26 Июня 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Общество 06.06.2019

Тверская область празднует юбилей Пушкина

"Не зарастет народная тропа...

"

В эти дни отмечается памятная дата – 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, великого поэта и гражданина.

Проходят столетия, но к нему не зарастает народная тропа. Сам поэт в своём стихотворении «Памятник» определяет это явление, давая оценку своей жизни и творчеству. Он уверен, что его памятник вознесся выше Александрийского столпа, что славен будет он «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». Пушкин знает своё многонациональное Отечество и ему посвящает свои творения.

«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык».
Поэт определяет сам, почему это произойдёт:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал».

Всё его творчество – подтверждение этих слов. Вспомним, его «Пророка», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» и т.д. и т.п. В них мы видим верность поэта своим идеалам добра, дружбы, свободы. Очень рано поэт понял свою неразрывную связь с отчизной, ответственность за неё. Уже в 1818 году он пишет такие строки: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа». В том же году в послании «К Чаадаеву» - такие слова:

«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»

Подобные высказывания послужили поводом для первой, южной, ссылки поэта в 1820 году. Шесть лет: с 1820 по 1826 гг. он жил как опальный поэт, в несвободе – сначала Кишинёв, потом Михайловское. «Стоящие у трона свободы, гения и славы палачи» (Лермонтов) сделали всё, чтобы голос поэта не тревожил их покой.

Александр Сергеевич всю жизнь и после освобождения из Михайловской ссылки был под постоянным зорким оком самого царя, а творчество его – под пристальным вниманием цензуры. Пушкин остаётся верен своим друзьям, мечтает об амнистии для ссыльных декабристов. Память о казнённых не даёт ему покоя. За что? Ведь они ничего не совершили ужасного, их наказали за намерения, а не за поступки, не проявив никакого милосердия к жизни молодых и очень одарённых людей. Все они были друзьями поэта, как и многие, отправленные в ссылку. И Пушкин, рискуя свободой и даже жизнью, старается поддержать их своим словом. Так, в 1827 году появляется его послание в Сибирь:

«Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут».

Свободный голос поэта дошел до ссыльных. И вскоре вся передовая, грамотная Россия читала гениальный ответ поэта А.И. Одоевского на пушкинское послание:

«Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И - лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард!- цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!»

С годами, работая в архивах, изучая историю своей Родины, Александр Сергеевич всё больше проникается чувством ответственности каждого человека за её судьбы. В 30-е годы в его черновиках, где очень много задумок о новых произведениях, появляются такие строки:

«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его».

Пушкин гордился своим древним родом, своей родственной связью с Ганнибалом, арапом Петра Великого.

О творчестве, о жизни Александра Сергеевича за два с лишним столетия написано и опубликовано очень много, гораздо больше, чем успел написать сам Пушкин. Исследователями его творчества стали и известные наши земляки: Валентина Кашкова из Торжка и особенно – Юрий Михайлович Никишов, профессор ТвГУ, всю жизнь свою связавший с изучением жизни и произведений Пушкина. Им изданы монографии, учебные пособия, очерки, посвящённые поэту. Например, «Дань свободного романа. Творческая история «Евгения Онегина»», «Пушкин и религия», четырёхтомное учебное пособие «Дум высокое стремление» и прочие. Много писали о пребывании в Тверском крае А.С. Пушкина Н.М. Лебедев, А.С. Пьянов и др.

Среди произведений поэта есть хорошо знакомые нам ещё со школы стихотворения, поэмы, повести, романы, его поэтическая лирика и потрясающая проза. Но есть и такие произведения, о которых мы знаем значительно меньше. Среди них - поэма А.С. Пушкина «Анджело», написанная им в 1833 году. Критика отозвалась о ней недоброжелательно, царь не стал читать, а передал её цензорам. Пушкину очень хотелось, чтобы поэму прочитал сам Николай I. Поэт говорил о ней в 1834 году: «Наши критики не обратили внимания на эту пьесу и думают, что это одно из слабых моих сочинений, тогда как ничего лучше я не написал». По мнению самого А.С. Пушкина, «Анджело», по меньшей мере, не хуже, а то и лучше «Онегина, «Графа Нулина», «Бориса Годунова», «Повестей Белкина», «Маленьких трагедий» и др.

Возможно, в этом есть какая-то доля правды. Но исследователи до последнего времени как-то обходили это произведение стороной. Сам Пушкин, впрочем, только в рукописи сопроводил «Анджело» подзаголовком: «Повесть, взятая из Шекспировской трагедии «Measure for measure» (Мера за меру)». Однако у Пушкина возникло совершенно оригинальное произведение, отличающееся и по смыслу, и по содержанию от пьесы Шекспира. Исследуя историю создания «Анджело», пушкиновед Ю.М. Лотман предложил довольно правдоподобную гипотезу о том, что сюжет поэмы отсылает к народным легендам, согласно которым император Александр I в действительности не умер в Таганроге, а прожил остаток жизни в Сибири под вымышленным именем. Исследователи С.И. Гессен и Н.И. Черняев проводили исторические параллели между Дуком и Александром I , Анджело и Аракчеевым. С 1833 года Пушкин начал вести свой «Дневник», где записывал наблюдения о придворной жизни. Сам считал, что это «для потомков». В Дневнике довольно много записей об императорах - Александре I и Николае I . Так, в Дневнике есть такая запись: «…Покойный государь (Александр I) окружен был убийцами его отца. Вот причина, почему при жизни его никогда не было бы суда над молодыми заговорщиками, погибшими 14 декабря. Государь, ныне царствующий, первый у нас имел право и возможность казнить цареубийц или помышления о цареубийстве; его предшественники принуждены были терпеть и прощать».

Пушкин говорит о справедливости, которая часто важнее законности, устанавливаемой людьми. Не Закон, а Человек должны быть рядом с милосердием, с умением прощать. Современники улавливали связь этой Шекспировской пьесы с российской действительностью. Критики старались этого не замечать.

Напомним кратко содержание поэмы «Анджело». Она была напечатана в альманахе «Новоселье» в 1834 году (написана в 1833 г.). По настоянию министра Уварова из поэмы было исключено несколько стихов. И во втором издании, несмотря на энергичные протесты Пушкина, места эти не были восстановлены. В одном из городов Италии «когда-то властвовал предобрый старый Дук, народа своего отец чадолюбивый». Был он другом мира, истины, художеств и наук. «Народ любил его и вовсе не боялся». Однако «в суде его дремал карающий закон». Это чувствовал Дук, видел, что «хуже дедушек с дня на день были внуки», а правосудие «сидело сложа руки».
Добрый Дук нередко хотел восстановить упущенный порядок, но не знал, как это сделать. Он долго терпел и размышлял. И наконец, решился на время передать власть в другие руки, «чтоб новый властелин расправой новой мог порядок вдруг завесть и был бы крут и строг». И он решил передать власть Анджело, был он «муж опытный, не новый в искусстве властвовать, обычаем суровый». Дук вручил ему неограниченные права, а сам, «с народом не простясь, один пустился странствовать…».

Как только Анджело вступил в управление, всё потекло «другим порядком». По пятницам пошли разыгрываться казни, «законы поднялись, хватая в когти зло». Был один жестокий закон, по которому за прелюбодеяние полагалась смертная казнь. Но никто в городе не помнил, чтобы его когда-нибудь применяли. Анджело решил его оживить, наводя страх на городских повес. Первым попался Клавдио, «патриций молодой», который успел обольстить нежную Джульету (на ней он собирался жениться). Свидетели их застали. В суде приговорили Клавдио к смертной казни. Когда он после суда возвращался в тюрьму с поникшей головой, навстречу ему попался Луцио, «гуляка беззаботный, повеса, вздорный враль, но малый доброхотный». Клавдио попросил его сходить в монастырь, где жила его сестра Изабела. Она собиралась постричься в монахини. Клавдио попросил Луцио рассказать сестре, что с ним произошло, передать ей просьбу брата заступиться за него перед грозным правителем. Луцио выполнил просьбу Клавдио.

Изабела отправилась к Анджело сразу же. Она его умоляла сохранить жизнь брату, на коленях стояла перед наместником. Но тот отвечал ей сурово: «Спасти его нельзя… Он должен умереть». Изабела по настоянию Луцио продолжала умолять «жестокосердного блюстителя закона», обращалась к его человеческим чувствам. Изабела произвела впечатление на Анджело, она ему понравилась. Он предлагает ей спасти брата ценой своей девичьей чести. Изабела в отчаянии идёт к брату, говорит ему об этом. Брат против такой жертвы, но очень хочет жить. Её разговор с братом, стоя за дверью, слышал старец-монах. Это был переодетый Дук. Пока народ считал, что он в чужих краях, Дук скрывался в толпе, всё видел, наблюдал. Он дал девице совет, как всё уладить. Дело в том, что Анджело, поверив слухам о неверности своей молодой жены, прогнал её. Она жила одна в предместье. Дук знал об этом и направил к ней Изабелу. Марьяна, переодевшись, встречается с Анджело. Он принимает её за Изабелу. Расставаясь, она шепнула ему: «Про брата не забудь».

Всю ночь Дук сидел с Клавдио, утешал его. Явились Изабела и Марьяна, жена Анджело. Всё шло так, как было задумано. Но утром принесли приказ начальнику тюрьмы: «Наместник немедля узника приказывал казнить и голову его в палаты предъявить». Этот блюститель законности оказывается не только грешником, соблазнителем, но ещё и обманщиком, цинично использующим закон.
Дук казнь отменил, предъявив начальнику тюрьмы свой перстень и печать. А Анджело отправили другую голову, «велев обрить и снять её с широких плеч разбойника морского, горячкой в ту же ночь умершего в тюрьме». Слух прошел, что Клавдио казнён. И в то же время все узнали, что Дук вернулся. Его народ встречал с восторгом. Смущён был лишь Анджело. Особенно он был потрясён, когда во дворце, у трона увидел Клавдио и Марьяну. Открылась правда. «Злодей… затрепетал». Теперь ему грозила смертная казнь по закону. Но Дука стали просить о сострадании, о сохранении жизни Анджело его жена и Изабела. Дук выслушал просьбы молча. Поэма заканчивается короткой фразой: «И Дук его простил».

Таково содержание этой поэмы. А.С. Пушкин жил надеждой, что царь простит его сосланных друзей. Он всем своим творчеством их поддерживал, «милость к падшим призывал».

Мы обратились к одному из малоизвестных его произведений. И оно, конечно же, звучит современно, как и всё, что относится к
общечеловеческой литературной классике. «Пушкин перешагнул уже через два столетия. Он перешагнёт и через тысячелетия»,- предсказывал известный знаток жизненного и творческого пути поэта А. Гессен.
Пушкин знал своё место в жизни России. Он чётко определил своё великое будущее – «Нет, весь я не умру…». Гением своим он, ощущая великую к нему любовь будущих поколений, к ним (к нам с вами) обратил своё вдохновенное, поэтическое завещание:

«Увы, моя глава
Безвременно падёт…
Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный…»

Будем помнить об этой просьбе поэта.

Г. М. Нилова, отличник народного просвещения, краевед,
Б.М. Нилов, кандидат исторических наук, краевед.
461
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости из районов
Предложить новость