15 Августа 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Мир православия 25.06.2018

Судьбы старицких храмов: новые краеведческие изыскания

Фотограф: АРХИВ КЛУБА «КРАЕВЕД»

Большой друг «ТЖ» Александр Шитков, председатель старицкого клуба «Краевед», стал победителем межрегионального конкурса исследовательских работ «Память храня» в номинации «Новомученики и исповедники XX века: осмысление подвига». Предлагаем вашему вниманию выдержки из его конкурсной работы, посвященной 90-летию закрытия Старицкого Успенского монастыря.

Там, где пустеют храмы, пустеют и души

«Партия коммунистов вернет учение Христа»

Накануне революции в России в Старице и Старицком уезде действовало 86 каменных и 14 деревянных православных храмов. В настоящее время сохранилось действующих или в руинированном состоянии – 26, из двух монастырей – один.

Первая революционная волна, докатившаяся до Старицы, казалось, ничего особенного сначала собой не произвела и не нарушила. В это время новая власть вроде бы показывает свою лояльность к православному народу. Так, в местной газете «Вестник Исполнительного Комитета Старицкого Совета Солдатских, Рабочих и Крестьянских Депутатов» было напечатано: «ввиду совпадения в 1918 г. пролетарского праздника 1 Мая с Православной Пасхой, разного рода увеселения: спектакли и кинематографы по случаю страстной недели в этот день отменяются и переносятся на третий день Пасхи». Однако период такого мирного сосуществования – духовной и светской, а точнее – советской, властей продлился недолго.

25 августа 1918 г. арестован и посажен в тюрьму архимандрит Старицкого Свято-Успенского монастыря Павел.

На страницах местной газеты постепенно разворачивается истерия против Православной Церкви, в которой советская власть видела основного идеологического противника. Начались гонения на священнослужителей. Кто-то «не выдерживал» и вступал... в партию большевиков (!), мотивируя свой поступок «изменившейся идеологией нового общества». Так, в статье «Священник-Коммунист» один из них писал: «...Партия коммунистов вернет учение Христа... Я уверен, что коммунисты на фундаменте Иисуса, развалив современную церковь, построят крепкое, светлое, чистое здание, где будут чистые люди, где не будет слез, ибо не будет обиды, где не будет бедных, ибо не будет богатых, где раздастся могучая песнь свободного братского народа».

Через некоторое время президиум Старицкого уездного исполкома заслушал председателя коммунотдела Словоходова. «Пламенный революционер» предлагал ликвидировать Старицкий монастырь и устроить в нем гостиницу, столовую и постоялый двор.
Через полгода заведующий подотделом по делам музеев, охране памятников старины и искусств Панов на коллегии уездного отдела народного образования не просит, а настоятельно требует отдать все церкви обители под музей: «Монастырское здание нам необходимо сейчас же, необходимо сию минуту, и никаких отлагательств быть не может... Прошу принять самые энергичные и решительные меры для выселения богадельни из здания монастыря и предоставления всех помещений для нужд музея…»

Открытый в 1919 г. музей в древней обители расположился во «вполне удобном помещении» - настоятельском корпусе. Закрытые храмы монастыря местные власти использовали под склады, мастерские.

«Работу по изъятию начинать с наиболее богатой церкви»

2 января 1922 г. Президиум ВЦИК принимает постановление «О ликвидации церковного имущества», при обсуждении которого уже делались первые наметки плана продажи церковных ценностей за границу. По подсчетам большевиков, в результате кампании по изъятию церковных ценностей можно «взять в свои руки фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и в несколько миллиардов)...»

18 апреля в Старицу из Губ­исполкома поступила еще одна инструкция-разнарядка. В ней, в частности, мы находим: «К фактическому изъятию приступить с 24-го апреля и закончить таковую в двухнедельный срок. Работу ограничьте городом и монастырями... Работу по фактическому изъятию следует начинать с наиболее богатой церкви».

Однако первый этап кампании по изъятию церковных ценностей растянулся, и стало ясно, что расчет на «бесчисленные богатства церкви» провалился. Теперь вся вина переносилась на духовенство, которое, мол, «сумело перехитрить власти и спрятать золото». И вновь, в который раз за короткое время правления большевиков, основной удар пришелся по монастырям.

19 мая 1923 г. – специальное постановление Старицкого уездного исполкома:
«1. Признать Старицкий монастырь исторической музейной ценностью.
2. Все монастырское имущество передать в ведение УОНО.
3. Предложить Коммунотделу выселить из монастыря всех монахов.
4. По принятию УОНО и КОМО монастырского имущества, богослужение в Успенском монастыре прекратить».

В ответ на это 125 верующих общины при монастыре пишут прошение в местный УИК, в котором «усердно ходатайствуют пред местной Советской властью воздержаться пока от приведения в исполнение этого неожиданного постановления».
В 1923 г. в Успенском монастыре служили восемь иноков: иеромонах Алексий 71 года, два семидесятипятилетних священника, Иван и Михаил, два дьякона – Ферапонт 65 лет и Палладий 78 лет, восьмидесятичетырехлетний пономарь Гавриил, певчий Иван в возрасте 76 лет и звонарь Арефий, которому было 54 года. Куда выгнали престарелых монахов – неизвестно.

«Как черные клобуки вершили контрреволюционные дела»

Но и в 1926 году в обители еще живут монахи. О них мы читаем в отчете заведующей Старицким музеем О.М. Епанечниковой, где она писала: «Музей охраняется сотрудником т. Толченовым, в охране также участвуют проживающие в стенах монастыря монашествующие, установившие ночное дежурство». Тогда Тверской Государственный областной музей не сделал «надлежащих выводов».

Только через два года предпринимается беспрецедентная по масштабам атака на Старицкий Успенский монастырь. Активизация безбожников понятна – наступила горячая пора хлебных заготовок, и во всех центральных, областных и местных газетах появляются различные материалы о том, как кулаки в союзе с попами срывают хлебозаготовки. Это расценивается уже не только как саботаж, но и как контрреволюционные действия.
Областная тверская молодежная газета «Смена» в 63-м номере от 21 августа 1928 г. посвящает целый разворот Старицкому Успенскому монастырю. Большая статья писателя Бориса Полевого состоит из трех кричащих названий «ХЛЕБНЫЕ ЧЕРВИ. Трое комсомольцев помогли вскрыть контрреволюционное дело, которое вершили черные клобуки под сенью древних стен старицкого монастыря. МЫ ТРЕБУЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ МОНАХОВ-СЛУХАЧЕЙ И СПЕКУЛЯНТОВ 107 И 58 СТАТЕЙ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА».
Что стало с монахами Старицкого Успенского монастыря, теперь догадаться не трудно – пока еще суд и несколько лет ссылки. Но уже в 30-е годы вместо ссылок – расстрел.
В истории Старицкого Успенского монастыря почти на 70 лет прервется монашеская жизнь и наступит долгий варварский период разрушения.

Александр ШИТКОВ, преподаватель Старицкого педколледжа, председатель районного клуба «Краевед»

Продолжение следует
Автор: Александр ШИТКОВ
399

Возврат к списку

На мосту через Шошу в Тверской области приступили к обустройству проезжей части
Мост через реку Шоша в Тверской области, который возводится на 126 км – 127 км скоростной автомагистрали М-11 «Москва-Санкт-Петербург», находится в высокой степени готовности. В настоящее время на объекте идут работы по обустройству проезжей части.
14.08.201816:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости из районов
Предложить новость