21 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 28.09.2017

Живописец Дубов: открылась большая выставка классика тверского искусства

Фотограф: ТОКГ, realart.tv

В экспозицию, развернутую в малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра, вошли как работы, хорошо известные, так и картины, которые заслуженный художник РФ показывал мало. Вернисаж, приуроченный к 80-летию со дня рождения Александра Дубова, продолжил показ его полотен, начатый в мемориально-художественном музее Владимира Серова, где сейчас представлены работы из коллекции Тверской областной картинной галереи. О том, как развивался талант мастера, корреспондент «ТЖ» поговорил с искусствоведом, начальником отдела информации Союза художников России Татьяной БОЙЦОВОЙ.

– Татьяна Ивановна, кажется, Александр Дубов выбирал между поэзией и живописью?
Александр Дубов
– Он окончил Ивановское художественное училище, часто ездил в Москву, бродил по Третьяковке, смотрел выставки, которые будоражили воображение и возбуждали желание стать известным живописцем. Дубова не покидало ощущение, что творческая атмосфера столицы вовлекает его в интереснейшую среду больших художников и поэтов. В этих чувствах будущий мастер самозабвенно растворялся, серьезно задумываясь о том, чему же отдать предпочтение: живописи или поэзии. Жизнь расставила все по своим местам. После художественного училища Дубов по распределению уехал работать в Красноярск. Там он трудился в Художественном фонде, работал над произведениями для выставок, чаще всего пейзажами с сюжетными мотивами. А потом перебрался в Калинин, где были близкие люди, а в Кувшинове жила мать, родня, друзья детства.

– Что можно сказать о ранних работах мастера?

– В них очевидны поиски нового современного художественного языка, ощутимы эпоха 1960-х и связь с исканиями молодых московских живописцев, опиравшихся на традиции «Бубнового валета». Увлечение декоративными приемами сказывалось в творчестве Дубова на протяжении всей жизни. Полотна, написанные им в таком ключе, приоткрывают черты, идущие от народных истоков, от национального восприятия окружающего мира. Живопись произведений того времени широка и свободна. Цвет насыщенный, полнокровный, звучащий декоративно. Это стало наиболее сильной стороной его живописи.

– В Калинине Дубов влился в сильный творческий коллектив: Комиссаров, Москаев, Шумилов, Волков, Запруднов, Дочкин…

– Однако больше всего он тянулся к общению с Вячеславом Шумиловым, художником талантливым, незаурядным, независимым. Шумилов, как правило, был в курсе событий столичной художественной жизни, он подолгу жил на «Академической даче» рядом с коллегами из разных городов, «все знал» и охотно говорил о своем творчестве и об искусстве вообще.

– Дубов очень много писал на сельскую тему.

– И эти работы создавались им с большой сердечностью и теплотой. Одно из первых полотен на эту тему – программная картина «Март. Первоклассница», которая и сейчас олицетворяет его творчество. Одаренный способностью декоративно видеть окружающий мир, Дубов хорошо понимал свои качества и стремился максимально их реализовать. Он постоянно работал над этюдами, с пристрастием изучая особенности этого жанра, и все его пейзажи построены на натурных наблюдениях. Одним из наиболее замечательных произведений живописца стала картина «Осенние свадьбы». Пейзажный мотив сочетается в произведении с сюжетными элементами, что для Дубова всегда было принципиальным: он не любил писать безмолвные красоты природы, всегда стремился подчеркнуть в той или иной форме присутствие в ней человека.

– Какие типажи художник выбирал для портретов?

– Его моделями были типажи, в которых можно раскрыться психологически. Дубов никогда не писал так называемых «генералов», но в его творческом наследии выстроилась обширная панорама человеческих характеров и типов: рыбаки, механизаторы, врачи, доярки, студенты, художники, жена, сестра, дети. Дубов – единственный из тверских мастеров, кто писал коллективные портреты: «Портрет ветеранов калининского партизанского движения», «Молодые механизаторы», «Портрет искусствоведов Калининской картинной галереи», изображающий сотрудников в дворцовом интерьере среди музейной экспозиции. Излишне говорить о сложности задач, стоящих перед художником, пишущим в пейзаже или интерьере коллективный портрет. По сути, это портреты-картины. Но все же одним из наиболее цельных портретов в творчестве Александра Дубова является картина «Рыбак с озера Селигер».

– Можно ли проследить эволюцию художника в жанре пейзажа?

– В последние годы он стремился найти в пейзаже психологические решения, привнести в образы природы особый глубинный смысл. До конца дней Дубов оттачивал свое творчество, упражнялся в этюдной работе, изучал особенности того или иного освещения в природе и т.д. Как и мастера старшего поколения, он чтил свою профессию художника и видел в ней свое служение русской культуре.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
1272

Возврат к списку

В Твери прошла выставка работ, посвященных подвигу князя Михаила Тверского ВИДЕО

В тверской галерее пейзажа проходит выставка заслуженного художника России Людмилы Юга.

Экспозиция посвящена предстоящему празднованию 700-летия подвига Михаила Тверского и 650-летия преставления Анны Кашинской.
20.06.201821:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость