24 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Рубрики
К началу
Новости дня
Гордость земли Тверской 29.03.2018

За что учительницу из Кашина наградили Почетной грамотой Президента РФ

Фотограф: АРХИВ СЕМЬИ ГОЛУБЕВЫХ

Используй по максимуму то, что дано тебе Богом, – это ее принцип. Она убеждена, что о человеке надо судить не по тому, что он может, и даже не по тому, что он делает, а по тому, насколько велика разница между тем, что он может, и тем, что делает. Не должно быть такого люфта! У талантливого человека – тем более, потому как талант – это вроде патента. Получил – отработай сполна.

На пути познания

Детей Татьяна Михайловна учит уже 37 лет. Как окончила в 1981 году Калининский госуниверситет (нынешний ТвГУ), так и работает учителем истории и обществознания в кашинской средней школе №3, а с 2010-го она здесь еще и заместитель директора по научно-методической работе. С 2006-го – руководит районным методическим объединением учителей истории, а позднее вошла в общественный совет по образованию при минобразования области.

В своей школе Татьяна Голубева создала музей и научное общество, водит ребят в походы, участвует вместе с ними в межрегиональной экспедиции «Под княжеским стягом», а потом на собранном материале они готовят исследовательские работы. Татьяна Михайловна – председатель общества изучения кашинского края, соавтор вышедшей в 2012 году хрестоматии «Кашинский край. Вехи истории».

Доклады у нее интереснейшие. Я вот прочитала один, про общество ревнителей изучения местного края и охраны достопримечательностей природы, искусства и старины – было здесь такое когда-то, и скажу вам, что к давней моей влюбленности в Старицу, пожалуй, прибавится еще одна – уже в славный град Кашин.

Думаю, вы уже поняли, что заявленному принципу отработки Божьих даров Татьяна Голубева верна на практике, тем более что в школе возможностей для творчества как нигде много. К тому же, как говорит она сама, здесь ты всегда в тонусе, потому нет возможности расслабиться. Разве когда-нибудь детвора давала учителям спуску?

Чем ярче и многограннее человек, тем сложнее о нем писать – он взламывает рамки обычной газетной публикации. Так что предупреждаю сразу: это не портрет Татьяны Голубевой, а лишь штрихи к нему. Несколько лет назад она сформулировала свое педагогическое кредо так: «Быть разной. Быть собой. Быть рядом». Вот по этой формуле мы и пойдем.

Быть собой

Представляя человека, начинать нужно с корней, а они у нашей героини очень даже интересные. Много лет назад в Воркуте один молодой доктор повстречал на дороге лихих людей. Кое-как отбился и дошагал до пациента. Тот оказался очень плох, однако руки у доктора были золотые, голова тоже – все, что нужно, он сделал, а когда убедился, что пациент «скорее жив, чем мертв», занялся собственной раной. Те бандиты его порезали, но, пока он больного спасал, о себе позаботиться было недосуг.…

Это я вам о деде Татьяны Михайловны рассказываю. У нее бабушка и дедушка – врачи, медицинский институт оканчивали в Питере, тогда еще называвшемся Ленинградом. Дед – заслуженный работник здравоохранения СССР, один из основателей первой больницы. В тот суровый северный край попал в пору репрессий, да так и остался. Но это, как говорится, совсем другая история. А мы запомним: в этой семье с малолетства закладывалось понятие долга, что очень важно для представителей двух самых святых профессий – учителя и врача.

Родилась Татьяна Голубева в Архангельской области, в большом селе Ровдино. Матушка у нее была медсестрой, она тверская, родом с Орши. С будущим мужем они встретились под Мурманском, на лесозаготовках, куда оба отправились по комсомольскому призыву. А потом осели в Ровдино, где сестра Татьяны Михайловны до сих пор заведует библиотекой и возрождает старинный, некогда разрушенный храм.

В Калинин Татьяна приехала учиться, здесь вышла замуж, и в Кашин отправилась уже молодая учительская семья. Супруг ее преподавал в другой школе; оба они в районе люди очень известные и уважаемые.

В студенческие годы молодой историк Голубева была зачарована таким романтичным западноевропейским ранним средневековьем, викингами и их воинственными королями. Позднее серьезно увлеклась средневековьем российским и особенно региональным.

Мы с ней так интересно беседовали о женских фигурах в тверской истории – таких ярких и таких непохожих! О правительнице и политике Ксении, воспитавшей своего сына Михаила Тверского настоящим мужчиной, великим князем. О его возвышенной, самоотверженной жене Анне с ее великой, жертвенной любовью… И мне впервые за полвека после окончания школы захотелось вновь сесть за парту и просто послушать ее урок.

Быть рядом

Да, быть рядом с таким учителем – редкая удача! Впрочем, и с таким коллегой тоже. Она же из тех людей, что в любой среде срабатывают, как дрожжи, вызывая творческое, созидательное брожение.
Это Татьяна Голубева начала вести в Кашине так называемые «бинарные уроки», которые уже стали знаменитыми.

Вот что она о них сама писала: «Ведя детей по пути познания, мы должны понимать, что эта дорога как хорошее многополосное шоссе, которое путник должен видеть целиком. Проводя на этом шоссе полоски, разграничивающие школьные предметы, мы не должны превращать эти полоски в тропинки. Познание мира — единый путь. Поэтому надо объединяться, хотя бы на отдельных уроках. Всего разработано 16 бинарных уроков: история – литература, история – математика, история — ИЗО, история — география…»

Эти уроки требуют больших затрат времени, душевных и интеллектуальных сил. Но их отдача того стоит. Вот лишь несколько тем: «Мозаика в Киевской Руси. Киевская Русь в мозаике», «Образ Петербурга в русской литературе XIX века. Путешествие дилетантов, или Петербургская повесть», «Статистика знает все!»…

А вот еще: «И это снилось мне. И это снится мне. И это мне когда-нибудь приснится» – о русской и западноевропейской социальной утопии. Нет, до чего же я все-таки ее ученикам завидую! Хотя своего учителя истории и обществоведения Симу Семеновну Фейгель вспоминаю с искренней благодарностью – она тоже была новатором, просто в 60-е годы прошлого века даже новаторы могли позволить себе гораздо меньше…

Татьяна Михайловна делает так много нового и интересного, что обо всем рассказать газетной полосы не хватит. Но вот о чем сказать надо непременно: она применяет исследовательский подход в образовании, является автором факультативного метапредметного курса «Школа юного исследователя».

– На уроках истории мы изучаем «историю историков» — то, что уже создано авторами учебников, – рассказывает она. – А вот «кухня» работы профессионалов остается непонятой детьми. Поэтому так важна исследовательская работа: поиск исторической информации, ее интерпретация, публичное представление и, возможно, награда за все это.

Около 70 исследовательских работ Татьяна Голубева подготовила со своими учениками. Многие опубликованы. А некоторые отмечены на всероссийских конкурсах. Но, поверьте, не это главное. Она учит своих ребят думать и делать выводы. Ощущать живую ткань времени и свою причастность к судьбе своей страны, своей губернии, своей малой родины.

Быть разной

На просторах интернета я нашла одну ее статью – о фильме Валерии Гай Германики «Ищу учителя». Оттолкнувшись от него, действительно очень сложного и неоднозначного, хотя и безусловно талантливого, наша героиня размышляет о школе массовой и авторской. Об опыте просветителей XVIII века, помещавших ребенка в особую «здоровую» рекреационную среду, забывая, что он не сможет пребывать в ней бесконечно.

О «граблях», на которые наступают их современные последователи, пытаясь изолировать ребенка от «грязного и стяжательского» общества XXI века… И о «страхе быть неделикатным», который «успешно» преодолевают некоторые особо продвинутые педагоги, забывая об авторитете семьи: «...в школе, куда дети каждый день приходят из дома, а потом домой возвращаются, надо держать себя в узде, помнить о приоритете семейных ценностей». Причем это относится, со всей деликатностью напоминает мудрый учитель из провинциальной тверской школы, даже к педагогам-исполинам.

Знаете, это уже обществоведение для взрослых. И нравственный урок. Очень актуальный сегодня, когда институт семьи затрещал и закачался под бурными ветрами…

Труд и талант Татьяны Михайловны и нашей, тверской, и федеральной властью отмечены и вознаграждены достойно. Еще в 2002 году ей был вручен нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации», в 2010-м присвоено звание «Почетный работник науки и образования Тверской области». В 2006 году она стала победителем конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а в 2010-м заняла первое место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года». А недавно произошло событие, знаменательное для всей тверской школы: Татьяна Голубева была удостоена Почетной грамоты Президента РФ.

Пора ставить точку, хотя очень не хочется. Пожалуй, закончу словами самой героини из все той же ее статьи: «В обычной школе можно найти чудо, даже если волшебники, его создавшие, вовсе так не считают».

награды. За заслуги в сфере образования и многолетнюю добросовестную работу учитель средней общеобразовательной школы №3 города Кашина Татьяна Голубева награждена Почетной грамотой Президента РФ.
Автор: Лидия ГАДЖИЕВА
508

Возврат к списку

В "Старом парке" Твери состоялся масштабный субботник
21 апреля мероприятие прошло на территории Тверского областного ДК "Пролетарка".
21.04.201815:05
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость