16 Октября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 13.01.2018

Вышла в свет монография «Поэтическое Верхневолжье: Очерки о тверской поэзии ХХ – ХХI веков»

Фотограф: Сергей ГЛУШКОВ, «ТЖ»

Выход в свет фундаментальной, насчитывающей без малого 700 страниц монографии «Поэтическое Верхневолжье: Очерки о тверской поэзии ХХ – ХХI веков» – событие во всех отношениях значимое.

Творчество как духовная реальность

Исследований такого масштаба за всю историю литературной жизни нашего региона еще не было. Как подчеркивает сам автор, «региональное изучение художественной литературы, мягко говоря, долгое время не поощрялось». Если кто и брался за него по собственной инициативе, то исследование, как правило, не выходило за рамки отдельных литературных явлений. И профессору Валерию Редькину – литературоведу и критику, автору множества научных статей и монографий, а также четырех поэтических сборников – потребовалось, по его собственному признанию, более 30 лет для того, чтобы не просто собрать под одной обложкой характеристики всех более или менее значимых стихотворцев нашего региона, но и осмыслить поэтическое Верхневолжье как определенный феномен литературной и культурной жизни России.

Основой для такого осмысления стала концепция духовного реализма, рассмотрению которого как особой литературоведческой категории посвящен один из разделов монографии. О религиозном реализме как о естественном понимании реальности верующим человеком говорили еще русские философы начала ХХ века. Обращение к этому термину, считает Валерий Редькин, особенно актуально в силу характерного для современной эпохи перемещения главных ценностей из социального мира во внутренний мир человека. Понятно, что отсутствие веры или, по определению философа и богослова Сергея Булгакова, особого органа «религиозного ведения», не дает возможности воспринимать духовный реализм иначе чем пустую абстракцию, что и характерно для авторов и критиков постмодернистского направления. Но именно в поэтическом творчестве, как пишет Валерий Редькин, «мерцает непостижимый смысл бытия». Можно сказать, что наличие или отсутствие этого «мерцания» и является критерием, позволяющим отделить истинную поэзию от словесного трюкачества, к которому склоняются многие современные авторы.

Конечно, используя этот критерий для оценки поэтических текстов очень разных авторов (а в книге так или иначе характеризуется творчество около сотни стихотворцев, от всероссийски известных до начинающих), трудно, да и невозможно полностью избежать субъективности. Любители и знатоки тверской поэзии вряд ли согласятся со всеми выносимыми в книге вердиктами. Но нельзя не отметить неизменную доброжелательность критического взгляда Валерия Редькина на творчество самого малозаметного автора, как и его способность найти достоинства в стихах чуждых ему по духу поэтов и недостатки у тех, кто ему близок.

Такой подход позволил автору включить в объект исследования и собственное творчество, что, прямо скажем, далеко не типично для русской литературно-критической традиции. Интересно, однако, что практика такого самоанализа прививается и студентам специальности «литературное творчество», шесть лет назад открытой в ТвГУ по инициативе профессора Редькина. Она позволяет молодым литераторам выработать трезвое отношение к собственному творчеству, далекое как от самовосхваления, так и от самоуничижения, которое, как известно, «паче гордости». Пример такого отношения представлен и в книге их учителя. При явно неудовлетворительном, по его убеждению, состоянии литературной критики в нашем регионе самоанализ зачастую становится единственным внутренним ориентиром начинающего автора.

Отмечая резко возросшее в последние десятилетия количество издаваемых стихотворных сборников, Валерий Редькин отмечает значимость поэтического творчества как выражения тяги к духовной жизни, противостоящей ценностям общества потребления. «Я не понимаю, почему этот поток стихотворства вызывает у некоторых наших маститых литераторов раздражение и возмущение», – пишет он, подчеркивая насущную необходимость критического анализа этого потока, который позволил бы найти в нем авторов, достойных внимания широкого читателя.

В целом же книга Валерия Редькина, обозначенная в выходных данных как научное издание, представляется достойной внимания более широкой аудитории, о чем вполне обоснованно говорится и в аннотации к ней. Лишенная тягомотного наукообразия, написанная живым литературным языком, она будет легко читаться и студентом, и учителем, и обычным любителем поэзии. Это издание вполне может служить ориентиром в широком потоке современного стихотворчества, вооружая читателя ясными критериями для собственной оценки литературных новинок.
Автор: Сергей ГЛУШКОВ
719

Возврат к списку

На этой неделе в четвертый раз пройдет книжный фестиваль "Тверской переплет" ВИДЕО
В четвертый раз областная "Горьковка", библиотека им.Горького, готовится принять книжный фестиваль "Тверской переплет", который в этом году будет масштабнее, обширнее, разнообразнее - о своем участии в фестивале заявили более 50 издательств.
16.10.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость