23 Февраля 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Народный путеводитель для туристов 28.01.2019

Журналисты РИА «Верхневолжье» побывали в Нило-Столобенской пустыни

Окончание. Начало тут

Обитель, самая посещаемая паломниками до революции, и в наше время очень привлекает гостей. Многие из них в один из своих приездов (а оказавшись здесь один раз, люди стремятся вернуться) непременно посещают музей «Наследие преподобного Нила», чтобы побывать на экскурсии, которую проводит иеромонах Валерий.

Музей основан всего семь лет назад, но его экспонатам могут позавидовать самые лучшие музеи страны. Из 2,5 тысячи выставленных здесь предметов обращает на себя внимание, прежде всего, большая фигура преподобного Нила – самое искусное изображение конца XVIII века. Она использовалась как образец для местных умельцев, которые резали скульптуры из дерева, приносили их в монастырь в праздничные дни, когда много паломников.

Представлена в музее и большая экспозиция вырезанных из дерева фигурок преподобного Нила, порядка 600 штук. Музей приобрел их у одного коллекционера, всю жизнь собиравшего скульптурные изображения этого святого.

Многое может рассказать иеромонах Валерий и про иконы, каждая из которых – отдельная история. К слову говоря, их реставрация осуществляется за счет тех средств, которые зарабатывает монастырь, в том числе за билеты в музей. За лето его посещают 7–8 тысяч человек.
Вот, например, икона середины XIX века, на которой запечатлен преподобный Нил. Написана она в Ниловой пустыни, риза выполнена в технике золотного лицевого шитья. Надпись на обороте гласит: «Образ сей привезен мною в 1854 году из Ниловой пустыни за три рубля. Риза отделана в Осташковском Знаменском монастыре за 30 рублей серебром. Сим образом благословляю я крестную мою дочь и племянницу Наталью Букрееву в день ее ангела. 1855 год, август 26. Прасковья Потемкина». Кстати, сводный брат светлейшего князя Григория Потемкина был в обители монахом, и знаменитый брат приезжал к нему.

Завершается запись так: «Сим образом благословляю сына моего Василия на вступление в брак. 1897 год. Княгиня Наталья Туркестанова». Один из шестерых сыновей Натальи, Василий Георгиевич, оставил заметный след в истории государства Российского – он считается одним из создателей русской контрразведки. Не пережив ежовских чисток, он погиб в 1937 году.
История другой иконы, висящей на стене напротив, не менее интересна. Ее, пробитую осколком снаряда, привез домой из-под Ржева солдат. А его дочь отнесла потом в музей эту чудесную икону, спасшую человеку жизнь.

– Иконы у нас удивительные, – говорит наш экскурсовод.

– Специалисты из музея имени Андрея Рублева уверяли нас, что икон с ликом преподобного Нила, стоящего в столпе, не существует. Мы их подвели к нашей иконе. Они и замолчали…

Известно, что этот святой не ложился спать – отдыхал, опираясь на вбитые в стену кельи крюки. Преподобного Нила, который считался покровителем селигерского края, писали чаще всего в Осташкове. Но не только – известны иконы, созданные и в других местах. В Осташкове до революции насчитывалось семь иконописных школ.

– Вообще, Осташков – удивительный город, – воодушевляется рассказчик. – Здесь появилась самая первая публичная библиотека в России, самая первая пожарная часть. Один из самых первых российских кожевенных заводов тоже был организован в Осташкове.

В музее, кроме того, есть книги, в частности, 1636-го и 1655 года издания, рукописная тетрадь и псалтирь XVIII века, паломнические иконки Нило-Столобенского монастыря, книги по истории пустыни, в том числе «Школьный поход в Нилову пустынь» Сергея Рачинского, изданный в 1888 году в Санкт-Петербурге.

Расстрелянные иконы

Тяжелое впечатление производит зал, в котором наглядно представлена богоборческая деятельность советской власти. Вот иконостас середины XIX века, его привезли в музей из-под деревни Кравотынь, что рядом с островом. На иконе следы повреждений от пуль. Известно, что у некоторых политических деятелей тех лет была такая забава – стрелять в иконы.

К этому чудовищному делу приобщали и детей. В колонии для малолетних осужденных, которая в 1928 году открылась на территории монастыря, подросткам выдавали топоры и кирки и заставляли сбивать барельефы и штукатурку в Богоявленском соборе.

Об этих временах напоминают сшитое в 1923 году из церковных облачений знамя Осташковской уездной милиции, ключи от камер заключенных на острове Столобном, форма сотрудника НКВД, винтовка Мосина, экспонаты «польского периода» пустыни (1939-го по 1941 год в монастыре был устроен концлагерь для польских сотрудников полиции, пограничной и тюремной охраны).
На стенде – газеты с кричащими заголовками, например, «Монахи-хищники». Есть здесь и статья из газеты «Пролетарская правда», так раньше именовалась «Тверская Жизнь», рассказывающая о судебном процессе над монахами Ниловой пустыни.

Фотографии начала XX века, книги, праздничное церковное облачение священника, покров с мощей преподобного Нила, иконы, киоты, кресты, деньги разных лет, а под стеклом – справка об изъятии церковных ценностей и декрет о ликвидации мощей, изданный в 1919 году. По всей России были вскрыты мощи 63 святых, в том числе преподобного Нила. В отличие от других мест, где это сопровождалось кровопролитием, на острове Столобное все прошло относительно спокойно. В присутствии милиции, администрации и духовенства медики под протокол описали мощи. Они были изъяты из раки, помещены в ящик и вывезены в Осташковский музей. Благодаря чему, собственно, и сохранились, потому что в 1920 году был издан другой указ – о ликвидации мощей. Поскольку мощи Нила считались элементом экспозиции, их уже не тронули.

А через два года начался процесс изъятия церковных ценностей. У монастыря забрали 33 пуда 28 фунтов 80 золотников серебра, 2 фунта 57 золотников 13 долей драгоценностей, то есть все оставшиеся на тот момент оклады и церковную утварь. Грабить монастырь начали с первых дней революции.

Месяца три-четыре назад в музей попала плащаница, вышитая в середине XIX века. Женщина, которая ее привезла, сказала, что ее дядя принимал участие в разграблении Ниловой пустыни. Несколько десятилетий эта изумительной работы вещь лежала у него в сундуке.
В 1919 году на месте монастыря была создана трудовая коммуна «Божье дело», в которой работали ее прежние насельники. В 1927 году она была закрыта. Во время Великой Оте­чественной войны – эвакуационный госпиталь, потом опять поселили малолетних преступников. В 1961 году колючую проволоку и вышки снимают, здания признаются памятниками архитектуры, открывают дом для инвалидов войны и престарелых. С 1971-го до 1991 года все строения стоят невостребованными, пока приказом Президента России за подписью Бориса Ельцина они не были переданы РПЦ.

Вера, образование, наука

С этого дня открылась новая страница истории монастыря. Сюда приходят первые монашествующие, остров освобождается от мусора, обустраивается. И уже 9 июля 1995 года пустынь посещает патриарх всея Руси Алексий II, который возглавил торжественное перенесение мощей преподобного Нила из Осташкова обратно в пустынь.

В этом году монастырь отмечает две даты: 425 лет со дня своего основания и 350 лет со дня рождения Леонтия Магницкого, выдающегося математика и первого в истории отечественного образования учителя первого государственного учебного заведения – Школы математических и навигационных наук, основанной в Москве царем Петром I. Магницкий написал первый русский учебник по арифметике, по которому учился Ломоносов.

Леонтий Филиппович родился в Осташкове, как и его дед, архимандрит Нектарий, настоятель Нило-Столобенской пустыни, трудами которого в монастыре была собрана большая библиотека. К книгам из этого известного собрания имел доступ и Леонтий Магницкий.

При Нило-Столобенской пустыни создан Верхневолжский духовно-просветительский центр имени первого русского учителя, чтобы распространять знания о том, какое значение имела Нило-Столобенская пустынь в становлении российского образования и науки.
1009
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость