15 Августа 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Фоторепортаж 11.02.2017

В Твери на выставке «Глиняная игрушка» представлены изделия ведущих промысловых центров России

Фотограф: Анастасия ЧИСТЯКОВА

В Детском музейном центре открылась выставка «Глиняная игрушка», где представлены произведения самых известных промысловых центров нашей страны. Все экспонаты датируются 80-ми годами прошлого века, однако едва ли не в каждом из них можно найти приметы того старого времени, с которого и ведет свое начало игрушка.

Свистать всех в музей

Это сейчас глиняные свистульки воспринимаются в основном как детская забава, никакого, кроме развлекательного, значения не имеющая: звуки-то они издают красивые, переливчатые. Однако услаждать слух этими трелями способен лишь тот, кто вполне освоил «музыкальный инструмент». Дело в общем-то нехитрое, но требующее определенных навыков… В прежние времена игрушки для крестьян имели совсем другое значение, они входили в круг обрядовых действий, совершаемых нашими предками в ходе годового календарного цикла или в той или иной ситуации. Эти изделия были неотъемлемой частью домашнего быта. Причем известны они очень давно. Скажем, дымковская игрушка упоминается в летописях XV–XVI веков. Долгими зимними днями и вечерами глиняных баранов, коз, уточек, коней лепили всей семьей, но чаще всего этим занимались женщины. Их творения легко узнаваемы по пластике: нижняя часть конусообразная, а в верхней тщательно вылеплены черты животного или птицы. По бокам делали дырочки, закрывая которые, менялся, варьировался звук, весьма напоминающий звучание флейты.

Так продолжалось до весны, когда в Вятке раскидывала свои шатры ярмарка с красивым названием «Свистопляска». Начиналась она с поминовения усопших предков. После этого весь день посвящался увеселениям с непременным свистом. Здесь же игрушки и продавали. В самом Дымкове свистели три дня, встречали весну – таким образом наши предки прогоняли все злое, что накопилось за зиму. В середине XIX века в Дымкове промыслом занимались 59 семей. Однако вскоре делать глиняные игрушки стало невыгодно. Прежде всего потому, что продажи уже не приносили крестьянам прежней прибыли, и им приходилось искать иные заработки. Но лепить их все равно продолжали. Сохранение промысла связывают с именем Анны Мезриной, происходившей из потомственной семьи ремесленников. В 1930-х годах она создала при фабрике гипсовых изделий цех по производству дымковской игрушки, которая в том числе благодаря этому и не была потеряна.

Каргопольские мастера любили лепить медведей, всадников, оленей, воссоздавали сюжеты из крестьянской жизни, всегда окрашенные народным юмором. Делали не только обереги, но и утилитарные вещи, имеющие декоративное значение: они представляли крестьян и поэтизировали жизнь, проходящую в труде. Филимоновские игрушки – вытянутые, изготовленные из очень жирной глины. Для них характерны яркие краски, и в прежние времена для того, чтобы создать эту красоту, использовали сажу, толченый мел, синьку, скобленую ржавчину и яичную темперу.

– В фонде керамики и стекла Тверского государственного объединенного музея хранится более 140 глиняных игрушек, – рассказывает хранитель коллекции, старший научный сотрудник Людмила Кондрашова. – На Руси крестьяне, делая посуду, из остатков глины лепили игрушки. Потомственные мастера сохраняли и передавали по наследству свои секреты и навыки лепки, так что со временем сложились самостоятельные игрушечные промыслы, узнаваемые сейчас в разных уголках России и за ее пределами. Игрушки, с одной стороны, похожи друг на друга, с другой – отличаются чем-то особенным: например, филимоновскую игрушку никогда не спутаешь с каргопольской, а ее в свою очередь – с карачунской, возникшей при мужском монастыре близ села Карачун Воронежской области. Они не такие яркие, как произведения других промысловых центров, сдержанные, простые, сделаны из рыжей глины, широко распространенной в этих местах.

Есть на выставке и игрушки кожлянские, родом из Курской губернии. И когда говорят о курских соловьях, уточняет Людмила Кондрашова, имеют в виду не реальных птиц, так красиво поющих по ночам, а свистульку, в которую наливали воду и заливались соловьем в буквальном смысле: ее звуки очень напоминают живые птичьи трели. Черты архаики до настоящего времени сохранились, например, в старооскольской игрушке. Ее делают без использования глазури, а характерные пятна символизируют месяц травень – май, то есть они играли важное значение в весенних обрядах. Свистульки-улютки в виде птичек также тяготеют к древним формам и символике. Кружочки на них – это солнце, треугольники – земля, а различные ростки знаменуют собой рождение природы.

В целом экспозиция дает представление о том, как игрушка, во-первых, эволюционировала, а во-вторых, показывает, как традиционные сюжеты со временем стали дополнять современными. Скажем, главный сюжет хлудневской игрушки – древо жизни, на который «нанизывались» другие мотивы. Однако в 1980-е годы мастера начали лепить олимпийского мишку, что, конечно, отвечало не только требованиям эпохи, но и желаниям потенциальных покупателей их продукции.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
1918

Возврат к списку

На мосту через Шошу в Тверской области приступили к обустройству проезжей части
Мост через реку Шоша в Тверской области, который возводится на 126 км – 127 км скоростной автомагистрали М-11 «Москва-Санкт-Петербург», находится в высокой степени готовности. В настоящее время на объекте идут работы по обустройству проезжей части.
14.08.201816:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости из районов
Предложить новость