24 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 31.01.2018

Булгаковщина по-тверски: Театр-студия «Премьер» представляет «Собачье сердце»

Фотограф: THEPREMIER.RU

Разруха в головах. Успевает тот, кто никуда не торопится. А водка должна быть в 40 градусов, а не в 30. Воля – бред, мираж для злосчастных демократов. Зина, перестаньте философствовать, вам это не идет…

Крылатые слова, написанные когда-то Михаилом Афанасьевичем, продолжают бить в цель со сцены тверского театра-студии «Премьер».

«А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» Приблизительно так прозвучало дерзкое предложение Андрея Корякова, создателя, руководителя, режиссера-постановщика творческого объединения «Премьер», поставить спектакль по повести Булгакова «Собачье сердце». Дело осложнялось тем, что многие любят и хорошо знают не только культовое произведение, увидевшее свет на русском языке в 1987 году, спустя более 60 лет после создания, но и фильм, вышедший в 1988-м. Режиссер Бортко создает его на сломе эпох – идет перестройка, и все революционно-коммунистическое заведомо карикатурное, а представитель уходящей России профессор Преображенский, наоборот, идеален. Так ли все у самого Булгакова? Премьеровцы серьезно взялись за изучение вопроса.

– Решиться было непросто, – признается Андрей Коряков. – И для нас важно было как можно больше сохранить авторского. У Булгакова пьесы нет. Мы много искали, перечитывали разные варианты. Ничего не устраивало, пока я не услышал радиоспектакль Электротеатра «Станиславский», инсценировка Аркадия Ставицкого. Это было то, что нужно. Но рукописного варианта у нас не было, и мы звучащую пьесу перевели в текстовую, редактировали, очень бережно обращаясь с языком Булгакова (наших слов вообще нет) и его логикой.

Обед закольцовывает весь сюжет. Казалось бы, проходной момент – диалоги за столом. Э-э-э, не скажите. После очередной репетиции трапезной сцены актеры пошли в бар и там, за соседним столиком, слышат слова, которые только что произносили сами: «Еда штука хитрая. Есть надо уметь» и т.д. А это просто посетители в ожидании заказа цитируют для аппетита любимые строки. Чувствуете, какая ответственность – предложить зрителям произведение, настолько въевшееся в сознание и жизнь?

География сцены

И вот гаснет свет. На нас с укоризной смотрит мохнатая морда. Мы видим, как здесь пса пнули, там ошпарили, слышим его мысли: «Эх, угасает собачий дух». И щелк… Из ободранного холодного мира с ходу ныряем в красивую уютную гостиную. Несмотря на то, что внешний мир периодически вваливается сюда в большую парадную дверь (очень большую, какой бы ее увидел пес), здесь как-то удалось, пусть внешне, сохранить атмосферу порядка и благополучия (сапоги, сделайте одолжение, снимите при входе). Круглый стол с кружевной скатертью, рабочий стол под зеленым сукном, обилие картин на стенах (прошу прощения – пустых рам, очень метафоричных. Революционное время стерло старые краски, сюжеты, натюрморты, оставив на память лишь богатую окантовку.). Расторопные Дарья Петровна (Евгения Талеш) и Зина (Анэла Кучевич) подают на стол запотевшие графинчики и стопочки, блюда с закуской, «точно такой, как на Арбате», с пирожными, чайные сервизы. И профессор Преображенский (заслуженный артист России Сергей Коноплёв) со своим другом и ассистентом Борменталем (Алексей Морозов) поедают это не механически, а с полным погружением в процесс, где не должно быть места разговорам о политике и чтению газет.

Вообще в спектакле много временных деталей. Зритель, может, и не заметит, какие купюры передает профессор своему помощнику. А эти бумажки – результат большого исследовательского труда. Новые купюры печатали при нэпе чуть ли не каждый год, и были найдены те, что соответствуют 1925-му. Конечно, используют их копию, но двустороннюю, состаренную. Или газета, которую приносят в дом, – со стилизованными шрифтами. Только вместо заметок, открою секрет, текст Булгакова.

Но вернемся в предлагаемое нам пространство. Перед нами квартира о семи комнатах, расположение которых зрителю абсолютно понятно. География сцены, созданная художником-декоратором Павлом Илюшиным, реалистична. Тем абсурднее здесь выглядят происходящие события: операция – опыт по пересадке гипофиза Клима Чугункина дворовому Шарику, превращение «хорошей собаки в плохого человека» и наоборот. А в промежутке мы видим, как обустроенный мир жильцов этой квартиры трещит по швам. Как ее хозяин, звезда науки мировой величины, не скрывающий снисходительного тона по отношению к новому строю и его представителям, знающий цену себе и своим услугам (в отличие от телевизионного Преображенского, этот деньги любит, умеет считать и с нэпманами не церемонится), растерян, подавлен. Он создал то, от чего так старательно отгораживался. Его эксперимент по омоложению человека повторил в миниатюре эксперимент по омоложению России.

Правда каждого героя

Преображенский Коноплева харизматичен.

– После Евстигнеева мне было страшно браться за этот образ, – признается артист после спектакля «ТЖ». – Но, перечитывая повесть, переписку Булгакова с женой, я почувствовал: фильм был снят для своего времени. Сейчас оно другое – и профессор должен быть другим. Я хотел показать, что мы, люди, внутри разорваны. И Преображенский, посвятивший всю жизнь России, не мысливший себя без нее, чувствует, в конце концов, свою вину. Увлекшись чистой наукой, он не задумывался о последствиях. Вот что важно – ответственность. Эта тема - мост к дню сегодняшнему. Я благодарен, что у меня появилась возможность встретиться с Преображенским и понять его трагедию.

Трагичность характера и судьбы своего героя, его неоднозначность Сергей Коноплев представил убедительно. Пружина, которая закручивается в персонаже, закручивается и в зрителе.

Вообще, каждый герой, каким бы гротескным он ни был, тщательно проработан, поступки оправданы и объяснимы. И, как ни странно, практически каждый в какой-то момент вызывает если не симпатию, то сочувствие. Топорная «женщина, переодетая мужчиной» Вяземская (Елена Лапина) искренне верит в идею, за которую сражалась. Для нее бой продолжается. И скорее всего она скоро падет от руки своих же товарищей, намек на это в спектакле есть. И Швондер (Игорь Яковлев), уплотняя жильцов, сочиняя доносы на контру, поддерживая и продвигая нового товарища Шарикова (ставя его небольшим, но начальником), несет свою правду – равноправия. А влиятельный Петр Александрович (Владислав Иванов), адекватно оценивающий и заслуги профессора, и его неуместность в новой России, вызывает в том числе и уважение.

Проходит колоритная вереница нэпманов, пациентов профессора.

Услужливый швейцар Федор (Алишер Усманов) в отсутствии хозяина залихватски поет песни под гитару зазнобе Дарье Петровне. А эта простая экономка считает себя непосредственно причастной к открытиям профессора («Нас во всей Европе знают»). Тонкая чувствительная Зина старается стать частью революционной стихии, и все из-за Борменталя. Кстати, доктор в спектакле совсем другой, нежели в фильме. Там он – лишь тень профессора. Здесь, восхищаясь гением учителя, Борменталь порой открыто противостоит его отрицанию достижений революции. Его коробит, что для Преображенского украденные в 17-м году калоши затмевают глобальные вещи.

И, конечно, гвоздь программы – Шариков. Его первого выхода ждешь с особым интересом. И он является в белом послеоперационном белье, бинтах. Кто знает Кирилла Чугунова по другим ролям, теряется: он ли это? Актер с ходу попадает в точку – походкой, осанкой, манерой говорить, сочетанием наглости и страха.

Полноправным героем спектакля является музыка. Вечная (Шнитке, Верди, постоянно исполняемая главным героем ария «К берегам священным Нила») и сиюминутная (революционная), сталкиваясь, накладываясь друг на друга, она помогает провалиться во времени. И подчеркивает: эпоха меняется, человек остается. Благородство и подлость, приспособленчество и карьеризм, невежество и деликатность. Что из этого устарело?
Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
1167

Возврат к списку

Губернатор Тверской области вручил награду «За волю к победе» на Кубке России по аквабайку
23 июня в акватории Волги в центре Твери прошли основные выступления участников Кубка России по аквабайку и первенства России по водно-моторному спорту в классах «аквабайк», которые стартовали в Тверской области 21 июня. Верхневолжье принимает чемпионат уже в третий раз. Соревнования посетил губернатор Игорь Руденя.

23.06.201821:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость