26 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 28.02.2018

В галерее имени Ефрема Зверькова открылась выставка тверских пейзажей

В галерее пейзажа имени Ефрема Зверькова в Твери открылась коллективная выставка «Художник-пейзажист Е.И. Зверьков и живописные традиции Тверского края». Она носит программный характер и является первой частью одноименного культурно-просветительского проекта, поддержанного грантом Президента РФ на развитие гражданского общества.

Местные краски

Со времени выхода небольшой книги «Край вдохновения» Татьяны Бойцовой и Маргариты Железновой о художниках тверской земли как будто бы ничего и не публиковалось о живописных традициях Верхневолжья. Однако и это издание, рассказывающее о художниках, целью имело совсем другое: показать, насколько притягательным был наш край для классиков русского изобразительного искусства и сколько собственных талантов взрастила тверская земля. В том числе и Ефрема Зверькова. Классиком его начали называть еще при жизни. Это было совершенно справедливо, потому что Зверьков привнес в отечественную живопись новые пленэрные качества. Отсюда и интерес к пейзажу, который стал основным жанром в его творчестве. Панорамный взгляд, широкий охват, внимание к композиции и колористическое чутье, разработка именно живописных проблем – все это, разумеется, определило развитие не только тверского изобразительного искусства.

Пейзаж как элегия

И дело тут даже не в регалиях и не в званиях Зверькова. Его влияние на других было не «административным» (все-таки академик, вице-президент Академии художеств), а исключительно профессиональным – талант значил больше должностей и наград. Его певучие пейзажи, где выверен каждый элемент композиции, каждый мазок, каждый оттенок, очень редко можно адекватно передать в репродукциях. Палитра Зверькова настолько нежна, что ее нужно обязательно рассматривать в оригинале – только так можно почувствовать его картины. И выставка, ставшая частью большого проекта, начинается с полотен мастера. Основу экспозиции составили около 10 произведений Ефрема Ивановича. Все они написаны в 1960–1980-е годы, то есть в тот период, когда художник практически, если не окончательно, отошел от сюжетно-тематической картины и посвятил себя исключительно элегическому пейзажу.

Собственно, уже этот десяток картин, предоставленных для выставки вдовой мастера доктором искусствоведения Любовью Ширшовой, дают вполне исчерпывающее представление о том, каким образом Зверьков работал над пейзажем, позволяют увидеть применяемые им живописные приемы. Интересно, что показываемые картины не настолько известны публике, как, например, «Осенняя пора» (1970) или «Весна в лесу» (1971), но в этом есть свой смысл. Обнаруживается он в контексте самой выставки, второй раздел которой составляют работы тверских мастеров. Их имена хорошо известны в региональной художественной среде, работы же, отобранные для показа, мало знакомы.

Контексты творчества

Здесь надо сказать, что Ефрем Иванович всегда поддерживал крепкие связи с Тверью. В ранней юности и в послевоенные годы до поступления в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова он работал в товариществе «Калининский художник», всю жизнь поддерживал дружеские отношения с земляками, регулярно приезжал в Тверь вплоть до последних своих дней. В 2006 году он организовал и затем ежегодно проводил конкурс пейзажной живописи в Тверском художественном училище им. А.Г. Венецианова, это начинание мужа теперь продолжает Любовь Ширшова.

Тверские коллеги Зверькова – это корифеи Вячеслав Шумилов, Константин Первухин, Николай Комиссаров. Василий Волков, а также Николай Давыдов, Сергей Зыбин, Владимир Литвинов. Более 15 их работ извлекли из выставочного фонда Тверского областного отделения Союза художников России. Более 20 произведений разных авторов предоставили коллекционеры, Андрей Цуркан показывает из своего собрания пейзажи Сергея Тикунова, Евгения Карасева, Вячеслава Шумилова, Всеволода Солодова, Геннадия Угрюмова. Из частных коллекций на выставку поступили произведения Александра Дубова, Бориса Федорова, Владимира Дмитриева, Николая Дочкина и других художников. Все это, конечно, первый ряд тверских пейзажистов XX века. То, что сейчас показывают не всегда лучшие их работы, с одной стороны, печалит, а с другой – малоизвестные полотна могут показать контекст, в котором развивалось творчество этих мастеров, авторские поиски, в том числе в области формы и методологии живописи. То есть определенный толк в таком подборе произведений есть, главное же теперь – осмыслить и хотя бы попробовать описать тверскую традицию, сложившуюся на основе русского реализма и вобравшую в себя черты европейской пейзажной школы.

Вполне возможно, это удастся сделать в апреле, когда в галерее соберут искусствоведческую конференцию, которая станет вторым этапом исследования большой темы, а также молодежный конкурс творческих работ имени Зверькова «Тверской пейзаж». С его итогами обещают познакомить в октябре, когда в музее откроется выставка произведений победителей.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
390

Возврат к списку

В Тверской области стартовали массовые субботники
На этот весенний призыв снова откликнулись миллионы жителей России. Лопата, грабли и мешок для мусора по-прежнему остаются для многих гораздо более убедительными аргументами, чем давно надоевшая фраза: «Убирать город должны специальные службы – при чем здесь я?». 
26.04.201818:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость