21 Июля 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Тверь новости 21.05.2019

Тверские вузы обсудили принципы противодействия экстремистской идеологии

Он обычный парень или девушка. Студент, а может, пока школьник. Он мечтает сдать экзамен, получить профессию, встретить любовь…

Ясный разум сильнее бомбы

И все это может перечеркнуть чуждое, опасное влияние, от которого в наш век интернета так трудно уберечься. Особенно юным и горячим головам. Несколько слов, немного провокационных идей, тонких психологических манипуляций... и человек становится врагом своим однокурсникам, семье, Родине — пособником террористов. Теперь его участь печальна: в лучшем случае он попадет в поле зрения правоохранительных органов и будет привлечен к уголовной ответственности. А в худшем — сами понимаете. Для экстремизма сочувствующие граждане — всегда лишь расходный материал и пушечное мясо.

Понять молодежь

Каким образом вербовщик может зацепить легковерный разум? И как этому помешать? Такие вопросы обсудили на круглом столе, что прошел на днях в ТвГТУ. Здесь собрались представители четырех ведущих тверских вузов (ТвГТУ, ТГМУ, ТвГУ и ТГСХА), Общественной палаты региона, областного комитета по делам молодежи, администрации города, прокуратуры.

Как подчеркнул, открывая мероприятие, ректор ТвГТУ и председатель совета ректоров вузов Тверской области Андрей Твардовский, лучший способ противостоять экстремистским идеям — найти общий язык с молодым поколением как в повседневном общении, так и в сети. А значит, по-прежнему актуальна воспитательная работа не только на занятиях, но и вне учебы. И образовательным учреждениям необходимо придерживаться в этом деле единой стратегии.

В прошлом году в регионе возбуждено 16 уголовных дел по фактам содействия экстремизму. 8 человек привлечены к административной ответственности за распространение экстремистских материалов. Эти данные сообщила Регина Полуянова, старший помощник прокурора области.

Не легкомыслие — преступление

И речь не о репостах. Порой бытует мысль, что за содействие терроризму привлекают к ответственности обычных граждан, бездумно «лайкнувших» или перепостивших в соцсетях материал экстремистского содержания, даже не вдумываясь в смысл. Но это не так.

Во-первых, теперь смягчена ответственность по 282-й статье УК РФ (возбуждение ненависти или вражды). На первый раз за опрометчивый репост можно отделаться административной ответственностью. А вот если призывы к ненависти продолжаются...значит, это уже не ошибка, а убеждение. За повторное нарушение ждет уголовное наказание.

А во-вторых, как выяснили в итоге следствие и суд, фигуранты подобных дел действительно ставили себе целью «зажечь» скандал и возбудить в обществе вражду.

– Наказание может быть вплоть до 20 лет лишения свободы, если мы говорим о совершении террористического акта. Если речь о призывах к экстремистской деятельности, к террористической деятельности, распространении материалов, аудио-, видеофайлов, то здесь уголовная ответственность может быть до 5 лет лишения свободы, – отметила Регина Полуянова. И напомнила: очень важно разъяснять молодым людям возможные последствия «радикальных» увлечений и нормы закона.
Выявлялись и факты финансирования терроризма. Был случай, когда фигурант реально участвовал в деятельности боевиков, выезжал в зону боевых действий, потом вернулся в Россию, где и ответил за свою «авантюру».

Как отмечают силовики, сегодня сложно найти человека, который еще не понимает: терроризм – это реальная угроза. И теперь вряд ли можно говорить, что кто-то ввязывается в черные дела по незнанию или в поисках приключений. Но даже если бы и так – незнание закона не освобождает от ответственности.

Гуманитарный — значит человечный

А вот знание – запросто. Хотя бы потому, что формирует четкие понятия недопустимого. Одной из тем круглого стола стало как раз правовое просвещение молодежи.

Собравшиеся затронули и другие аспекты воспитания, о которых мы нередко забываем, делая акцент на мерах безопасности и нормах закона. Например, хорошая гуманитарная составляющая в образовании. Это может стать мощным оружием в борьбе с экстремистской идеологией.

Сегодня в экономике растет запрос на технические специальности. И соответственно школа, колледж, вуз, родители, заботясь об образовании подростка, делают упор на точные науки, нередко в ущерб истории и литературе. Но ведь именно гуманитарные знания формируют критическое мышление, не подвластное чуждому влиянию. Литература учит осмысливать информацию, а история – работать с фактами и искать причинно-следственные связи.

Как отмечают специалисты, к сожалению, сегодня преподавание гуманитарных дисциплин нередко превращается в набор готовых, стереотипных решений. Но это чревато формированием исторических, а следом и политических мифов, на которых удобно взращивать опасные идеологии. Гладко формулируя для ученика адаптированный вывод, можно потерять принципиально важное логическое звено.

Простой пример: сегодня любой школьник скажет, что фашизм — это нечто ужасное, и он был побежден в 1945 году. Но много ли молодых людей осознает, что, по сути, нацизм – одна из форм экстремизма, фашизм – не что иное, как открытая диктатура террористов? Для формирования четкой нравственной позиции человеку необходимо понимание сути исторических процессов, а не только заучивание дат. Так что цель гуманитарных дисциплин - не просто дать человеку набор сведений, позволяющих поддержать разговор в приличном обществе, а научить анализировать факты, работать с источниками, проверять информацию и понимать принципы хода истории.

Не бросайте близких наедине с гаджетами

Собравшиеся также попытались составить примерный портрет человека, рискующего попасть в сети вербовщика. И сошлись во мнении: как правило, это парень или девушка от 16 до 30 лет, который так или иначе вступил в конфликт с окружающим его социумом (нелады в школе или в студенческой группе, недопонимание с родными). Тут недалеко до желания что-то доказать, а то и отомстить обществу, в котором не нашел себе места. На этом может сыграть «друг по переписке», на словах демонстрирующий сопереживание и исподволь втягивающий в неблаговидные дела.

Но такой собеседник просто не появится, если человек окружен искренними друзьями. С тем, кто любит свои близких, верен им, находит у них понимание и заботится об их безопасности, эмиссару террористов говорить не о чем.

Потому участники круглого стола подчеркнули: не оставляйте друзей наедине с гаджетами. Если вы не нашли немного времени, чтобы выслушать близкого в трудную минуту, где гарантия, что с ним не пообщается кто-то другой, с недобрыми планами.

Береги первокурсника!

Интерес у злоумышленников всех мастей могут вызывать ребята, которые только что поступили в университет и потому чувствуют себя ужасно взрослыми и мудрыми. Или первокурсники, которые недавно оторвались от родителей и приехали учиться в незнакомый город.

Студенты и преподаватели ТвГТУ поделились проектом «Студенческий куратор». Его суть такова: студенты-старшекурсники становятся, если можно так выразиться, «наставниками» первокурсников. Помогают адаптироваться к студенческой жизни, разобраться в сложных ситуациях, в том числе оберегают от всякой нечисти, которая может привязаться к вчерашнему школьнику в интернете и в обычном общении. А если понадобится, к делу подключаются преподаватели и психологи.
Немало внимания уделили и теме информационной гигиены. В этом плане много полезного делает «Кибердружина», только в прошлом году кибердружинники провели 84 мастер-класса в вузах, колледжах и школах области. Впрочем, об этом мы уже рассказывали.

Как будем мир менять?

И наконец, собравшиеся отметили: в основе любых радикальных настроений лежит желание изменить мир. Для молодежи оно естественно. А вот каким образом человек хочет этот мир менять, угрожая людям или помогая им (волонтерство), разрушая все вокруг или созидая новое (творчество, наука), – это уже вопрос воспитания.

Потому тверские вузы стараются предоставить студентам максимум возможностей для реализации в творчестве, добровольческой, общественной, научной деятельности. Те же студенческие весны, КВНы, профессиональные конкурсы, спортивные состязания – это еще и межкультурный диалог. А в конечном итоге – осознание ценности жизни, в которой есть место красоте и веселью, песне и стихам, спорту и творчеству. Мирной жизни.

На круглом столе договорились о создании единой площадки для обмена таким опытом. Ведь задача вуза – не просто дать студентам профессию, а воспитать настоящую интеллигенцию, с пытливым и критичным разумом, с гуманистическими ценностями – людей, способных формировать нравственные принципы общества. Не случайно эта школа называется высшей.
Автор: Маргарита ВАСИЛЬЕВА
992
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость