17 Августа 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Мир православия 20.07.2018

Семейная жизнь как преддверие подвига Михаил Тверского и Анны Кашинской

Подвиг – слово непростое. Владимир Даль определяет его как обозначение доблестного поступка, дела или важного, славного деяния. Но в брачном союзе святых благоверных князя Михаила и княгини Анны оба эти значения слились в одно.

Михаил и Анна: любовь, подчиненная долгу

Два поступка Михаила Ярославича – первое в истории сокрушение ордынской конницы на Бортеневском поле и принятие им мученической кончины ради спасения родной Твери – предварили полувековой подвиг его супруги Анны Дмитриевны, вся жизнь которой стала одним из самых славных деяний, совершенных русской женщиной за всю историю Руси.

О чем говорят иконы

Когда молодые люди вступают в брак, им обычно желают счастья. Но в чем состоит это семейное счастье, каждый обычно понимает по-своему.

Можно не сомневаться, что в далеком 1293 году 22-летнему тверскому князю Михаилу Ярославичу и его 14-летней невесте тоже желали счастья. И те пожелания, безусловно, сбылись. Ровно четверть века они прожили буквально душа в душу.

Почему мы уверены в этом? Да уже потому, что в нашем общем народном сознании два этих образа – Михаила и Анны – давно уже присутствуют в неразрывном единстве. Об этом свидетельствуют и многочисленные парные иконы княжеской четы, имеющиеся едва ли не в каждом храме Тверской епархии.

Единственный пример подобного же рода «супружеских» икон – совместные изображения Петра и Февронии Муромских. Но трогательная история преодолевшей сословные преграды любви муромского князя и крестьянской девушки и их обоюдной верности этой любви при всей своей лирической значимости не выходит за рамки личных отношений. На иконах Петр и Феврония, как правило, обращены друг к другу, они поглощены своей любовью, которой подчиняется все остальное.

Иной пример дает союз равных по положению Анны и Михаила. Их брак заключался исходя из государственных интересов, которым изначально подчинялись личные чувства. Княжеская любовь вырастала из чувства долга и была призвана служить этому долгу.

Таковы они и на иконах. Михаил и Анна могут стоять вполоборота друг к другу, но лица их обращены к Богу или на зрителя. Тверской князь, как правило, либо крестообразно сложил руки, либо держит в руках крест, как символ жертвенного подвига, подражающего крестному подвигу самого Иисуса Христа. Анна Кашинская обычно предстает в монашеском одеянии и в молитвенной позе. На заднем плане как парных, так и раздельных икон часто изображаются храмы и другие городские строения, напоминающие о небесном заступничестве святых князей за Тверь и Кашин.
Их личные отношения как бы вынесены за рамки изображения. Вся их жизнь и сама любовь – служение людям, Отечеству и Богу.

Тверские князья и царственные страстотерпцы

Жертвенная любовь Михаила и Анны, как и сам их союз, наиболее близка отношениям царственных страстотерпцев императора Николая и императрицы Александры, 100-летие мученической кончины которых мы отмечаем в эти дни.

Символично и то, что царская жертва была принесена в год, когда отмечалось 600-летие мученической кончины Михаила Тверского.

Известно, что в царской семье весьма почитали тверскую княжескую пару. Великий князь Михаил Александрович, также принявший мученическую кончину, чтил Михаила Тверского как своего небесного покровителя. Как известно, по его инициативе в Тифлисе был построен один из первых храмов, посвященных Михаилу. Хорошо известно и особое отношение его старшего брата императора Николая к Анне Кашинской, повторное прославление которой стало возможным благодаря прямо выраженной монаршей воле. Общенародное празднование этого события служило сплочению православного народа в пору начавшегося революционного брожения.

Михаил и Анна

Это стихотворение, опубликованное в недавно вышедшем альманахе «Михаил Тверской. Путь домой», петербургская поэтесса Марина Кротова посвятила Георгию Пономареву, председателю Общества Михаила Тверского. Оно, как нам кажется, лучше всего передает чувства, вызываемые у современников княжеской четой.

Опять над Русью ворон мрачный кружит,
Опять беда копьем звенит везде…
Княгиня ждет, печалится о муже,
И плач княгини слышится в Орде:
«Мой князь, родной, прекрасный и желанный,
Моя рука твое тепло хранит,
Моя слеза твои омоет раны,
И снимет жар, и жажду утолит…
Пусть говорят, что путь твой безрассуден,
Пусть говорят, что льешь напрасно кровь,
Но этот путь – лишь Господу подсуден,
И с Ним пребудет Вера и Любовь».
Их двое на кресте, а значит – вдвое
Умножатся и счастье, и печаль…
Вдвоем воскреснут светлою весною
И улетят в неведомую даль.
Сквозь трепетные волжские туманы
Пред нами предстает святая рать:
Над древней Тверью – Михаил и Анна,
И с нами Бог и Божья благодать.
Автор: Сергей ГЛУШКОВ
377

Возврат к списку

В Тверском Императорском дворце проходит выставка "От Екатерины Великой к Екатерине Павловне" ВИДЕО
Особенность этой выставки в том, что на нее привезены экспонаты из коллекции музея Царского Села и частных коллекций. Впервые посетители выставки смогут увидеть личные вещи членов императорской семьи, в том числе уникальную редкость - платье, которое носила молодая Екатерина Великая.
17.08.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости из районов
Предложить новость