13 Ноября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 06.11.2018

«Тверская полубогиня» вернулась домой

В пятницу в областной картинной галерее в Императорском дворце начались Дни Государственного Эрмитажа. Они проходят во многих региональных музеях страны, но в Твери открылись впервые. И сразу с уникальной и очень важной для нашего художественного музея выставки одного произведения – портрета великой княгини Екатерины Павловны, которая владела Императорским дворцом.

Визит дамы

В этом году со дня рождения Екатерины Павловны исполняется 230 лет. Ее портрет впервые представлен в публичном музейном пространстве – до этого привезенная из Петербурга картина никогда не покидала запасники Эрмитажа. В Твери портрет великой княгини экспонируется в знаменитом Лиловом кабинете Императорского дворца, широко известном в мемуаристике как место рождения многих славных мыслей, идей и начинаний. Именно здесь, например, Карамзин впервые прочитал отрывки из рукописи «Истории государства Российского»…

Прекрасна лицом, изящна в обращении

…О рождении внучки императрица Екатерина II не без гордости сообщала своему фавориту князю Потемкину: «Вчерашний день великая княгиня родила дочь, которой и дано мое имя, следовательно, она – Екатерина». Вчерашний день – это 10 мая. Шел 1788 год. Императрица Мария Федоровна, мать будущей «тверской полубогини», которая была четвертым ребенком Павла I, называла дочь «маленькой красивой куколкой, душкой». Когда же княжна выросла, то современники души в ней не чаяли. «Полубогиня тверская все так же любезна» – эта поэтическая характеристика Карамзина, данная Екатерине Павловне в одном из писем к поэту Ивану Дмитриеву, вошла в название нынешней выставки – «Визит тверской полубогини».

Впрочем, вслед за историографом так назвать ее могли, пожалуй, все современники, многие из которых не скупились на похвалы в адрес хозяйки дворца, описывая ее красоту, манеры, ум, начитанность и бесконечное обаяние.

Очень лестные характеристики сохранились в мемуарах. «Она прекрасна лицом… изящна в обращении, умна, даровита и отменно образована», – писал один из современников Екатерины Павловны. Автор знаменитых воспоминаний Филипп Вигель, отличавшийся известной язвительностью и суровостью в оценках, восхищался великой княгиней: «Это была натура, богато одаренная, в которой ум преобладал над всеми силами души, но сочетался с любящим, отзывчивым сердцем и особым умением облечь все, что она говорила, в такие формы, которые пленяли окружающих. Екатерина достойна имени своей бабки».

Возможно, блистательная Катиш (Катиш – так ее звали в домашнем кругу) не отвечает нынешним стандартам красоты. Но те же современники часто писали о том, что Екатерина Павловна очень похожа на своего отца-императора, обладавшего, как известно, весьма специ­фической внешностью. Любопытные посетители Императорского дворца могут и сами решить, насколько велико сходство родителя и дочери – портрет Павла (правда, пока не императора, а великого князя), равно как и портрет матушки нашей героини – Марии Федоровны – висит в том же Лиловом кабинете и входят в постоянную экспозицию картинной галереи. Ясно одно: в классические представления о привлекательности Екатерина Павловна не вписывалась, но это с лихвой компенсировалось ее энергией и обаянием. А эти характерные особенности личности, согласитесь, довольно сложно передать средствами живописи, особенно для художника-любителя. Но об этом речь впереди.

Как рассказала куратор выставки научный сотрудник Эрмитажа Наталья Бахарева, в фондах «Портрет великой княгини Екатерины Павловны» обнаружили практически случайно, он был отреставрирован и теперь может экспонироваться. Приятно, что первый «выход в свет» происходит именно в Твери.

– Это очень важное событие. Произведения из собрания Эрмитажа не выставлялись у нас почти полвека! – сказала директор областной картинной галереи Татьяна Куюкина.

С горностаевой мантией и «колокольцовской» шалью

– Не судите строго это изображение, – просит Наталья Бахарева. – Мы практически уверены, что его автор – художник-любитель, он явно не учил анатомию в Академии художеств: пропорции фигуры несколько нарушены. Но, может быть, в этом есть особое очарование: мы понимаем, что перед нами не заказной портрет, который писал кто-то из профессиональных мастеров Императорской академии художеств. Скорее всего, это живые воспоминания человека, встречавшегося с Екатериной Павловной и захотевшего запечатлеть ее на холсте как хозяйку Императорского дворца в Твери. Не случайно на полотне очень тщательно прописан дворец, а также пристань и дорожки парка. Фотографию на тот момент еще не придумали, поэтому автор должен был видеть этот ансамбль! Я почти уверена, что портрет написан именно в Твери. Возможно, художник – кто-то из дворян при Малом дворе Екатерины Павловны, ведь все они учились рисовать… Вероятнее всего, картину он писал не для себя, а подарил своей модели: полотно находилось в императорской резиденции на Елагином острове в Петербурге, а она имеет отношение к Александру I. Может быть, картину преподнесли в дар именно императору. Но это, повторю, пока только догадки.

Если в законах анатомии художник был не очень силен, то в законах живописи осведомлен изрядно: он применяет отработанную схему парадного портрета XVIII–XIX веков, согласно которой человек изображается с атрибутами, характеризующими его как личность или связанными с его биографией. В композиции репрезентативного портрета обязательно присутствует или дворец, где живет модель, или здание, построенное на его средства, или учреждение, открытое при его участии. В Русском музее, например, есть прекрасный портрет Александра Строганова на фоне Казанского собора.

– Эта картина как моделла парадного портрета, потому что Екатерина Павловна изображена с горностаевой мантией с двуглавыми орлами, очень подробно прописаны и «колокольцовская» шаль, гордость каждой ее обладательницы, и плитки пола, и даже очаровательные голубые туфельки, – перечисляет Наталья Бахарева.

Кроме того, портретист запечатлел и примечательные нюансы облика тверской резиденции великой княгини – в 1809 году дворец был обновлен Карло Росси специально для Екатерины Павловны. На картине видны барельефы и скульптуры по бокам аттика, увенчивающего здание, пандус, ведущий из кабинета хозяйки прямо в сад, аллея в саду – она идет от дворца к берегу Волги. Все здания на картине – и сам дворец, и Спасо-Преображенский собор, и его колокольня, и причал на Волге – выкрашены в краску кофейного цвета. «Эта та самая «дворцовая» цветовая гамма, которая по приказу принца Георга внедрялась в Твери как единственно возможный цвет окраски фасадов», – поясняет Вячеслав Савельев. Все это для нашей областной столицы особенно важно, потому как до сих пор портретов Екатерины Павловны, напрямую связанных с Тверью, не было известно. При этом подробности, которые выписывает художник при создании панорамы дворца в период его наивысшего расцвета, когда владелицей его была великая княгиня Екатерина Павловна, поражают. На портрете без труда можно разглядеть не только людей, прогуливающихся по набережной, но и собачку, бегущую следом за ними.

Датировать картину можно периодом между 1809 годом – датой приезда великой княгини и ее супруга принца Петра-Фридриха-Георга Ольденбургского в свою новую резиденцию – и 1813-м, когда после смерти мужа Екатерина Павловна навсегда покинула Тверь. Впрочем, косвенные признаки дают искусствоведам возможность предположить, что портрет был создан в 1810 году. Однако вернемся к его автору. В отличие от трех изображений Екатерины Павловны в собрании картинной галереи авторства неизвестных мастеров (четвертый портрет принадлежит кисти Анри-Франсуа Ризенера) эрмитажная картина подписана:

«К. Новосильцов». Причем автограф этот на французском языке, так что трудно определить, кто его оставил – мужчина или женщина.

– Это вполне могла бы быть и дама, – выдвигает предположение Наталья Бахарева.

– Но мы ничего не знаем об авторе. И большую помощь в изу­чении картины, надеемся, смогут оказать наши коллеги из Тверской картинной галереи, потому что Новосильцов, повторю, явно какой-то тверской персонаж.

Подробности

Великая княгиня представлена в аксессуарах носительницы титула Ее Императорского Высочества. На постамент бюста Екатерины II наброшена мантия с горностаевым подбоем – атрибут монаршего парадного обихода. Орденская лента добавляет штрих в игру художника вокруг имени Екатерины: изображенная представлена как кавалерственная дама Большого креста ордена Святой Екатерины – династической награды, которую великие княжны получали при рождении.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
551

Возврат к списку

В Тверской области утвержден риск-ориентированный подход при проверках бизнеса
13 ноября губернатор Игорь Руденя провел заседание Правительства Тверской области. Первым вопросом рассмотрели меры по снижению административной нагрузки на предпринимателей. В регионе утверждён перечень видов государственного контроля, в которых будет использоваться риск-ориентированный подход.
13.11.2018:
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость