21 Августа 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Общество 19.04.2018

Тверские вагоностроители отмечают 90-летие своей газеты

Фотограф: АРХИВ ГАЗЕТЫ «ВАГОНОСТРОИТЕЛЬ»

В них вот уже почти век отражаются все этапы развития российского вагоностроения, судьба крупнейшего предприятия тверского региона и жизнь его коллектива. «Вагоностроитель», чей юбилей готовится праздновать не только его родной завод, а все Верхневолжье, уникален вдвойне. Печатный орган единственного на всей территории страны завода, выпускающего пассажирские вагоны локомотивной тяги, стал еще и первой в области многотиражкой. И одной из первых во всей стране. Яркой, интересной, оперативной, правдивой. Он и поныне остается у нас в области лидером корпоративной прессы.
С днем рождения, «Вагоностроитель»!

Гляжу, как в зеркало, в твои страницы

По рельсам эпохи

Газета – зеркало завода, и в него заглядывают многие. Поэтому мы должны всегда быть на высоте! Так любил повторять Вячеслав Смирнов, заслуженный работник культуры РФ, один из лучших журналистов региона, 18 лет возглавлявший это издание. Нынешний редактор «Вагоностроителя» Наталья Каштелян часто с улыбкой вспоминает наставления старого мэтра. Она и сама вот уже 15 лет как за штурвалом.

Газета никогда, даже в кризисные годы, не теряла своей значимости и пользовалась авторитетом – и в коллективе завода, и в профессиональной журналистской среде. Даже в трудные 90-е годы, когда закрывались многие предприятия, а вместе с ними и их ведомственные издания, руководство вагоностроительного завода от своей газеты никогда не отказывалось. Редакционный экспресс летел по рельсам эпохи, не сбавляя скорости, и продолжает свой путь. Давайте вместе проследим его маршрут!

Первая в области многотиражка поначалу называлась «Металлист»; ее первым редактором стал рабочий ремонтно-механического цеха

А. Сургучев, а первыми авторами – рабочие завода. У колыбели первой многотиражки региона стояла областная газета «Тверская правда» (потом она называлась «Калининская правда», а ныне «Тверская Жизнь», так что «Вагоностроитель» для нас – родственник, близкий и любимый). Журналисты нашей газеты, в частности, знаменитый Борис Полевой, обучали репортерскому ремеслу рабкоров – рабочих корреспондентов вагонзавода.


Газета сразу стала очень популярной среди читателей. Она освещала все события заводской жизни, занималась просвещением – причем не только политическим, но также техническим и культурным, что было гораздо важнее. Мы с интересом изучаем копию чудом сохранившегося первого номера заводской газеты «Металлист» от 28 апреля 1928 года. Она называет себя «рупором нашего завода», призывает «не ворчать за углом, а критиковать смело и открыто», а еще выдвигает стратегическую задачу: «Даешь новые колонны пролетарских инженеров и техников!» (кстати, отмечаем, что с небольшими идеологическими поправками все это по-прежнему остается в повестке дня).

Ну а в 2018 году главной темой стал юбилей самого вагонострои-тельного завода, который начал свою работу 25 августа 1898 года, и заводского музея, которому исполнилось полвека. В его интереснейших экспозициях сквозь призму истории можно наблюдать все этапы развития российского вагоностроения – от времен Столыпина до наших дней.

90 лет назад постоянных подписчиков было более двух тысяч человек, что по тем временам было огромным тиражом. На сегодняшний день тираж «Вагоностроителя» — пять тысяч экземпляров. И через час-полтора после того, как газету привозят на проходные, на стойке ни одного номера не остается, рабочие заглядывают в редакцию – нет ли лишнего экземпляра?
Что в номере?

Он расскажет нам о делах завода, задачах и проблемах отрасли, о событиях в стране и судьбах конкретных людей.
Все, чем живет наш народ, находит свое отражение на газетных страницах. Издание всегда уделяло внимание производственным вопросам, но в центре внимания – человек труда. Журналисты приходят в цех, общаются с рабочими, и потом выходят материалы о профессиях, о рабочих династиях, о том, как люди трудятся и как проводят свое свободное время, чем увлекаются, ведь не одной работой жив человек.

Вот в одном из апрельских номеров 1957 года читаем материалы, призывающие к экономному подходу к производству: «Совершенствуем раскрой металла», «Беречь народное добро», «Поменьше накладных расходов». А вот и полоса, посвященная квартирному вопросу: «Манну с неба не ждем и не ищем – сами будем строить жилища!», «Совет содействия жилстроительству»… Разворачиваем один из номеров 2016 года: в рубрике «Крупным планом» рассказ о вагоностроителях, отмеченных наградами Министерства промышленности и торговли РФ, материалы под рубрикой «Рабочие будни», «Твои люди, завод»…

Интервью с членами дирекции и рядовыми рабочими, разговоры в формате «галстука» и «без», комментарии и совещания – под «прицелом» заводских журналистов находятся все цеха и все сотрудники, независимо от статуса и должности.

2008 год, обсуждение свежего номера. В центре – редактор газеты Наталья Каштелян, корреспонденты (слева направо) Анна Сучкова, Зинаида Скворцова, Елена Мартюшова.

Не обходит вниманием «Вагоностроитель» спортивную и культурную жизнь, здесь часто публикуются материалы о ДК «Металлист» и спортивных мероприятиях в СК «Планета», заводских соревнованиях и конкурсах.

А в одном из свежих номеров рассказ о том, как ветеранам завода подарили куличи к Пасхе (кстати, отметим, что на ТВЗ это давняя добрая традиция). Здесь же спортивная страница, приглашение принять участие в экологическом десанте, очерк об известной в Твери исполнительнице песен Людмиле Гладковской, проработавшей на заводе 33 года, и многое другое.

Вся жизнь огромного предприятия и его люди – в очерках и интервью, репортажах и новостных заметках.

Держись за трубу

Неизменным на страницах газеты остается внимание к людям, потому что именно они являются главной ценностью завода.

– Люди обычно работают здесь подолгу, – рассказывает Наталья Каштелян.

– И это легко объяснить. Для многих, в том числе и для меня, ТВЗ ассоциируется со стабильностью. Он дает не только работу, но и возможность поправить здоровье в заводском санатории-профилактории, отправить своего ребенка на льготных условиях в хороший загородный лагерь или на занятия в кружках и секциях ДК «Металлист» и СК «Планета». Рабочие могут быть уверены в стабильной зарплате и в том, что в сложной жизненной ситуации на помощь придут предприятие и профком. Здесь не пропадешь! Из поколения в поколение передается старый добрый лозунг, не терявший своей актуальности даже в тяжелые времена, – «Держись за трубу!», что значит: держись за завод. Люди, бывает, уходят, но при малейшей возможности возвращаются, потому что как можно бросить дом, ставший родным?

Сложно, но очень интересно!

Так отвечает Наталья Петровна, когда ее спрашивают, каково это – руководить заводской газетой?

 – Быть редактором любой газеты – дело нелегкое, а руководить корпоративным изданием сложно вдвойне. Здесь мне зачастую приходилось быть и редактором, и корректором, и художником-дизайнером, и корреспондентом, и фотографом – все в одном лице. Это сложно, но о-очень интересно!

И с корреспондентов, работающих в «Вагоностроителе», особый спрос: они должны уметь ярко и доступно рассказывать о самых сложных вопросах производства, находить интересное, казалось бы, в обыденных вещах, уметь разговорить самых неразговорчивых собеседников.

– Надо, чтобы каждый читатель, прочитав газету, вынес из нее что-то полезное для себя. Наш генеральный директор Андрей Соловей всегда открыт к диалогу, и вся важная информация о жизни завода попадает на страницы газеты, что называется, из первых уст, – рассказывает она.

И признается: поначалу, придя в редакцию, думала: «О чем же я буду писать на следующей неделе, через месяц-два?» А вот прошло уже 15 лет, жизнь идет, информации нет конца и края, она значима, интересна, только успевай писать…

Наталья Петровна – пятнадцатый по счету редактор газеты, она филолог по образованию, начинала в школе, где преподавала русский язык и литературу. Рассказывает, что в редакции ей очень помогли опыт и доброжелательные советы предшественников, среди которых в первую очередь стоит назвать уже упоминавшегося Вячеслава Смирнова и Зинаиду Скворцову, стоявшую у «руля» с 1990-го до 2000 года.

За свою историю заводская газета не раз меняла свое «лицо». Менялись названия, дизайн, подходы к формированию макета и к подаче материалов – газета идет в ногу со временем, учитывает запросы читателей, совершенствует дизайн. И в редакции уверены, что обновление – это закономерный и непрерывный процесс. Но есть вещи постоянные и незыблемые: главный герой «Вагоностроителя» – это по-прежнему человек труда с его радостями и заботами. Неизменной остается и живая вовлеченность газеты в дела предприятия. «Вагоностроитель» – интересное и актуальное издание, неотъемлемая часть жизни завода, а потому газете уготован долгий век.
Автор: МАРИНА БУРЦЕВА, Лидия ГАДЖИЕВА
929

Возврат к списку

Полигон ТКО под Тверью перешел в областную собственность
Полигон твердых коммунальных отходов «Славный» на Бежецком шоссе под Тверью официально перешел в собственность Тверской области. С момента заявления губернатора Игоря Рудени о планах по консолидации этих активов прошло менее месяца.
21.08.201809:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости из районов
Предложить новость