17 Ноября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 01.11.2018

Режиссер Борис Гуревич ставит «Дачную лихорадку»

Премьера в Тверском театре драмы назначена на 8 ноября. На фасаде здания уже висят афиши нового спектакля, на страницах театра в социальных сетях постоянно идут анонсы «Дачной лихорадки», которая, как обещают, должна добавить огня в унылое осеннее однообразие.

Отец наш, Гольдони


В отличие от таких известнейших пьес венецианца Карло Гольдони, как «Трактирщица», «Слуга двух господ» или «Кьоджинские перепалки», «Дачная лихорадка» не самое репертуарное название в российских театрах. Тем она и интересна, уверен режиссер из Санкт-Петербурга Борис Гуревич. Репетиции премьеры идут одна за другой, но это не помешало корреспонденту «ТЖ» встретиться с постановщиком и поговорить с ним о Гольдони и не только. Однако как ни старался ваш покорный слуга выведать, какой же будет новый спектакль, Борис Гуревич не открыл ни одной тайны.

– Борис Робертович, ваша творческая биография – это постоянные переезды из города в город, работа в разных театрах. Это сознательная позиция или так получилось?

– Скорее всего, так получилось. Езжу всю жизнь, поэтому могу сказать про себя: я фрилансер! Есть режиссеры скитальцы, а есть сидельцы. Я – скиталец. Ничего специально не делал, все получилось само собой. К тому же я очень люблю путешествовать. Помните, у Пушкина: «Им овладело беспокойство, охота к перемене мест»? Это как раз про меня. Кроме того, каждая поездка добавляет в кровь адреналина.

– Как вас встретила Тверь?

– Замечательно! «Начало было так далеко, // Так робок первый интерес», – писал Борис Пастернак… Все начиналось прекрасно и продолжается до сих пор. У вас дивный город, который я, к сожалению, не вижу совершенно из-за работы, милый театр, труппа приятная, люди хорошие, пьеса – замечательная! Автор – любимый!

– Гольдони вы ставили уже не раз…

– Очень люблю драматурга – отец наш, Гольдони! Эта любовь возникла еще в молодости, «Дачная лихорадка» – уже четвертое обращение к творчеству великого комедиографа. Он замечательный, удивительно тонкий, обаятельный, тонкость в его пьесах сочетается с пронзительностью, в них есть своя философия, они обладают интересной поэтикой, которую можно почувствовать, даже если читать Гольдони в переводе, а не в оригинале. Мне везло: все, что я ставил, переведено хорошо. А еще в его текстах есть своя мелодика, свое неповторимое звучание, что корреспондирует с Александром Николаевичем Островским. Он, кстати, переводил Гольдони на русский язык, например, пьесу «Кофейная», в которой прекрасно передал характерный язык Гольдони и комедийный ритм его диалога. Островского я тоже неоднократно ставил, раз восемь, пожалуй.

– «Дачную лихорадку» вы предложили театру?

– Это исключительно мой выбор. Я давно хотел поставить эту не очень известную пьесу, ведь вам назовут ту же «Слугу двух господ», но не «Дачную лихорадку». Она входит в трилогию, но вторая и третья части на русский язык не переведены, поэтому возникает интрига: что с героями будет дальше… Но об этом рассказал сам Гольдони в своих мемуарах, об этом писали, в том числе Джорджо Стрелер. Но «Дачная лихорадка» самодостаточна, в ней, как в некой модели, заложена тема, и даже если возникают какие-то сюжетные линии, то мы знаем, как дальше случится.

– Пьеса была написана в 1761 году.

– Но, я думаю, с тех пор мало что изменилось – все те же люди и страсти, человеческие типы, очень похожие, те же самые.

– Да и сюжет знакомый…

– Сюжет очень простой: люди собираются ехать на дачу. Всё! Именно будущая поездка становится поводом для очень бурного выяснения отношений – с кем ехать, когда ехать, в чем ехать? Ответы на эти вопросы оказываются жизненно важными. А это и есть жизнь.

– Джорджо Стрелер называл «Дачную лихорадку» «пьесой душевных состояний». Определение для вас актуально?

– Абсолютно! Вспомню слова Алексея Дживелегова, который переводил пьесу и говорил про нее: это ломоть жизни. Еще ее называют коллективной комедией, поскольку в ней нет центрального героя – там важны все.

– Как вы ее ставите?

– Если я сейчас вам все расскажу, то вы не придете на премьеру, а если придете, вам будет неинтересно. Поэтому не расскажу, даже не надей­тесь! Однако думаю, что наши придумки и затеи не выпадают из гольдониевского контекста.

– То есть это будет настоящий Гольдони?

– Но прочтенный нами.

– Спектакль не привязан к определенному времени. Значит, для вас важна современность?

– Это означает, что Гольдони – автор на все времена. Можно было бы погрузиться в эпоху, быт, пошить исторические костюмы… Но мы читаем и ставим эту историю сейчас. Главное, чтобы в спектакле присутствовало ощущение Гольдони, а какие костюмы носят герои, не так существенно.

– Текст написан давно, переведен полвека назад. Будут ли купюры, изменения?

– Многочисленные, тут я не стану лукавить. Обычно в программках в таких случаях я прошу написать: «Редакция театра». Пьеса сокращена, в ней появились персонажи, которых нет в оригинальном тексте, кто-то из героев изменен так, что вы даже не догадаетесь, какие там большие изменения случились. Но, несмотря на все это, я надеюсь, сохранился дух Гольдони. Даже не буква, а именно дух.

– Как идут репетиции?

– Репетиции начались еще в мае, тогда мы стали что-то придумывать, работали с текстом, сценографией, музыкой, хореографией. Потом по объективным причинам процесс прервался, но осенью, встретившись вновь, мы вступили в период сборки спектакля.

– Кто с вами ставит спектакль?

– Не устаю говорить слова благодарности директору театра Светлане Вержбицкой. Не все и не везде понимают, что уровень спектакля определяется уровнем команды, которая над ним работает. В Твери это понимают. Со мной моя компания, мы вместе уже много лет. С любимыми художником Марией Брянцевой и балетмейстером Ириной Шароновой мы впервые встретились в 2007 году на пьесе Карло Гольдони. Музыкальный оформитель Владимир Быковский, его хорошо знают в Петербурге, Москве и Твери – в вашем ТЮЗе идут два спектакля, в постановке которых он участвовал, – «Король Лир» и «Мертвые души». Художник по свету – мы знакомы еще с Белоруссии – Сергей Давыденко. Вот такая команда собралась. Благодаря Твери мы вновь встретились.

– Макет спектакля, судя по всему, будет интересный. По крайней мере, фотографии, которые можно увидеть на сайте театра, говорят именно об этом.

– Да… Но рассказывать – не упрашивайте – не буду. Придете и все увидите. Мы придумали много перемен – в театре замечательный монтировочный цех, коллектив которого стал полноправным участником действа, потому что весь спектакль построен на переходах и перестановках. Смена состояний – смена декораций…

– Многое из того, что Гольдони показал в своих комедиях, он наблюдал в Бренте. В своих мемуарах драматург писал: «Я посетил несколько тех вилл на берегах Бренты, где царят роскошь и великолепие. Наши предки ездили туда собирать доходы; сейчас туда ездят растрачивать их. На даче идет крупная карточная игра, держат открытый стол, дают спектакли…»

– Известное дело: Гольдони писал о том, что знает. Многие из его пьес просто написаны на автобиографическом материале, например, «Кьоджинские перепалки», народная комедия. И об этой стихии Гольдони тоже знал не понаслышке. Про «Дачную лихорадку» драматург писал в своих мемуарах, но мне кажется, он немного лукавил и не говорил всей правды. В Италии есть памятник Гольдони. Он стоит на низком постаменте. На нем – кумушки с корзинками и рядом с ними писатель, который как будто бы их слушает.

От первого лица

Я театральный режиссер, свободный художник.
Больше 30 лет тому назад окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Живу в Санкт-Петербурге. Но все время езжу по стране, ставлю спектакли в разных театрах. Объездил много: от Бреста до Камчатки и Сахалина. Работал в Петрозаводске, Казани, Ташкенте, Новосибирске, Омске, Челябинске, Тюмени, Костроме, Ярославле, Белгороде и еще очень много где. Естественно, в Петербурге тоже. Перефразируя Пржевальского, могу сказать: а еще я люблю свою профессию за то, «что в ней можно путешествовать».

Борис Гуревич
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
563

Возврат к списку

В Твери прошла Ассамблея "Русского мира"  ВИДЕО
К началу работы Ассамблеи было приурочено открытие памятника выдающему русскому военачальнику И.Гурко.
17.11.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость