11 Декабря 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Тверь новости 12.04.2018

В Тверской картинной галерее впервые оживили натюрморт

Фотограф: ТОКГ

Всего на одну неделю – Светлую седмицу – живописное полотно Александра Маковского «Пасхальный стол» покинуло свое место в постоянной экспозиции Тверской областной картинной галереи в Императорском дворце. Перенесенная в дворцовую Башню искусств, картина приобрела новое качество – стараниями сотрудников музея и декоратора Эльвиры Прасоловой она буквально ожила.

Мир незабытых радостей

Александр Маковский принадлежал к прославленной династии художников, которые на протяжении без малого 150 лет работали в разных областях творчества. Родоначальником династии стал бухгалтер, гитарист, коллекционер Егор Иванович. Не будь его, не было бы других Маковских – академиков живописи, архитекторов, литераторов, реставраторов произведений искусства и искусствоведов. 

Александр Владимирович в 23 года, за два года до поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позировал своему дяде Константину Егоровичу для картины «Ромео и Джульетта». 

Однако до этого он с успехом занимался живописью под руководством отца, а к моменту создания «Пасхального стола» уже стал академиком, написал конный портрет Николая II и императрицы Александры Федоровны и многие другие работы, был членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Собственно, «Пасхальный стол» впервые появился на публике именно на 44-й выставке передвижников. Картина датируется 1915–1916 годами. Однако в Москве вернисаж состоялся в 1915-м, а в Петербурге – 19 февраля 1916 года, то есть, вероятно, полотно можно датировать 1915 годом. 

Тем более что уже в 56-м номере журнала «красивой жизни» «Столица и усадьба» за 1916 год (вышел 15 апреля) оно было опубликовано рядом с портретом Людмилы Павловны Бараш-Месаксуди кисти Богданова-Бельского (эта работа экспонируется сейчас на выставке «Друг сердечный» в малом зале галереи в бизнес-центре «Донской»).

Как попал большой натюрморт Маковского в нашу картинную галерею?

Картина Маковского и ее «двойник»

– Картина поступила в наш музей 27 сентября 1938 года из Ленинградской закупочной комиссии, в акте, который был составлен, как мы полагаем, искусствоведом Еленой Мроз, указано второе название полотна – «Стол накрыт», – рассказывает научный сотрудник галереи Тамара Гусарова. – Оно неоднократно выставлялось как в Твери на выставках, посвященных династии Маковских, так и в Клину. В 1962 году было отреставрировано, а теперь находится в постоянной экспозиции Императорского дворца, в его восточном крыле.

Выставки, на которых была показана картина, имеют знаковые названия: «Сладкая жизнь», «Светлое Христово Воскресение», «Мир забытых радостей». Эти радости сейчас активно вспоминаются, и в этом контексте «Пасхальный стол» видится прямым руководством к тому, как организовать праздничную трапезу в соответствии с традицией.

На картине художник изобразил овальный стол, покрытый белой скатертью. На столе стоят цветы в горшках, обернутых разноцветной бумагой, гиацинты, розы, львиный зев; присутствуют неизменные пасхальные угощения – кулич, крашеные яйца, а также фрукты, бутылки с вином и рюмка.

– Обратите внимание: румяный кулич на столе не очень высокий, его верхняя корочка чуть просела, что можно расценить как неудачу кухарки – он, видимо, оказался слишком велик и не пропекся. Кулич украшен массивным пурпурным махровым цветком, а рядом – высокая горка сырной пасхи и жареный поросенок, – говорит научный сотрудник Вера Карасева. – Приготовить пасхального поросенка непросто – он должен быть красивым, ушки и пятачок при жарке закрывали бумагой, чтобы не обгорели. Так и на картине Маковского.

Декоратор Эльвира Прасолова «оживила» натюрморт: в Башне искусств, где он сейчас выставлен, перед картиной она поставила такой же круглый стол, на котором мы видим те же предметы, цветы и угощения, как и на холсте Маковского. Румяный поросенок, кстати, тоже есть! 

Точно так же, как и на картине, справа – окно, стулья, так что за столом можно посидеть, причем сотрудники галереи охотно фотографируют гостей. Действительно, когда еще окажешься за праздничным столом первой трети XX века…

Здесь же напоминание, что ни один из предметов на картине и ее копии в реальности не является случайным. Пасха – символ Гроба Господня, прообраз Царства небесного и сладости райской жизни, цветы символизируют вечную жизнь, крашеные яйца – Воскресение Христово, поросенок означает плодородие и есть знак того, что Великий пост закончился, кулич олицетворяет ветхозаветный пресный хлеб.

В качестве символа вечной жизни могли выступать не только цветы, но и венок, напоминают в музее. В воскресенье Эльвира Прасолова провела два мастер-класса – сделанные собственноручно венки в природном стиле его участники унесли домой. Выставка-инсталляция пока работает: ее можно посетить до 15 апреля в часы работы картинной галереи.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
91
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость