26 Июня 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
История 27.12.2018

В тверских лесах нашли советский бомбардировщик, сбитый в 1942 году

26 августа 1942 года Пе-2, пикирующий бомбардировщик, поднялся в воздух для выполнения боевого задания с аэродрома недалеко от Торопца, близ деревни Колпачки.

Продолжение хроники пикирующего бомбардировщика


11-й отдельный разведывательный авиационный полк 3-й воздушной армии Калининского фронта базировался в этом месте с июля. Потери в полку были огромные. Уже много товарищей не вернулось с боевых вылетов. Сколько крылатых машин никогда не поднимутся в воздух, уйдя глубоко под землю!

В августе 42-го


Время на войне ускоряется. Некогда основательно отрабатывать навыки, постепенно приобретать опыт. Три вылета – ты уже ветеран. В бой идут одни «старики».

На борту Пе-2 – пилот лейтенант Николай Демидов, стрелок-радист старший сержант Василий Серегин, оба 28 лет, и штурман Хромов. Видимо, эти парни, которым не было еще и тридцати, тоже «старики».

На высоте 4 тысяч метров где-то над зубцовскими лесами самолет был атакован четырьмя немецкими истребителями МЕ-109. Бой был неравным. Демидов и Хромов сумели выпрыгнуть из горящей машины. Серегин был смертельно ранен и сгорел в самолете…
На этом, казалось, хроники Пе-2 № 15/95 закончились…

Воздушные рабочие войны


Весна 2018 года. Вахту памяти несет поисковый отряд «Звезда». В Ржевском и Зубцовском районах ведется разведка на местности. Километрах в двух от шоссе, недалеко от Зубцова, где проехать уже очень сложно, да и пройти нелегко, начинают попадаться мелкие части фюзеляжа. Участники экспедиции усиливают внимание. И вот – воронка. Место падения самолета. Видимо, падал почти вертикально, ушел глубоко (как потом выяснилось – на 7–8 метров). Впереди – большая скрупулезная работа, чтобы понять детали случившейся здесь более 70 лет назад трагедии.

О том, чем завершилась операция по подъему фрагментов боевого самолета, кто был в ней задействован и что удалось выяснить, рассказали ее участники на итоговой пресс-конференции на прошлой неделе.

Историко-поисковая экспедиция в Зубцовском районе была организована представителями Тверского регионального отделения ТРО ООД «Поисковое движение России». Его руководитель Олег Сергеев уточнил – операция прошла в рамках проекта «Воздушные рабочие войны. Калининский фронт». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов Тверской областной общественной организации по содействию увековечения памяти погибших при защите Отечества «Тверичи» при поддержке Правительства и Общественной палаты региона.

– В области в годы вой­ны располагалось более 90 аэродромов авиачастей и соединений Калининского, Западного и Северо-Западного фронтов. На нашей территории воевали знаменитые полки и соединения истребительной, штурмовой, бомбардировочной и дальней авиации, а также авиачасти спецназначения. История их боевого пути, подвигов личного состава должна стать предметом военно-патриотической работы общенационального значения. В рамках проекта готовится издание второй книги Вячеслава Воробьева «Герои-летчики в тверском небе», – обратил внимание на актуальность работы Валерий Смирнов, заместитель председателя Общественной палаты области.

Боевая «Пешка»


До сих пор поисковики обнаруживают в тверских лесах, болотах фрагменты самолетов, останки летчиков. Только в этом году были подняты останки самолетов в Бельском и Селижаровском районах.

И вот завершилась очередная операция. В ней приняли участие члены сводного поискового отряда, в который вошли общественные поисковые объединения «Звезда», «Земляки», «Исток», «Тверичи». Из забытья бережно извлекались фрагменты Пе-2.
Об уникальности этого пикирующего бомбардировщика, прозванного «Пешкой», рассказал Валерий Смирнов:

– Это самый массовый бомбардировщик времен Великой Отечественной войны советского производства. Он был разработан в 1939 году группой конструкторов и инженеров во главе с Владимиром Петляковым. Одна из главных задач, которую решали его создатели, – резко повысить точность бомбового удара, для чего сделать возможным бомбометание не с горизонтального положения, а с пике. Пе-2 прошел всю Великую Отечественную и закончил свой боевой путь в войне с Японией.

Общими усилиями


О том, как был обнаружен самолет и стартовала операция по его подъему, сообщил Александр Мистров, член поискового отряда «Звезда» (Тверь).

 – Копать начинали вручную. К нам быстро присоединились члены других поисковых отрядов. Мы вышли с просьбой о помощи на администрацию Зубцовского района, сотрудники которой откликнулись с большим пониманием, выделили необходимую технику.

 Виктор Макаров, коман­дир поискового отряда «Земляки» (Кувшиново), добавляет:

– На первый взгляд было понятно – работы предстоят титанические. Помогло то, что люди с готовностью объединились. И погода не подвела: два труднопроходимых для техники километра были хорошо подморожены. На данный момент в земле осталась небольшая часть, где, возможно, останки стрелка. А может быть, он захоронен где-то рядом с местными жителями.

Когда был поднят двигатель, по его номеру можно было определить, какой это конкретно самолет и экипаж (номер самолета 15/95, номер двигателей 22-616 и 22-624).

Работу с архивными данными взял на себя студенческий поисковый отряд «Исток» (поселок Калашниково).
– По оперативной сводке и журналу боевых действий удалось выяснить состав экипажа, – пояснил Сергей Сергеев, командир отряда. – Лейтенант Демидов Николай Вадимович, 1914 г.р., уроженец д. Старое Мульнино Билярского р-на Татарской АССР; стрелок-радист ст. сержант Серегин Василий Парфильевич, 1914 г.р., уроженец с. Болодасово Калужского р-на Тульской области; штурман Хромов (данные не установлены). Два члена экипажа – летчик и штурман – самостоятельно покинули горящий самолет. Стрелок-радист Серегин, по рассказам Хромова и Демидова, был убит в начале боя и сгорел в самолете.

Кстати, тогда, в августе 42-го, за самолетом числится месяц полетов, 21 вылет. Извлекаемые на поверхность детали хорошо сохранились. Это кажущаяся новизна. Участники пресс-конференции говорят, что были попытки собрать и запустить поднятые поисковиками двигатели, но они не работают. Причина – микротрещины, усталость металла.

О прошедшей операции можно не только услышать или прочитать. О ней можно посмотреть видеоматериалы. Так как место труднодоступное, и ни одна телекомпания туда не доберется, в путь отправился наш коллега, член поискового отряда «Тверичи» Денис Канарейкин. Он собрал большое количество видеоматериалов, которые уже использовались на встречах в образовательных учреждениях тверского края. Есть возможность увидеть палаточный лагерь, в котором постоянно находилось человек 10, независимо от погоды, оценить, как глубоко велись работы и днем, и ночью...

Фрагменты самолета, поднятые из земли, были переданы в администрацию Зубцовского района, часть из них будет передана в музей Погорелого Городища, в комнату боевой славы Калашниковского колледжа, студенты которого активно участвовали в экспедиции. В Кувшинове в парке Победы планируется поставить памятный знак, созданный из останков боевой машины Пе-2, в память о летчиках, погибших в годы войны. Также памятный знак с информацией о трагедии военных лет поисковики собираются установить непосредственно на месте гибели самолета.

Продолжится и работа в архивах. Предстоит выяснить судьбу выживших в том бою членов экипажа, найти родственников членов экипажа.
Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
2909
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости из районов
Предложить новость