16 Ноября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Образование 05.03.2018

Тверитянам объяснили, зачем нужен репетитор

– Да мы уже несколько месяцев ходим на подготовительные занятия! – кричит по телефону молодая женщина. – Пять лет, пора готовиться к школе. Нам повезло: развивающий центр рядом с домом, и учительница такая хорошая – серьезная, требовательная... А вы где занимаетесь? Как нигде? Твоей Даше шесть лет! О чем вы вообще думаете?

Учитель по вызову

Этот разговор слушали все пассажиры маршрутки, пока мама, эмоционально выражающая свою озабоченность положением дел подруги, не вышла на остановке.

Так уж получилось, что в этот же день я стала свидетелем обсуждения вопроса, связанного с поиском хорошего репетитора для пятиклассника. Вот чудеса, подумает тот, у кого нет детей, и примется вспоминать годы, когда о таком понятии, как репетиторство, мало кто знал. А сейчас принято считать, что только так и можно хорошо учиться.

– Я застала те времена, когда это явление не было таким массовым, – говорит учитель химии и биологии Татьяна Иванова. – К помощи репетиторов если и обращались, то, как правило, только во время подготовки к вступительным экзаменам в университет.

Мой папа заведовал кафедрой в вузе, и возможность платить за педагога была, но ни у кого мысли не возникало воспользоваться их услугами, даже когда я хотела поступать на филфак и иностранный язык был для меня камнем преткновения. В результате выбрала другой факультет и, только когда поступала в аспирантуру, стала в течение года, два раза в неделю, заниматься с репетитором. Благодаря своим педагогам экзамен сдала на пять. Час занятий стоит один рубль, что при аспирантской стипендии в 90 рублей было совсем не обременительно.

Татьяна Иванова в педагогике с 1982 года. Почетный работник народного просвещения РФ, учитель высшей категории, она работала и в сельской, и в городской школах, и со студентами в колледже, и в Тверском институте усовершенствования учителей, где трудилась целых 15 лет. 10 лет преподавала в лицее ТвГУ.

К репетиторству Татьяна Викторовна относится хорошо и пренебрежение, которое иногда приходится слышать в адрес этой системы подготовки, не разделяет. Это отдельная профессия, считает она, которая по ряду параметров отличается от школьного учительства, решающего более масштабные задачи.

Но материалы для ЕГЭ настолько объемны, что учителю приходится испытывать перегрузки, он физически не может уделить внимание каждому ребенку.
Чтобы охватить всю программу, педагог обращается к презентации, которая дает только представление о материале. Этого, конечно, недостаточно – все темы еще надо доработать на уровне знаний, их понимания и применения.

Педагог, сдай экзамен!

– Я решала ЕГЭ по биологии, каждый раз набирала не больше 96 баллов и искала ответ на вопрос: что не так? – говорит Татьяна Иванова. – Потом поняла, что моя логика не совпадает с логикой авторов заданий в части С. Здесь немало вопросов, на которые надо ответить так и только так. На некоторые вопросы возможно несколько вариантов ответов, и каждый из них может быть правильным.

Только проработав несколько вариантов ЕГЭ, педагог начинает понимать, что приоритетно для авторов заданий. Это помогает ему лучше подготовить ребенка к экзаменам. Важно еще иметь в виду, что не все упирается в учебники – знания, которые надо иметь, намного шире и глубже.

Специалист подобен флюсу

Раньше общий уровень образования был выше – это факт общепризнанный, и родители не знали, как оторвать своих детей от книг. Сейчас уже в пятом классе делается упор на отдельные предметы, необходимые для поступления в вуз.

Но ранняя профилизация в школе – это, по мнению педагогов, подножка ребенку. Довольно часты ситуации, когда в старших классах школьник хочет изменить профессиональный выбор. Кроме того, что родителям приходится тратить деньги на репетиторов, подросток уходит из класса или школы, в которой учился несколько лет, бросает привычную атмосферу и друзей, туда, где есть нужный ему профиль.

Известный мне пример: девочка, учась в девятом классе языкового профиля, поняла, что хочет связать свою жизнь с медициной. В 10–11-м классах нет химии и биологии, а в ее школе нет и класса естественного профиля, вместо них курс естествознания. Да, он расширяет кругозор, помогает сдать экзамены по обществознанию, но не дает знаний, необходимых для сдачи ЕГЭ. И она перешла в другое учебное заведение.

Зачем готовить ребенка к школе?

Вызывает много скепсиса подготовка к школе и в первых классах. Да, она нужна, но не всем и не по всем предметам. Без нее вполне обойдутся грамотные родители, у которых есть время для таких занятий. Но если ребенок не ходит в детский сад и дома ему не уделяют внимания, курсы очень желательны.

Здесь малышей готовят к учебному процессу, не всегда комфортному, потому что он требует усидчивости, а дети семи лет не должны так долго сидеть на месте. Чтобы предъявляемые к ним требования не были травмирующими, к ним надо быть готовыми. Тогда, придя в школу, ребенок не растеряется перед огромным количеством всего нового – информации, обстановки, незнакомых людей. На этапе приема в первый класс происходит дифференциация детей, и, чтобы попасть туда, где будут учиться более подготовленные ребята, надо заниматься.

Эти соображения становятся решающими, когда родители выбирают для своих детей группы по подготовке к первому классу. Хочется иметь привилегированное положение при зачислении в самую лучшую школу, в которую, как правило, трудно попасть. К тому моменту, когда начинается прием документов и школьные психологи «экзаменуют» будущих первоклассников, на курсах их натаскивают под конкретные требования будущего вступительного собеседования, которые практикуются во многих учебных заведениях.

Возьми пипетку

Увлечение информационными технологиями часто сводится к занятиям с электронными носителями. Но кроме экрана и клавиатуры в преподавании важны также личное общение и умение работать с наглядными пособиями, необходимыми предметами. На уроке ботаники дети берут пипетку и не знают, что с ней делать, многие даже не догадываются, что для начала надо бы открыть футляр.


ОСОБЕННОСТИ

Не скажу, что репетиторство является единственным выходом, но это очень хорошая форма индивидуального обучения, которая выводит на необходимый уровень осознания информации, приемов ее запоминания. Я сталкивалась с тем, что дети не понимают задания, не знают, например, такого понятия, как структура. Я восхищаюсь современным поколением, хорошо разбирающимся в компьютерах. Но с развитием новых технологий возникла серьезная проблема: детям трудно работать с бумажными носителями. А ведь при чтении текста в книге или на мониторе включаются разные полушария мозга. Да, электронные учебники удобны, но задания ЕГЭ ребята выполняют на листках бумаги. И поэтому при преподавании материала надо обязательно использовать бумажные носители.

ПЛЮСЫ

Подготовка к школе нужна для того, чтобы ребенок научился сидеть на одном месте в течение получаса, что для него противоестественно, выполнять требования, не рассчитывая на похвалу. На курсах дети учатся быть в коллективе, причем результаты совместной деятельности не зависят от одного ребенка – успехи и неуспех каждого не влияют на победу команды.
Если ребенок не умеет читать и писать, он оказывается в некомфортной для него ситуации. Всему этому научат, но, чтобы участвовать в проектной деятельности, в первый класс надо приходить с определенными навыками и знаниями.
Курсы по подготовке к ЕГЭ помогут в том случае, если ребенок может самостоятельно работать с информацией, у него высокая познавательная активность и трудолюбие, не только внешняя, но и внутренняя мотивация.

МИНУСЫ

Ученик теряет уверенность в том, что способен освоить материал самостоятельно. Если он ни разу не добивался успеха без помощников, первый курс в вузе чреват для него огромным стрессом. И поэтому студент или заболеет, или будет искать возможность списать, или купить курсовик. Или опять обратится к помощи репетитора.
Подросток привыкает, что к конечному результату его ведут, а это очень опасно: гасится его способность к творчеству, не развиваются лидерские качества, умение работать в команде, навыки планирования.
Дополнительные занятия лучше проводить только в определенных случаях и только по некоторым предметам. И их надо на время прерывать. И еще один момент: сокращается дистанция между учителем и ребенком, а это не очень хорошо.
Автор: Марина БУРЦЕВА
738

Возврат к списку

Тверской губернатор поделился региональным опытом перехода на "цифру" на совещании в Кремле
Игорь Руденя на заседании Правительства РФ озвучил предложения по обеспечению доступа к цифровому ТВ в многоквартирных домах. 15 ноября на заседании Правительства России Игорь Руденя принял участие в обсуждении вопроса о переходе регионов на цифровой формат телевещания.
15.11.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость