14 Августа 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 07.05.2018

В Тверской областной картинной галерее проходят экскурсии по фондохранилищу

Фотограф: Евгений ПЕТРЕНКО

«Коллекция Тверской областной картинной галереи насчитывает около 40 тыс. единиц хранения, но только незначительная часть из этих предметов представлена в нашей постоянной экспозиции в Императорском дворце» – так экскурсантов встречает главный хранитель Анна Горбунова. Мы стоим в фойе выставочного зала музея в бизнес-центре «Донской». За спиной нашего гида – закрытая металлическая дверь, и все, естественно, не сводят с нее глаз.

Из невыставленного

Однако слова о том, что из 40 тыс. имеющихся предметов показывают примерно 4%, производят свой эффект и вызывают первый вопрос: а как же остальные? Анна Горбунова отвечает, что ни один, даже очень крупный музей мира больше не показывает. Постоянная экспозиция – вершина огромного айсберга, скрытая же часть его – это и есть фонды. В обычно закрытых для посетителей помещениях музея экспонаты не просто хранятся. Хранители и искусствоведы изучают их, реставрируют, каталогизируют, выполняют другую очень важную и нужную работу, которая дает возможность сберечь предметы искусства для потомков. Учитывая, что коллекции галереи уже 150 лет, можно представить, что сорокатысячный фонд превосходного качества, превращающий наш музей в один из лучших музеев провинциальной России, собран и сохранен многими поколениями музейщиков. Для нас с вами.

Натирали волчьим зубом

Анна Горбунова наконец приглашает гостей в помещения запасников, и взгляду открывается ряд стеллажей и шкафов. На них – поражающее своей красотой художественное стекло вышневолоцкого завода «Красный Май» (кремлевские звезды, кстати, были созданы именно там), Ассортиментного кабинета Конаковского фаянсового завода, иконы и скульптуры. На стенах – рамы, в которых, однако, почему-то нет картин.

«Одежда» для произведений живописи находится в отдельном фонде, рассказывает его хранитель Наталья Сапронова. Очень часто полотна известных и неизвестных художников русские привозили из Европы. Для удобства холсты просто сворачивали, а уже дома заказывали для них рамы. Так, собственно, и сложилось это малое искусство, которое развивалось в контексте развития искусства большого, отражающее все его стили и направления. Наталья Сапронова показывает поочередно раму екатерининского времени, принадлежащую эпохе барокко, строгую классицистическую раму и раму в стиле модерн. «Чтобы рама блестела, ее натирали волчьим зубом», – интригует хранитель. Эх, что за времена были!..

Краска вместо золота

– Фонд древнерусского искусства в галерее один из самых больших: археология, иконопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, резьба, литье, эмали, – подхватывает эстафету хранитель Ната Майорова.

– Мы хотим вам показать уникальные предметы, которые не вошли в постоянную экспозицию в восточной башне дворца.

А мы уже давно приникли к витринам. За стеклом – деревянные скульптуры преподобного Нила Столобенского XIX века. Нам объясняют: в то время они изготовлялись для паломников, прибывающих в монастырь, основанный святым, и увозились с Селигера в огромных количествах. Также широко на тверской земле были распространены иконы крестьянского письма.

– Вот, посмотрите, это иконы-краснушки, – говорит Ната Анатольевна, показывая на образ Богоматери «Знамение».
– Не удивляйтесь: они названы так потому, что мастера при создании фона использовали вместо золота красную краску, которая создавала образ небесного свечения.

Дальше – очередное удивление: Богоматерь изображена в одежде в горошек. То есть иконописец в своей работе использовал опыт из повседневной крестьянской жизни. Поэтому-то и появились в одеянии Божьей Матери элементы народного костюма. Оклады для образов, венчальные крестьянские венцы (их очень редко выставляют), мастерски исполненная икона с изображением огненного схождения Ильи Пророка с множеством деталей, киоты, старообрядческая мелкая пластика и блистательные эмали – миниатюрные иконы. Всего и не перечислить, не рассмотреть!

– А иконы из Спасо-Преображенского собора у вас есть?

– Хороший вопрос, – говорит Ната Майорова.

– Они есть, однако из них нельзя составить весь иконостас. К тому же очень многие из произведений находятся в тяжелом состоянии, нуждаются в реставрации и постоянном внимании специалистов.

Иконостас для восстанавливаемого Спаса, к слову, изготовят современные мастера. Губернатор Игорь Руденя неоднократно подчеркивал, что эта часть собора должна быть воссоздана в историческом виде. В иконостас войдут более 80 изображений, которые разместят на площади около 200 кв. метров.

Настоящие масленицы

– Светлана Бескинская, работавшая на «Красном Мае», позволила стеклу раскрыться в красках, – свою часть экскурсии начинает хранитель фонда декоративно-прикладного искусства Галина Левченко. – Художник разрабатывала новые виды изделий из сульфидно-цинкового стекла.

Добавление в стеклянную массу окиси железа и сульфида цинка произвело удивительный эффект, который невозможно было повторить при массовом выпуске изделий, так что каждое такое произведение уникально. По возможности придите на экскурсию, чтобы увидеть, например, как играет цвет в стеклянном «Арбузе», услышать имена художников – Сергея Коноплева, Алексея Новикова, Владимира Хролова, Людмилы Кучинской и многих других мастеров, которым мы обязаны триумфу стекла и торжеству цвета. Следующие сеансы состоятся 18 и 31 мая.

Продукция фабрики Ауэрбаха-Кузнецова – это столовая и чайная посуда, скульптуры, вазы, корзины для фруктов, цветочные горшки, жардиньерки, чернильные и курительные приборы. Одним словом, все, что необходимо в быту. «Глазури, которые использовали мастера, уже нельзя повторить, – говорит Галина Левченко. – Секрет их утрачен. А в том числе глазури делали кузнецовский фаянс уникальным явлением». Вот, скажем, масленка «Блины». Честно, она как настоящая! Наш гид раскрывает секрет: это масленицы – так они назывались в «Каталоге фарфоровых и фаянсовых изделий товарищества М.С. Кузнецова», который имелся в каждом магазине.

Масленицы из фаянса можно было ставить прямо в печь и растапливать в них сливочное масло, а затем подавать на стол. Названия примечательные: «Масленица курицей», «тыквой», «дыней», «маком», «грибами», «цыплятами», «бантом», «пчелой», «рыбой». Почему? Своими формами и цветами глазурей они очень близко передавали оригинал (те же блины), дублировали его и были похожи на декоративные скульптуры или необычные шкатулки.

Интереснейший экспонат – Жирафенок – несколько спрятался в ряду многочисленных произведений, сразу и не заметишь. Он изготовлен на Конаковском фаянсовом заводе. «Такой же есть в коллекции английской королевы», – интригует Галина Левченко, и мы принимаемся его фотографировать, однако снимки, как потом оказалось, получились «размытыми»…

Продолжение следует
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
637

Возврат к списку

В Тверской области перезахоронили останки более 320 воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны
13 августа на Петропавловском кладбище в городе Белый перезахоронены останки 322 бойцов, поднятых на территории района в ходе Вахты Памяти 2018 года.
13.08.201817:05
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости из районов
Предложить новость