18 Августа 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 27.07.2018

Ведущий художник тверского края Михаил Маршумов показал «Избранное»

– Это человек по-настоящему талантливый, который проявил себя и в живописи, и в области декоративно-прикладного искусства, это ведущий художник тверского края, – так отзывается о заслуженном художнике РФ Михаиле Маршумове председатель Тверского отделения Союза художников России Евгений Антонов. Искусствоведы говорят, что Михаил Михайлович в своих произведениях четко выстраивает связь замысла с изобразительными и выразительными компонентами и следует своим принципам с редкой последовательностью. Убедиться в этом можно в мемориально-художественном музее Владимира Серова в Эммаусе. Там открылась выставка Михаила Маршумова «Избранное». Она посвящена 80-летнему юбилею мастера.

Теория практики

Цельная натура

В музее экспонируются работы из фондов Тверской областной картинной галереи. Они созданы в разное время, но все имеют важное значение. Они показывают, как происходило становление его таланта, демонстрируют разнообразие художественных поисков. Это произведения как хорошо известные по многочисленным выставкам и публикациям, так и только что созданные.
Ретроспективный характер выставки позволяет проследить большой творческий путь Михаила Михайловича, продолжающийся уже 60 лет. За это время он успел завоевать искреннюю любовь зрителей, уважение своих коллег и благодарность многочисленных учеников, но для многих из них так и остался неразгаданной тайной.

– Михаил Михайлович очень цельная натура, – убежден Евгений Антонов.

– Один из ведущих тверских мастеров, который успешно занимался художественным стеклом и сумел сказать значительное слово в становлении и развитии этого сложнейшего искусства.

Активная творческая жизнь Михаила Михайловича началась с работы в области художественного стекла на стеклозаводе «Красный Май» Вышневолоцкого района в 1965 году. Уже через год он создал из цветного гутного стекла декоративный ансамбль «Бояре», и он сразу же был приобретен Министерством культуры для Всемирной выставки «Монреаль-1967». «Бояре» оказались в ряду первых работ, сменивших главенствующее в то время в декоративно-прикладном искусстве стилевое направление «функционализм» на стиль ретро. Обращаясь к ансамблям, Маршумову всегда было интересно решать композиционные задачи, изучать пространственные взаимоотношения форм и цвета.

– «Бояре» наряду с декоративными композициями «Карнавал», «Армянская сюита», «Цветение», «Индустрия и природа», выполненными из цветного и сульфидно-цинкового стекла, вносят в экспозицию торжественную доминанту, – говорит искусствовед, старший научный сотрудник областной картинной галереи Ольга Пиотровская, давно занимающаяся изучением художественного стекла.

– Виртуозное мастерство их исполнения, насыщенная цветовая гамма призваны подчеркнуть высокий образный смысл каждой работы. В тонкостенных, изящных и хрупких предметах композиции «Лес», декоративных скульптурах, подсвечниках и бокалах, выполненных из бесцветного стекла, осмыслены и индивидуально трактованы традиции известного на весь мир стекла «венецианского».

Совершенство формы

Михаил Маршумов – изобретатель, причем он придумывает не только формы и композиции. Он, например, изобрел способ механизированного изготовления рюмки из стеклянной трубки и реализовал его на практике. Художнику принадлежит идея сквозного трубчатого соединения деталей персонажей с конструктивной основой каких-либо предметов, примеры которого можно найти в народной керамике. Так что его с полным правом можно назвать и теоретиком, и практиком искусства. Маршумов, подтверждает Евгений Антонов, прекрасный аналитик, что проявляется не только в его произведениях из стекла, но и в живописи. Собственно, в Тверское (тогда Калининское) художественное училище он пришел еще и потому, что хотел реализоваться в живописи.
Законченность, композиционная устойчивость, сложная цветовая разработка – для того чтобы выработать свой творческий почерк, художнику потребовалось немало времени. Он внимательно изучал манеру и особенности живописных техник старых мастеров, которые в синтезе с современными методами легли в основу индивидуальности Маршумова-живописца. Мастер не преображает натуру, действительность, он наблюдает ее и изображает в точной и совершенной живописной форме.

На выставке представлены полотна разных лет, по которым можно проследить последовательное становление особой живописной манеры Маршумова. Это читается в пейзажах, написанных им во время путешествий и творческих командировок по нашей стране и за ее пределами. Это наблюдается в самом любимом им жанре – портрете, который, пожалуй, лучше всего показывает, насколько глубоко Михаил Михайлович изучает старые живописные школы. Портреты Михаила Маршумова психологически достоверны, он проникается своей моделью, стараясь уловить и изобразить внутреннюю жизнь человека, его состояние. Средства художник выбирает для этого соответствующие – свечение красок, тонкий мазок, тщательная композиция.

Художник Игорь Бучнев, чей портрет писал Михаил Михайлович, говорит, что Маршумову важно было найти и мотив, и конкретное место, где бы сидела модель, и как только это найдено, начинается сам процесс письма. Причем художник к этому (впрочем, как и ко всему) относится очень скрупулезно.

 – Следование традиции старых мастеров, о котором говорят искусствоведы, сказывается прежде всего в подходе к работе над портретом, – говорит Игорь Бучнев. – Михаил Михайлович никогда не пишет, что называется, с наскока. Нет, он долго изучает человека, чей портрет он хочет написать, ведет с ним переговоры. И только после этого они встречаются в его мастерской. Начинает Михаил Михайлович с эскиза, то есть он точно выдерживает все этапы создания работы. К этому стоит также добавить его удивительные представления о теоретической композиции живописного произведения, которые он реализует на практике.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути» – эти строчки Борис Пастернак словно бы написал о Михаиле Маршумове. «Это гиперэрудированный, глубокий человек, – говорят про него его коллеги. – В своих исканиях он докапывается до самой сути». Порой на это уходят годы, например, над монографией «Теория универсального ритма», которая вышла в этом году, автор работал 20 лет. Однако этот труд, представляющий собой исследование сущности и происхождения ритма, может стать открытием для людей многих творческих профессий, художников, педагогов, музейных работников.

Теоретические поиски идут одновременно с творческими. Он открыт для всего нового – опыта, информации, знаний. Не случайно, может быть, Михаил Михайлович очень часто возвращается к своим старым картинам, переосмысливая и перерабатывая их. В этом принцип Маршумова, который считает, что в работе главное не достижение, а постижение.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
344

Возврат к списку

В Тверском Императорском дворце проходит выставка "От Екатерины Великой к Екатерине Павловне" ВИДЕО
Особенность этой выставки в том, что на нее привезены экспонаты из коллекции музея Царского Села и частных коллекций. Впервые посетители выставки смогут увидеть личные вещи членов императорской семьи, в том числе уникальную редкость - платье, которое носила молодая Екатерина Великая.
17.08.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости из районов
Предложить новость