19 Августа 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 15.02.2017

Тверской картинной галерее исполнилось 80 лет

Фотограф: Юрий СУРИН, ТОКГ

Как самостоятельный художе­ственный музей областная картинная галерея была открыта 15 февраля 1937 года.

Начало ее собрания относится к середине XIX столетия: известно, что в первой экспозиции Тверского музеума, в составе которого галерея возникла, открытой 9 августа 1866 года, уже были представлены произведения искусства. Портреты адмирала Корнилова, гравера Уткина, изобретателя астрономических часов Волоскова, купца Савина – они стали основой будущей обширной художественной коллекции, насчитывающей сегодня около 47 тыс. единиц хранения. О прошлом и настоящем галереи, вернувшейся в отреставрированный Императорский дворец, корреспондент «ТЖ» поговорил с ее директором Татьяной КУЮКИНОЙ.

– Татьяна Савватеевна, к 1937 году в Тверском музее сложилась представительная коллекция произведений искусства. По вашему мнению, с этим связано выделение галереи в самостоятельное учреждение или ее создание объясняется общими процессами, происходившими в нашей стране в то время?

– До революции в экспозиции Тверского музеума его сотрудники хотели сохранить не только экономические достижения губернии, а музей был задуман сначала как историко-археологический и промышленный, но и ее художественный потенциал. На территории Тверской губернии работали организации и учреждения художественной промышленности, связанные прежде всего со стеклом, керамикой, фарфором, тканями. Кроме всего прочего, среди первых поступлений Тверского музеума были отдельные портреты и портретные галереи как местного, так и общероссийского уровня. Экспонаты поступали от частных лиц, от коллекционеров, в том числе Багратиона и Глинки. В 1889 году архиепископ Тверской и Кашинский Савва подписал указ о передаче в музей древностей из монастырей и храмов. Но процесс формирования коллекции имел тогда в основном стихийный, не концептуальный, как бы мы сейчас сказали, характер. После революции, когда оказались бесхозными дворянские гнезда, закрылись православные обители и церкви, музейные сотрудники начали спасать те произведения, которые в них остались. Большие комплексы предметов поступили в музей в том числе из Императорского дворца, из усадеб. Сложившаяся коллекция требовала самостоятельного экспозиционного раздела, и в 1929 году в Тверском музеуме появился первый художественный отдел. В 1930-е годы, вы правы, по стране действительно началось движение по созданию в провинциальных городах художественных музеев. Оно имело положительное значение, потому что отдельные губернии благодаря этому заявляли о своей культуре. С другой стороны, создание галерей явилось спасением для художественных коллекций, потому как для краеведческих музеев они оказывались не профильными. Поэтому было просто необходимо выделить картинную галерею, и за это очень боролись работники тогдашнего музея.

– За 80 лет коллекция выросла с 1500 произведений до 47-тысячного собрания. Насколько она пострадала в годы Великой Отечественной войны?

– Когда мы работали над 17-м томом «Сводного каталога утраченных ценностей Российской Федерации», который посвящен картинной галерее, то установили 198 утраченных экспонатов. Конечно, среди них есть как и очень ценные – оккупантами были похищены большой парадный портрет Екатерины II работы Эриксена, работы Федотова, акварель Венецианова, так и произведения художников второго и третьего ряда. Вероятно, Юренев делал экспозицию из них и, хотя это было и очень рискованно, показывал ее немцам, которые что-то забирали себе.

Галерее повезло и везет с сотрудниками. Наши старшие коллеги, совершенно героически, в 20-е годы спасали произведения искусства, вывозя их из заброшенных усадеб, а в 40-е – защищали экспонаты от фашистов. И Сергей Юренев, и позднее Елена Константиновна Мроз заслуживают отдельного разговора. Главное – коллекция благодаря им была сохранена. И сейчас, когда коллеги из других городов видят новую экспозицию в Императорском дворце, отмечают ее высокий уровень, настолько цельное она производит впечатление.

– Коллекция постоянно растет…

– Совершенно верно, причем неважно, есть у нас деньги на покупку новых экспонатов или нет. Даже в сложные годы нам удалось приобрести известную работу Григория Сороки «Вид на усадьбу Островки с Большого острова», портрет Мити Дервиза Валентина Серова, изделия Ассортиментного кабинета Конаковского фаянсового завода. С поступлениями последних десяти лет можно познакомиться на сайте галереи, в разделе «Виртуальные выставки».

– Реставрации дворца предшествовали археологические работы. Их результаты мы тоже сможем увидеть в постоянной экспозиции?

– Да, в этой огромной коллекции есть очень интересные предметы, которые могут стать в ряд знаковых. Например, керамические плитки с изображением сцен из народной жизни или библейских сюжетов. Иногда на них можно увидеть совершенно неожиданных персонажей, скажем, кота-всадника. Что интересно, они датируются в основном XVII – XVIII веком и относятся таким образом к тому времени, когда на месте дворца стоял архиерейский дом. Часть из этих предметов мы уже ввели в экспозицию.

Тверские школьники уже могут оценить и новую экспозицию музея, и уровень реставрации дворца

– С какого момента галерея находится во дворце?

– Западное крыло дворца было предоставлено Тверскому музеуму ввиду его значимости в 1896 году. С тех пор художественная коллекция находится здесь, за исключением периода с 1936-го по 1961 год. В 90-е начался этап долгой, если не сказать, мучительной реставрации памятника. Казалось, что ей ни конца ни края не будет. Мы, если честно, думали, что дворец рухнет. Едва ли это было только эмоциональным предчувствием, потому что, как выяснилось позже, восточная башня, где находилось наше фондохранилище, едва не сложилась внутрь – настолько в ужасном состоянии она находилась. Своды были похожи на августовское звездное небо, и я понимаю, чего мы избежали…

Сейчас, после завершения реставрации, мы постарались соединить картинную галерею с историей дворца: восстановлены парадная анфилада, лестница, которая так впечатляла всех путешественников XIX века своим свободным взлетом вверх, интерьер домовой церкви. Мы обставили эти помещения предметами, происходящими из дворца, то есть постарались показать историю именно памятника архитектуры. Кроме этого, мы откроем фарфоровый кабинет, где будет представлен мейсенский фарфор, медальерный кабинет, дворцовую библиотеку с читальным залом, где покажем часть фонда редких книг. В библиотеке, что интересно, служил немецкий философ Иоганн Феофил Буле, профессор Московского университета, сюда приезжал его ученик Чаадаев, то есть это тоже историческое место, одновременно и экспозиционное, и функциональное. Повторю, что мы старались, чтобы все помещения дворца были максимально открыты для посетителей.

– То есть теперь мы сможем увидеть гораздо больше?

– В постоянной экспозиции более 2 тыс. произведений. В дальнейшем эта цифра, думаю, увеличится, потому что мы планируем сделать несколько локальных экспозиций. Столько галерея никогда не показывала! Разумеется, публика увидит лучшую часть собрания. Музей – научно-просветительское учреждение, и любая наука должна иметь базу, которую составляют фонды. Поэтому нужен определенный запас произведений, которые участвуют в наших выставках, а в году их у нас более 70. Кроме того, мы выдаем произведения другим музеям, в том числе и из постоянной экспозиции: недавно из Москвы и других городов вернулись работы Айвазовского, Рокотова, Репина, усадебные виды. С фондами постоянно работают реставраторы, научные сотрудники. Таким образом открываются новые сведения о художниках и картинах, новые имена, уточняются датировки. Думаю, для наших посетителей важно окажется не только количество выставленных предметов, но и открытия, которые их ждут во дворце. Мы впервые выставляем византийскую смальтовую мозаику VI века. Это самое раннее произведение в нашей коллекции, которой в прошлом году исполнилось 150 лет. Мы показываем все тверские фрески – и это один из самых красивых залов экспозиции, западноевропейское искусство, фрагмент росписи триумфальной арки, которая была сделана тверскими мастерами Сержанцевым и Казаковым к приезду Екатерины II в Тверь. Над ней много лет трудились наши реставраторы, проделавшие уникальную, очень сложную работу. Открытий будет очень много. Надеюсь, мы никого не разочаруем.

Подробности. О роли личности

Наш фонд в годы войны сохранился в большей степени, чем краеведческий. С одной стороны, повезло, с другой – нельзя не сказать, что особую роль в спасении экспонатов сыграл Сергей Юренев, один из знаковых сотрудников галереи, который хлопотал о создании отдельного художественного музея. Он сумел сохранить наиболее ценную часть коллекции. Если говорить в цифрах, то это более 90%.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
3753

Возврат к списку

"Народный путеводитель" доехал до Лихославля ВИДЕО
Столица тверских карел, родина мармелада, а в последние годы еще и место проведения фестиваля "Калитка" - в Лихославле сегодня можно увидеть немало интересного.
19.08.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости из районов
Предложить новость