25 Марта 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Мир православия 26.10.2018

Почему Русская Церковь разошлась с Константинопольской

На Божественной литургии в минувшее воскресенье прихожане тверских храмов услышали из уст священников о том, что следует из решения Священного Синода, принятого 15 октября в Минске.

Какие плоды приносят семена раздора

Днем раньше пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков пояснил, что для верующих нашей Церкви это решение означает, «что отныне и впредь до изменения позиции Константинополя и, соответственно, пересмотра своей позиции Русской Церковью они не смогут участвовать в богослужениях, причащаться, молиться в храмах Константинопольского патриархата, принимать участие в других таинствах».

Почему в Турции Вселенская Церковь?



Столь серьезные меры в отношении поместной церкви, глава которой продолжает носить титул Вселенского, имеют, несомненно, столь же серьезные основания.
Стоит пояснить, что титул этот вовсе не означает верховенства Константинопольской церкви над другими поместными церквами. Он всего лишь дань памяти тем временам, когда Константинополь-Царьград был столицей могущественной Византийской империи и центром мирового Православия. Мы не забыли, что именно оттуда свет истинной веры достиг более тысячи лет назад и нашего Отечества.

 Но знаем мы и то, что та империя пала в далеком 1453 году, Константинополь стал Стамбулом, патриархов в Оттоманской Турции назначал султан-мусульманин, а нынче верующих православных христиан в этой стране не больше, чем в Японии или Китае, и наверняка намного меньше, чем в одной нашей Тверской епархии.

 Каковы же причины того, что эта крохотная церковь заявила о своем праве на каноническую территорию Русской Православной Церкви и на «прощение» преданных анафеме раскольников, посеявших семена раздора, могущие принести и уже приносящие кровавые плоды?

 Ответ, к сожалению, и прост, и сложен. Прост потому, что, следуя известному правилу «ищи, кому выгодно», легко приходим к выводу о политической заинтересованности в углублении и обострении церковного раскола тех внешних политических сил, которые жаждут втянуть Россию и Украину в затяжной конфликт. Хорошо известно, что конфликты на религиозной почве труднее всего поддаются разрешению. Если бы нынешние правители Украины были самостоятельны в своих решениях, они поняли бы, что именно преодоление, а не углубление церковного раздора отвечает коренным интересам их страны.
Крайние радикалы неонацистского толка уже почувствовали, что приходит их время, и готовят целый ряд силовых действий, которые неизбежно спровоцируют кровавые столкновения. Украина уже стоит на грани гражданской войны, и не понять опасности сложившейся ситуации, кажется, просто невозможно.

 И тут-то и проявляется сложность ответа на поставленный вопрос: каким образом церковь, именующая себе «вселенской», может стать реальным центром Всемирного Православия, если она своими действиями явно разрушает единство православного мира? Два года назад мы уже наблюдали весьма странную логику организации Всеправославного собора, приведшую к тому, что четыре поместные церкви, представляющие явное большинство православных в мире, были поставлены в условия, при которых они не смогли принять в нем участие. «Заслуга» в очевидном провале собора Константинопольского патриарха Варфоломея, взявшего на себя его организацию, несомненна.

Только факты



Высшее образование будущий патриарх получал в Папском Григорианском университете, основанном в 1551 году главой ордена иезуитов Игнатием Лойолой, затем в Экуменическом институте Боссэ в Швейцарии и, наконец, в Мюнхенском университете. В своей докторской диссертации Варфоломей объявил устаревшими и требующими замены те самые священные каноны Святой Православной Церкви, которые теперь он со спокойной душой и нарушает. Став в 1991 году патриархом, последовательно продолжал начатую Константинопольской церковью еще в 20-е годы политику вторжения на каноническую территорию РПЦ: сначала в Эстонии, затем в Сурожской епархии на Британских островах, затем на Украине. Правда, в 2010 году во время визита в Москву призвал верующих Украины, сомневающихся, вернуться ли им в Московский патриархат, «присоединиться к канонической церкви». Но в апреле этого года вновь заявил о необходимости «дарования автокефалии православным христианам Украины», имея в виду раскольников.

 11 октября Синод Константинопольской Церкви принял решение снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине — Филарета из «Киевского патриархата» и Макария из Украинской автокефальной церкви, а также объявил о желании вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского патриархата.

 15 октября на заседании Священного Синода РПЦ в Минске принято решение о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом.
21 октября, как сообщил портал «Православие и мир», так называемый «Киевский патриархат» включил в полный титул своего главы Филарета Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, которые находятся в ведении Украинской Православной Церкви.
652
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость