16 Декабря 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Гордость земли Тверской 25.10.2017

Заслуженный изобретатель РФ Анатолий Смирнов из Твери: чем сложнее задача, тем она интереснее

Фотограф: ПРЕСС-СЛУЖБА ТВЗ

До него в области их было всего трое – заслуженных изобретателей РФ. Анатолий стал четвертым.

Драйв – это когда пошла мысль

Пожалуй, стоит напомнить, что это почетное звание президент учредил Указом от 24 октября 2012 года, ровно пять лет назад, объявив о своем решении на заседании Совета по модернизации российской экономики и инновационному развитию – также самом первом. Так что, чествуя инженера-конструктора Тверского вагоностроительного завода Анатолия Смирнова, мы тем самым отмечаем сразу два юбилея. И гордимся всей своей великолепной четверкой, которая с его награждением приобрела задорный мушкетерский статус.

Присваивается это звание «авторам изобретений, имеющих важное государственное значение и внедренных в производство, внесших крупный вклад в технический прогресс, за многолетнюю плодотворную изобретательскую деятельность». Заслуженных изобретателей вообще-то очень мало. Так ведь когда-то и заслуженных изобретателей СССР было немного! Оно и понятно – штучный товар, мал золотник да дорог…

Маленький космос

Он очень любит фантастику. В детстве читал ее запоем и теперь тоже не пропустит хорошую книжку – только умную, с неожиданными яркими идеями, чтобы открывался простор мысли. У него самого фантазия работает – дай боже!

Анатолий Александрович на ТВЗ работает больше 15 лет, у него только крупных изобретений больше десятка, причем все они внедрены в производство. Самые разные! И все – «вагонной прописки». Область применения в основном кузов; Анатолий Смирнов – начальник отдела кузовов управления главного конструктора. А еще есть наружные двери, подножки, межвагонные переходы, автосцепные устройства… Анатолий перечисляет с явным смаком, и сразу становится понятно, как он всем этим увлечен. Говорит, здесь та-акое множество разных сложных и неожиданных решений, что даже не чувствуются пространственные рамки. Ну нет их, и все тут, вагон – это маленький космос!

Вот, скажем, подъемник для пассажира-инвалида. Его заказывали одной фирме, она и разработала – внутривагонный. Так ему поставили задачу: попробуй сделать наружный, это же экономия площади и вообще удобно! Если, конечно, получится. И конечно, у него получилось. Он сделал такой подвагонный блок: подножка открывается, платформа выезжает, и механизм действует…

– Любая работа сначала кажется сложной, а потом включаешься, и становится интересно.

Анатолий пошел было в аспирантуру, но слишком много времени она требовала. А ведь он мог посвятить его куда более важному делу – придумать что-то очень нужное и интересное, а потом его воплотить. Это же настоящее, подлинное…

– Драйв – это когда пошла мысль. Даже если долго не знаешь, как идею реализовать, у тебя постоянно крутится, как же это сделать. И это драйв тоже! Ты идешь на выходные, а в мозгу что-то бродит. И вдруг мысль пришла, и тебе уже ни до чего – ты начинаешь «ваять», пока она не убежала…

Говорит он шутливо, но коллеги переглядываются и кивают: ну да, точно! Бывает, конечно, что потом сам отвергаешь это решение и ищешь другое. Но все это – в азарте поиска.

Я сразу спрашиваю: а вы охотник? Ну, конечно, охотник! Гусиную охоту больше всего любит – птица быстрая, сильная, ее добыть нелегко, тем и интересно. Ходил на волка, а было дело, и на лося. На крупного хищника пока не доводилось, здесь надо собирать большую команду – больше тридцати человек…

У Анатолия заблестели глаза, и я почему-то сразу вспоминаю, что отдел у него тоже большой – целых два конструкторских бюро. И представляю, как он подымает эту команду решать большую сложную задачу. Это же они разрабатывали кузова пассажирских вагонов нового модельного ряда, а было их немало. И кузов двухэтажного пассажирского вагона – того самого, знаменитого! – тоже. Там было просто фантастическое количество новых идей и решений. Впоследствии их запатентовали. К счастью, потому что у Смирнова и его команды до этого не всегда доходят руки. Кстати, говорят, кое-кто на стороне этим попользовался. Я спрашивала Анатолия, но он отмахнулся: да ладно, столько бумаг оформлять, жалко времени! Он еще придумает, ему сам процесс интересен.

Эра инженера

Она за окном, и с этим не поспоришь. Вот когда Толик Смирнов оканчивал школу, в почете были гуманитарии. Но он всегда знал, что родился технарем, как отец, который тоже всю жизнь на вагонзаводе проработал. Сын поступил в политех – на тот же машиностроительный, что и отец. На третьем курсе пришел на завод, на практику. Направили его в конструкторский отдел, и это решило его судьбу.

Там сидели люди интеллигентные, творческие, они увлеченно придумывали что-то новое, взахлеб об этом рассказывали друг другу, спорили – доказывали или опровергали. И придумывали еще. А потом другие люди решали, как их прекрасные фантазии воплотить в реальное изделие. Он отроду был фантазером и, попав в этот питательный раствор, загорелся сразу.

Так мальчишеская мечта – хочу быть творцом! – привела Анатолия Смирнова на вершину изобретательского олимпа. И дала нашему региону четвертого заслуженного изобретателя. А их, между прочим, на всю огромную державу и тысячи не наберется. Мечтать полезно! На той самой практике Анатолия заметили. Завод сотрудничал с ТГТУ, так что началась целевая подготовка. Он даже знал, где будет работать, – в бюро кузовов, у Олега Кравченко. Того самого, что лет десять назад рассказал мне, как шестилетним пацаном выдал маме жизненную программу: ходить на работу в галстуке и все время что-то придумывать. У него получилось. У его младшего друга Анатолия – тоже.

В биографии каждого хорошего профессионала есть момент, когда он впервые с острым восторгом сознает свою состоятельность. Потом будут куда более крупные победы, но эту ты помнишь всю жизнь.

…Вам когда-то доводилось переходить из вагона в вагон по лязгающему мостику? Его время, согласитесь, ушло. Перед заводом стояла задача сделать герметичный межвагонный переход – как в Европе. Прежде этого никто у нас не делал, на пассажирских вагонах локомотивной тяги – тем более. Завод в производстве того состава сотрудничал с известной немецкой фирмой «Хюбнер» – она на таких переходах специализируется. Но наши земляки столкнулись с неожиданной проблемой: при существующем межвагонном расстоянии реализовать требование ГОСТа по достаточной ширине немецкого перехода и его безопасности для пассажиров невозможно. Когда поезд проходит кривую, переход перемещается таким образом, что проход сужается. Надо расширить межвагонное расстояние, а как? Но задачу в любом случае нужно было решать!

– У меня были хорошие учителя – Олег Кравченко и Иван Сергеевич Ермишкин, который на тот момент был главным конструктором, – хитро улыбается Смирнов. Я же про себя добавляю: а у них был хороший ученик.

Они придумали нишу в торцевой стене вагона, куда этот самый немецкий переход устанавливается. И расстояние между вагонами увеличилось до требуемого.

– Сначала я посмотрел, как это действует на стенде, – рассказывает Анатолий. – А потом – на опытных вагонах, есть у нас экспериментальная площадка. Мы полностью удалили стены, приварили новые, с нишами, поставили переход… И когда я увидел это в действии, появилось ощущение состоятельности: можем! И гордость. Это было одно из первых решений с моим участием, которое мы запатентовали.

Что он еще придумает?

С тех пор прошло много лет, и уникальных разработок тоже было много. Двухэтажный вагон создавался в их КБ, у него не было никаких прототипов.

– Методом проб и ошибок мы нашли те решения, которые были реализованы на практике, – рассказывает он. – Это приносит настоящее удовлетворение.

Сейчас они готовятся к выпуску электропоездов – разработано более 10 составов, идет заключительная корректировка. А еще есть так называемая «спецпродукция», о которой не говорят на широкой публике.

– Похоже, вас вообще ко всему привлекают?

– Когда возникает необходимость, – лаконично отвечает Смирнов, не вдаваясь в пространные объяснения.

Я уже слышала, что он был в составе первой делегации на «Метровагонмаш». И идея использовать для кузовов вагонов метро их заводской прокат принадлежала ему – на ТВЗ его тоже делают гофрированным.

Анатолий размышляет вслух, полушутя-полувсерьез: в целом, база по кузовам уже создана, но ведь всегда есть какие-то нюансы. Может, попробуем повысить пассажировместимость, комфорт, остались и какие-то интерьерные решения…

Звание заслуженного изобретателя он получил за свои уже запатентованные изобретения, но ведь у него еще много и разработок, и идей. На вагоностроительном всегда кипит жизнь и выдвигаются новые задачи. Он рад, что по стопам отца пришел на этот главный тверской завод и связал с ним свою жизнь. Скоро ему сравняется сорок – возраст мудрости, как считали древние. И это значит, что на подходе – самые главные победы.
Автор: Лидия ГАДЖИЕВА
1119
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость