17 Сентября 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Туризм 20.09.2018

Поезда в прошлое отправляются от станции Тверь

У истории железных дорог нашей страны много памятных дат: в прошлом году исполнилось 180 лет с того дня, как в России по рельсам прошел первый поезд, 168 лет назад была построена станция Тверь, 95 лет назад Николаевская железная дорога стала называться Октябрьской.

Гербы, орлы и топоры железной дороги


Эти и многие другие события, за каждым из которых стоит огромный труд тысяч наших сограждан, так или иначе представлены экспонатами в Музее тверских железнодорожников. В 2012 году он открылся на базе Музея калининских железнодорожников и Музея истории локомотивного депо Калинин.


В царских покоях



Но начался пресс-тур, который компания РЖД устроила для тверских журналистов, с посещения великолепных императорских комнат, расположенных в северной части здания железнодорожного вокзала. Практически утерянные, несколько лет назад они были полностью восстановлены в первоначальном виде по рисункам и чертежам. И теперь всех посетителей восхищает вид облицованных мрамором каминов, украшенного мозаикой дубового паркета, восхитительных, специально
привезенных из Англии шелковых обоев.

К сожалению, не удалось возродить окруженный витой решеткой большой императорский сад, который был продолжением вокзала. Он находился там, где сейчас стоит памятник Михаилу Калинину.

Хранитель фондов Музея тверских железнодорожников Олег Лебедев, проводивший для журналистов экскурсию, рассказал, что такие комнаты имелись во всех девяти вокзалах первого класса, включая столичные, для их строительства приглашали самых лучших специалистов. Поезда шли с очень большой по тем временам скоростью – около 60 км в час. И за счет длины здания вокзала (115 метров – первого класса, 74 – второго) и закругления углов ощущение скорости мимо проносящегося поезда визуально усиливалось.

Строения были типовыми, но каждый вокзал первого класса имел свою изюминку, в Твери это – стилизованные барельефы козлов, висевшие на колоннах.
Императорские покои в нашем городе строились под надзором главного управляющего железных дорог Клейнмихеля, известного нам по стихотворению Некрасова «Железная дорога»: «Папаша! кто строил эту дорогу?» – «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!». Не будучи художником, он старался лично прорисовывать некоторые архитектурные элементы интерьера.

Наряду с его портретом здесь есть интересные предметы, рассказывающие о том, как в середине прошлого века ездили по железной дороге. Например, колокольчик, с помощью которого сообщали о прибытии поезда или о том, что он вот-вот уйдет. Для этого служитель приходил в буфет, самое шумное помещение на вокзале, за 10 минут до отправления.

К слову говоря, первые поезда не имели ни туалетов, ни полок для багажа. Каждый вагон освещали всего четыре небольших керосиновых фонаря, их тоже можно увидеть в витрине музея, как и станционный колокол, и расписание отправления поездов от 29 июня 1950 года. В этот период ходили только два поезда в день.

В круглой комнате в проемах окон висят большие портреты Николая I и Николая II: первого – потому что он подписал указ о строительстве железных дорог, а второго – потому что он чаще других императоров путешествовал и бывал на нашем вокзале. Причина проста: каждое лето он ездил со своим больным сыном в Крым. Поезд останавливался, император уходил отдыхать в комнаты, а поезд в это время заправляли водой и дровами.

Сильное впечатление производит фотография Николая II, где он смотрит из окна железнодорожного вагона. Снимок сделан в Пскове в 1917 году, сразу после того, как император отрекся от престола.

Быстро лечу я по рельсам чугунным



Музей тверских железнодорожников, являющийся структурным подразделением музея ОЖД, находится на улице Железнодорожников в здании бывшей прачечной. Чтобы сюда попасть, надо спуститься с платформы у памятника Калинину и перейти пути.

– Я здесь всех принимаю, в том числе группы, – говорит хранитель фондов Олег Лебедев, – надо только заранее сказать, чтобы я мог встретить и перевести через рельсы. И кстати, у нас все экспонаты разрешается трогать.

Экскурсии в этот музей, безусловно, надо ввести в учебный план всех школ – так познавательно рассказывает обо всех этих чудесных предметах их хранитель. Вот, например, гербы, которые когда-то висели на пассажирских вагонах: привычные барельефы орлов, и здесь же – якорь и топор. Оказывается, изначально это был герб ведомства, отвечающего за гужевой и водный транспорт. С якорем понятно, а что здесь делает топор? Прорубает просеку, очищает путь от леса. Как сказал Наполеон Бонапарт, в России нет дорог – одни направления.

А еще туристам и школьникам будет интересно узнать о том, что первое в Российской империи Управление водяными и сухопутными сообщениями появилось именно в Твери. В 1809 году Александр I поручил принцу Георгу Ольденбургскому, мужу своей сестры Екатерины Павловны, возглавить эту чрезвычайно важную организацию.

Что касается железных дорог, то их история начинается с приезда в 1835 году инженера Франца Антуана Герстнера, до этого построившего между Австрией и Чехией двухкилометровую железную дорогу, правда, на конной тяге. Идее соединить Санкт-Петербург и Москву противился Совет министров, выдвигавший огромное количество возражений: например, что от шума поезда куры перестанут нестись и коровы доиться, а от дыма все птицы в округе вымрут.

Поэтому первая дорога связала Санкт-Петербург и Павловск, где находилась охотничья резиденция императора. С того времени вошли в наш язык слова «воксхолл» и «воксал», обозначающие место для публичных увеселений.

Споры вокруг строительства железной дороги между столицами продолжались до тех пор, пока Николай I единолично, без согласования с Советом министров, не подписал 1 февраля 1842 года указ о сооружении магистрали. Дорога протяженностью 651 км строилась очень тяжело – на работу пригнали 72 тыс. крепостных крестьян. «Прямо дороженька: насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то все косточки русские...» – без Некрасова опять не обойтись.

На тверском участке работал Николай Миклухо, отец знаменитого этнографа и путешественника Миклухо-Маклая. В музее на витрине – подписанный им рапорт: «С Божьей помощью пассажирское движение между Вышним Волочком и Тверью открыто благополучно. Перевезено 35 пассажиров».

В 1851 году дорога была запущена полностью, и 19 августа Николай I отправился в Москву. В пути он пробыл 21 час 40 минут – не так уж и много, если учитывать, что он останавливался перед каждым крупным мостом, чтобы полюбоваться на поезд. Все выходили, спускались к реке и смотрели на мост, колеса, дым.
В музее можно увидеть рельсы, голландские и немецкие, – большую часть металла покупали в Европе за золото, долгое время в России рельсы не выпускали. До начала XX века все закупалось за границей, нашими были только насыпи да шпалы.

Каждый экспонат можно долго рассматривать – пряжку от ремня со словами «НЖД» (в 1855 году Санкт-Петербургскую железную дорогу переименовали в Николаевскую), станционный колокол, форменные костюмы служащих, тормозной башмак, рельсовый стык, стальные рельсы, костыльный молоток, ключ обходчика путей, сигнальные флаги… И, вспоминая любимые строки, шептать: «Все хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю. Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою».


Автор: Марина БУРЦЕВА
1905
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость