18 Августа 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
К началу
Новости дня
Культура 09.12.2017

В Твери сыграли «Короля Лира»

Фотограф: Анастасия ЧИСТЯКОВА

Длинно писать вроде бы и нечего: в репертуаре Тверского театра юного зрителя появился еще один хороший спектакль. Нет, не хороший – блестящий. Однако не этого ли следовало ожидать уже в тот момент, когда все узнали, что ставить Шекспира будет питерский режиссер Наталия Лапина, уже работавшая с тверскими артистами над «Мертвыми душами», когда было объявлено о распределении ролей, где Александр Евдокимов значился исполнителем заглавного героя. Наверное, можно назвать много разных причин, по каким само ожидание премьеры превратилось в ожидание даже не самого спектакля, а конца ожидания. В финале же был «Король Лир».

Замахнулись на Шекспира

Сюжеты с Шекспиром, насколько известно, в ТЮЗе как-то не очень получались. Были другие имена, другие названия. В театре драмы вот Шекспира ставили, а в ТЮЗе нет, но время хаоса, время, когда мир катится в пропасть, пришло и на эту сцену. Апокалипсис всегда наступает если не неожиданно, то очень быстро. Так и в «Лире» Наталии Лапиной. Семейная идиллия разрушается, как только одна из дочерей короля говорит ему правду: дескать, люблю тебя, как долг велит, ни больше и ни меньше. Лир в гневе. Лир делит страну уже не на три равные части, а на две – для Гонерильи (Дарья Астафьева) и Реганы (Надежда Мороз). Корделия же (Инна Волкова) за искренность свою проклята отцом, выдана замуж без приданого.

Мысль семейная

На самом деле по здравому размышлению Лир вполне бы мог править и сам. Герой Александра Евдокимова полон сил, он выглядит здоровым, старческого слабоумия не наблюдается. То есть в спектакле Лиру никак не «восемьдесят лет, ни часу меньше», как он говорит о себе в пьесе. Еще Лев Толстой писал, что королю «нет никакой надобности и повода отрекаться от власти. И также нет никакого основания, прожив всю жизнь с дочерьми, верить речам старших и не верить правдивой речи младшей». Впрочем, на этом построена вся трагичность его положения. Семья оказалась лишь формой, все дочери, кроме Корделии, ждут смерти отца, чтобы стать наследницами, и, конечно, преданными речами приветствуют его прежде временное отречение от престола. Стены дворца неожиданно, но вполне ожидаемо раскалываются на части в буквальном смысле (художники Александр Мохов и Мария Лукка), вместо света наступает тьма, «раскрашенная» художником по свету Дмитрием Зименко зловещими всполохами.

Когда тирана нет, то исчезает и всякое уважение к нему: старшие дочери, у которых Лир живет по месяцу, тяготятся его присутствием и от того третируют и унижают его, ведь теперь отца, полностью зависящего от них, не нужно бояться. На сцену летят сотни сапог – это свита бывшего короля. А вот и он сам, постепенно понимающий, что, кроме Шута и Кента в неожиданном, но таком органичном исполнении Татьяны Романовой и Ольги Лепоринской, у него никого не осталось. Они по мере сил пытаются уберечь господина, но он еще не может и не хочет мириться со своей участью. Регана со своим мужем герцогом Корнуэльским (разнохарактерная роль Михаила Хомченко, он же играет супруга Гонерильи герцога Албанского) готовы на все, чтобы избавиться от родителя. Эта парочка ослепляет благородного Глостера (Александр Романов), который после пытки прозревает, осознавая предательство побочного сына Эдмонда (Алексей Пучков): ради наследства он оболгал родного сына графа Эдгара (Андрей Иванов). В сцене ослепления палачи связывают Глостера черными путами, а потом протягивают их от кулисы к кулисе так, что они образуют крест, который в финале увенчает могилы героев и королевства.

Узел трагедии

Второй акт смотреть по-настоящему страшно. До такой степени, что не оторваться. И не только потому, что режиссер и художники выстроили уникальную по своей выразительности и накалу сцену бури. Узел трагедии, завязавшийся в первых картинах, здесь начинает развязываться, а характеры героев – вырисовываться во всех своих ужасающих и неприглядных подробностях. В центре – Лир. Из крепкого мужчины король превращается в дряхлого обезумевшего старика. Но безумен он потому, что понял: безумна была его безраздельная власть. Думать, что ты король после того, как отказался от короны, – тоже безумие. Теперь, растерзанный и растоптанный, Лир просто человек. Уйдя на лоно разгневанной, но равнодушной природы, вместе с другими став отверженным странником, он вследствие мучительного душевного потрясения по-новому оценивает свою жизнь. Безумие это или все-таки прозрение? Александр Евдокимов в постижении и представлении своего Лира проходит сложную эволюцию. Она аранжирована интереснейшими постановочными ходами, другими яркими ролями, и все эти находки, конечно, нужны для того, чтобы показать историю одной отдельно взятой королевской семьи, каждый член которой примеряет на себя царский венец, превращающийся в конечном итоге в венец терновый.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
515

Возврат к списку

В Тверском Императорском дворце проходит выставка "От Екатерины Великой к Екатерине Павловне" ВИДЕО
Особенность этой выставки в том, что на нее привезены экспонаты из коллекции музея Царского Села и частных коллекций. Впервые посетители выставки смогут увидеть личные вещи членов императорской семьи, в том числе уникальную редкость - платье, которое носила молодая Екатерина Великая.
17.08.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости из районов
Предложить новость