполнения совершенствовалась и становилась более свободной. Эскиз «Песня индийского гостя» Кульбин расценивал как воплощение цветной музыки. Произведения Л.Ф. Шмит-Рыжовой не сохранились (или местонахождение их сейчас неизвестно), но об их принадлежности к модерну можно судить по иллюстрациям, сделанным художницей к монодраме Евреинова «Представление любви», и проектам обложек к сборнику «Студия импрессионистов», выпущенному Кульбиным в 1910 году. 

Произведения Н.А. Шмита появляются в каталоге выставки «Импрессионистов» в Вильне: «Ночь», «Этюд», «Восход луны». Рецензенты, разбранившие более крайний «Венок», в особенности живопись Бурлюков, за «полное отрицание техники и рисунка» и «неудачное подражание Матиссу», благосклонно приняли работы Шмита  как написанные «импрессионистически, но без войны с требованиями красоты».  По всей видимости, живопись Н.А. Шмита этого времени были пленэрной, далекой от постмодернистских исканий. 

Последней выставкой, организованной Кульбиным, в которой приняли участие Н.А. Шмит и Л.Ф. Шмит-Рыжова, были «Импрессионисты»  («Треугольник – Венок – Стефанос») в Петербурге в марте – апреле 1910 года. Шмит-Рыжовы выставились в разделе «Треугольника»,  в группе «Венок –Стефанос» были показаны картины В.Д. и Д.Д. Бурлюков, Е.Г. Гуро,  А.А. Экстер, М.В. Матюшина; сам Кульбин показывал свои работы в обеих группах. Авангардная экспозиция «Венка» произвела ошеломляющее впечатление и вызвала бурную и противоречивую реакцию критики. Более традиционная и понятная живопись Шмита и Шмит-Рыжовой, а также других участников «Треугольника» получила одобрительные отзывы. Однако, как сам Кульбин, так и Шмит-Рыжовы продвигались к экспрессионизму, как показало их творчество следующих лет.  

Выставка группы, запланированная на 1911 год, не состоялась: размежевание различных направлений стало непреодолимым. В 1917 году была сделана попытка возрождения «Треугольника», Н.А. Шмит стал его председателем, Л.Ф. Шмит-Рыжова – секретарем, но объединение просуществовало недолго и влилось в левый блок Союза деятелей искусств, также недолговечного. 

В следующее десятилетие жизнь Шмит-Рыжовых была связана с югом России: в 1920 г. семья перебралась в Краснодар в связи с туберкулезом Людмилы Федоровны. Оба супруга и их сын Владимир принимали участие в выставках («Первая Северо-Кавказская краевая выставка картин и рисунков Севкавкрайрабиса» 1925. Ростов-на-Дону; 2-я выставка кружка краснодарских художников. 1926, Красондар); с этого времени все трое приняли фамилию Шмит-Рыжовы. Вероятно, именно в эти годы Н.А. Шмит-Рыжовым были созданы «Домик в Геленджике» и «Уголок старого Геленджика». Живописные приемы этих работ – энергичный открытый мазок,  обобщенные планы, мастерское использование чистого контрастного цвета – явное свидетельство того, что художник глубоко воспринял живопись французского постимпрессионизма и русского авангарда.   Л.Ф. Шмит-Рыжова в годы пребывания на юге много работала для театра: с 1925 года – в Краснодаре, а в 1929 году – в Геленджике. В Краснодарском краевом художественном музее хранится единственная известная нам ее живописная работа – «Восточный мотив». Сохранив любовь к восточной теме, художница полностью отказалась от приемов модерна, обратившись к экспрессионизму. 

В 1932 году Шмит-Рыжовы вернулись в Ленинград, где продолжали участвовать в выставках, а Людмила Федоровна была также членом правления областного Дома художника, организатором выставок. В одной из них по ее приглашению принял участие П.Н.Филонов, описавший эти события в своем дневнике.  

Не позднее 1938 года Н.А. и В.Н. Шмит-Рыжовы перебрались в Калининскую область, в деревню Устье (имя Л.Ф. Шмит-Рыжовой перестало упоминаться). Именно в 1938 году в собрание Калининской галереи был приобретен этюд «Ель». В экспертном заключении, составленном сотрудниками галереи Е.К. Мроз и С.Н. Юреневым,  подчеркнуто, что этюд приобретается у местного художника. Пока можно только предполагать, был ли этот переезд вынужденным, учитывая офицерское прошлое Николая Александровича и тот факт, что его брат А.А. Шмит был участником белого движения и окончил свою жизнь в эмиграции. 

С этого времени судьба и творчество художника были связаны с Калининым. Известный исследователь художественной жизни Верхневолжья И.Г. Романычева указывает на участие Н.А. Шмит-Рыжова в выставке 1939 года в Вышнем Волочке. Последнее  упоминание о нем мы находим в каталоге выставки калининских художников и графиков 1941 года, где приведены шесть его пейзажей, в том числе «Устьинский лес» и «Дача в Устье»,  и воспроизведена картина «Зимний вечер». Насколько можно судить по этюду «Ель» и репродукции из каталога, в эти последние годы художник обратился к реализму. Во вступительной статье к каталогу Е.К. Мроз выделяет мастерство и разнообразие живописи Шмит-Рыжова среди калининских пейзажистов старшего поколения.  

На протяжении последнего десятилетия усилиями многих музейщиков и искусствоведов, изучающих историю русского искусства начала ХХ века, удалось  выявить множество интереснейших произведений из фондов региональных музеев, что меняет и обогащает  наше представление о художественной культуре этого времени. На выставке «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев. Часть II» (Еврейский музей и центр толерантности. 2017) впервые был показан «Восточный мотив» Л.Ф. Шмит-Рыжовой. Выставка реставрированных картин Н.А. Шмидт-Рыжова из собрания Тверской галереи возвращает зрителю еще одно забытое имя.  

 

Адрес: г. Тверь, ул. Советская, д.3 (Тверской императорский дворец). 

Справки по тел.: (4822) 34-31-56, 34-62-43. 

Возрастное ограничение 6+

0

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделись новостью с друзьями
Поделись новостью с друзьями:

Похожие записи

Ничего не найдено

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: