24 Октября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 26.06.2018

Тверская картинная галерея открывает тайны фондов

Фотограф: Евгений ПЕТРЕНКО

Иконопись, декоративно-прикладное искусство, графика и фотография, живопись – большинство произведений, созданных художниками разных эпох и стран, не попадает в постоянные экспозиции музеев во всем мире, оставаясь для посетителей terra incognita. Многие из картин или скульптур на время оставляют фондо­хранилища ради больших и малых выставок и проектов, но потом покидают парадные залы и возвращаются туда, куда простому человеку, неспециалисту, путь заказан. Однако случаются счастливые дни, когда фондохранилища открывают свои двери для любопытных. К таким экскурсиям, которые проводят сотрудники Тверской областной картинной галереи, интерес очень высокий – в экспозиции Императорского дворца представлена лишь небольшая часть огромной и чрезвычайно качественной для провинциального музея художественной коллекции.

Остальное – здесь

Окончание

Начало в № 35 от 5 мая

Иконопись, декоративно-прикладное искусство, графика и фотография, живопись – большинство произведений, созданных художниками разных эпох и стран, не попадает в постоянные экспозиции музеев во всем мире, оставаясь для посетителей terra incognita. Многие из картин или скульптур на время оставляют фондо­хранилища ради больших и малых выставок и проектов, но потом покидают парадные залы и возвращаются туда, куда простому человеку, неспециалисту, путь заказан.

Однако случаются счастливые дни, когда фондохранилища открывают свои двери для любопытных. К таким экскурсиям, которые проводят сотрудники Тверской областной картинной галереи, интерес очень высокий – в экспозиции Императорского дворца представлена лишь небольшая часть огромной и чрезвычайно качественной для провинциального музея художественной коллекции.

Экскурсии по фондам – редкая возможность увидеть шедевры, не выставленные во дворце. Но это не единственная причина, по которой стоит хотя бы раз побывать на них. Когда перед тобой раскрываются тайны хранения и сохранения произведений искусства, когда ты видишь, что они не просто стоят или лежат на полках, а находятся в центре постоянного внимания музейщиков, то понимаешь, насколько интересная жизнь протекает в этих залах за железными дверями. Вот стараниями реставраторов картина неизвестного итальянского мастера раскрывает свои изначальные цвета. Вот в папках лежат акварели русских гениев. Вот на полках выстроилась целая галерея скульптурных изображений святого Нила Столобенского. А вот заполненные карточки, в которых хранители систематизируют все сведения о произведении: когда и кем оно создано (если это установлено), как называется, откуда поступило, когда реставрировалось, в каких выставках участвовало и т.д.

Письмо медленное и торжественное

Есть в галерее фонды, например, живописи (о нем речь ниже) с большой историей – не лишним будет напомнить, что коллекции музея уже более полутора веков. А есть фонды, которые сложились не так давно. Один из них – фонд редких изданий, куда мы направляемся из реставрационной мастерской. Нас встречает его хранитель Людмила Середа.

– В системе хранения картинной галереи он выделился из библиотечного лишь в 1998 году и насчитывает на настоящий момент 10 тыс. единиц хранения, – говорит хозяйка, приглашая нас ближе подойти к столу, на котором разложены фолианты, судя по размеру и объему, немалого веса. На полках за стеклом – уникальное издание «Энциклопедии» Дидро в 120 томах. Многие книги раньше читали владельцы и гости дворянских усадеб, в том числе и вотчины князей Куракиных Степановского-Волосова, из которой, как полагают специалисты, происходит значительная часть собрания литературы на французском языке. Людмила Михайловна продолжает рассказ:

– После революции за два года эмиссары собрали огромную коллекцию, которую разместили в западном крыле Императорского дворца. Ее потом разделили, книги передали в библиотеки пединститута, краеведческого музея и картинной галереи, которая была образована в 1937 году.

Хранитель обращает наше внимание на Евангелие из древнейшего храма Твери – Белой Троицы. Оно было напечатано в 1688 году, в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей, по благословению патриарха Иоакима. Написано оно уставом – медленным и торжественным письмом, с буквами, стоящими раздельно друг от друга.
…И ругает Тредиаковского

Рассказ хранителя – это экскурс в историю книги. Когда появился такой тип книги, как кодекс? С появлением пергамента, а затем бумаги: листы складывались вчетверо, образовавшаяся тетрадь вкладывалась в другую или в несколько тетрадей, и скреплялись в корешке? Каким пером писали? Гусиным, причем брали исключительно перо из правого крыла птицы. Редчайшие издания перед глазами – «Российские феатры» конца XVIII века. Примечательно оно тем, что в нем опубликована пьеса, написанная специально по случаю приезда в Тверь императрицы Екатерины II.

«Пьесы не подвергались редакторской правки, при этом публиковались произведения начинающих литераторов», – замечает Людмила. «Сочинения и переводы» Василия Тредиаковского интересны тем, что страницы книги наполнены не только печатным текстом, но и рукописным. Автор маргиналий ругает Василия Кирилловича за плохие переводы. Где еще такое увидишь? Где прочитаешь?..

Разумеется, в формировании книжной коллекции картинной галереи художественная ценность изданий играет одну из важнейших ролей. В нашем музее книгу рассматривают не только как исторический документ или литературный памятник, но и как артефакт истории искусства. Таковы, например, издания «Пиковая дама» с иллюстрациями Бенуа или роскошно оформленный «Тарантас» Сологуба, и мы жадно смотрим, как Людмила Михайловна перелистывает эти удивительно красивые страницы…

Живописные «достопамятности»

Фонд живописи в отличие от книжного имеет историю, длящуюся уже полтора столетия. В первой экспозиции «Тверского музеума», открытой
9 августа 1866 года, были портреты адмирала Корнилова, гравера Уткина, изобретателя астрономических часов Волоскова, купца Савина. Эти четыре работы, включенные тогда в раздел «достопамятностей», стали основой будущей обширной художественной коллекции. Ядро собрания классического искусства составили усадебные собрания. Только в уже упомянутом Степановском-Волосове насчитывалось более 500 произведений – картины старых европейских мастеров, портреты многочисленных представителей семьи Куракиных, их родственников, друзей, знакомых, в том числе кисти Вишнякова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского…

Хранитель фонда живописи Александра Полякова рассказывает, что сейчас в галерее около 3 тыс. произведений. В основном это масляная живопись, а также работы, выполненные в смешанной технике, клеевая темпера и гуашь. В Императорском дворце выставлено порядка 400 живописных полотен: Айвазовский, Тыранов, Воробьев, братья Чернецовы, Семирадский, Левитан, Жуковский, Суриков, Маковский, Репин, Нестеров, Машков, Крымов, Грабарь. Почти все они являются сейчас неотъемлемой частью постоянной экспозиции. Остальные – здесь.

– 56 стеллажей, в каждом из них по четыре полки, – показывает она. И перед нами раскрывается огромное помещение. Это как библиотека, только вместо книг – картины, картины, картины…

Михаил Кончаловский, Михаил Нестеров, Карл Брюллов – имена можно перечислять бесконечно, но все равно их список будет неполным.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
830

Возврат к списку

Лучших жителей Тверской области наградили ВИДЕО
Накануне Дня герба и флага Тверской области состоялось традиционное вручение государственных и региональных наград самым достойным жителям Тверской области. Награды вручал глава региона Игорь Руденя.
24.10.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость