21 Октября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Фоторепортаж 02.02.2018

Очарованный замок: Вас приглашают в Тверской Императорский дворец

Фотограф: ТОКГ

(Продолжение. Начало в № 126 за 30 декабря 2017 года.)

Как Тверской Императорский дворец воспринимали в XIX веке? Иван Дмитриев относил его к числу зданий лучшей архитектуры города. Для писателя, как и для многих его современников, «изящный дворец» ассоциировался с историческими событиями государственного масштаба: «Здесь бессмертный Карамзин в 1810 году читал Александру Благословенному и ее высочеству первые главы своей «Истории Российского государства».

«Ее высочество» – это любимая сестра императора Александра великая княгиня Екатерина Павловна, любившая науки и покровительствовавшая русской литературе. После перестройки дворца, осуществленной Карлом Росси, Екатерина Павловна поселилась в нем вместе с мужем генерал-губернатором тверским, новгородским и ярославским, главноуправляющим ведомством путей сообщения принцем Георгом Ольденбургским. Именно при великой княгине дворец превратился в центр светской жизни не только Твери, но и всей страны и в модный литературный салон, где собиралось высшее общество губернии и куда приезжали выдающиеся люди из Москвы и Петербурга. Художник и библиофил Илья Тюменев писал в 1890-х годах, что дворец «интересен для нас некоторыми соединенными с ним воспоминаниями». Для современников они, эти воспоминания, были еще живы, нам же еще предстоит заново «присвоить себе» все события, связанные с творением архитектора Петра Никитина.

Живой отклик

Реставраторы вернули памятнику его исторический облик, и теперь пришло время восстановить саму историю. Тем более что XX век, как отмечает директор Тверской картинной галереи Татьяна Куюкина, был очень жесток к главному архитектурному символу города. Это сказалось и в разграблении дворца после 1917 года, и в разрушениях в период фашистской оккупации Калинина, и в утверждении – в угоду господствовавшей идеологии – исторически ложного эпитета «путевой». Он искажал истинную функцию ансамбля, «уводил в тень» настоящих владельцев и создателей и практически исключал из его бытования императорский период и его персонажей.

Первыми, кому стала доступна живая история дворца, были школьники. По проекту «Нас пригласили во дворец», инициированному губернатором Игорем Руденей, более 27 тыс. детей бесплатно смогли посетить экспозицию картинной галереи, услышать факты из прошлого памятника архитектуры, рассказы о государственных и общественных деятелях России XVIII–XX веков, которые жили или гостили здесь. Такие посещения (в этом году они продолжаются) находят живой отклик у ребят, они говорят, что экскурсия во дворец становится для них путешествием во времени.

– Экскурсоводам очень приятно видеть здесь заинтересованных детей, – говорит заведующая музейно-просветительским отделом картинной галереи Татьяна Платонова. – Они хорошо воспринимают рассказы о прошлом, задают вопросы, мы с ними разговариваем на одном языке. Причем хорошим уровнем знаний могут похвастаться и школьники из районов области, приезжающие к нам.

Взрослые, кстати сказать, тоже не скрывают восторгов после визита во дворец, который называют мини-Эрмитажем. «Картины, посуда, статуэтки, предметы интерьера – все замечательно размещено в новых неповторяющихся залах дворца. А выставка старинных икон под сводами церкви завораживает». «Очень советую посмотреть на этот замечательный образец российского зодчества и прикоснуться к страницам нашей российской истории – XVIII–XIX веков (Екатерины Великой и Александра II). Очень аккуратно наши современники сохраняют ее частицы. Очень понравился экскурсовод Владимир Орехов – легко, ярко и доступно (очень правильным богатым русским языком) сумел рассказать о событиях, свидетелем которых стал дворец». «Дворец прекрасно отреставрирован. Экспозиция здесь очень разнообразна – от древних икон до картин конца XX века, изображающих советский быт».

Честь и место

Мы стали свидетелями, как в конце января во дворце побывала делегация из города-побратима Твери Безансона. Французы очень удивились, обнаружив в экспозиции произведения Севрской королевской фарфоровой мануфактуры и фабрики Кузнецова. Тут уж действительно есть чему удивляться! Потому как не каждый день можно увидеть, например, уникальную башню-светильник из серого фаянса, изготовленную кузнецовскими мастерами. Башни приковывали внимание посетителей Всемирной выставки в Париже в 1889 году и выставки в Чикаго в 1893-м. Один из светильников в конце столетия находился в фабричном Ассортиментном кабинете образцов, где и получил свое второе название – «Сион». Исполнен он в историческом стиле, который широко использовал элементы древнерусского искусства, национального декора в композиции и росписи. Сложная символика говорит о том, что авторы этого шедевра вдохновлялись народным искусством. Именно поэтому по тулову «идут» традиционные при встрече уважаемых гостей фразы: «Добро пожаловать. Честь и место» и «На хлебе и на соли да на добром слове челом бьем».

Таких открытий на самом деле можно сделать во дворце превеликое множество.

– Еще год назад, – ученый секретарь галереи Мария Шувалова показывает на «Портрет девочки» кисти Василия Сурикова в постоянной экспозиции, – это полотно стояло на мольберте в реставрационной мастерской. Наши волшебницы-реставраторы удалили пожелтевший лак, и теперь зрителю открылся тончайший колорит картины.

Портрет вместе с четырьмя другими суриковскими полотнами совсем недавно стал героем новой музейно-просветительской программы. Настоящим научным и эмоциональным открытием явилось возвращение имени героя мужского портрета, считавшегося этюдом к картине «Емельян Пугачев». Кандидат исторических наук, руководитель департамента культуры города Москвы Александр Кибовский установил, что на живописном полотне Суриков запечатлел Иннокентия Белоусова, есаула Красноярской казачьей сотни.

Из Падуи в Тверь

Из таких историй как раз и складывается большая история и самого дворца, и его художественной коллекции. Поднимаясь по парадной лестнице, трудно не заметить копии ведут Баттальоли и Цуньо, оригиналы которых – в отделе западноевропейского искусства. Биография полотен настолько увлекательна, что заслуживает отдельного рассказа. «Странствовать» они начали почти сразу же после своего создания – во второй половине XVIII века. Сначала полотна обнаружились в Падуе, потом попали в Венецию к богатому архитектору Кавосу, дом которого был завален произведениями искусства. Среди них были и наши ведуты. После смерти коллекционера их перевезли в Петербург, а через некоторое время, в 1870 году, картины купили для Тверского дворца. Полотен на самом деле было три, располагались они на стенах верхней площадки парадной лестницы. Однако вскоре одно из них перевесили в столовую – над мраморным камином. К моменту образования Калининской картинной галереи в 1937-м ведут осталось только две, третья бесследно исчезла.

…Жизнь дворца всегда так или иначе была связана с искусством, что не одно столетие делало это место особенно привлекательным для всех и каждого.

– В те времена, когда создание художественных собраний было преимущественно делом приватным, можно сказать, что первой тверской коллекцией такого рода стало исполненное художественными средствами убранство дворца, декорированного стилистически едиными архитектурными приемами и художественными предметами, – считает Татьяна Куюкина. – Главной целью его создателей было украшение жизни венценосной хозяйки во время «внезапного Высочайшего присутствия» в Твери. Предметы искусства сложились в единый комплекс «естественным», функциональным образом.

Насколько хорош собою был в прежние времена дворец, его мебель, росписи, картины, панно, десюдепорты, светильники, скульптуры и прочие детали интерьера, мог судить любой тверитянин в дни, открытые для посещения. Публичных музеев в стране было мало, художественных же не было совсем. Поэтому роль общественных ориентиров вкуса, красоты и хорошего тона играли, как правило, собственные апартаменты богатых людей, ставшие своего рода «частными музеями» изящных искусств.

Таким образом, спустя столетие наш дворец и расположенная в нем картинная галерея вновь играют роль ориентира в мире искусства.

(Продолжение следует)

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
1888

Возврат к списку

Тверской Дворец культуры "Пролетарка"  провел встречу молодежи "Поколения "Некст" ВИДЕО
Во второй раз в ДК «Пролетарка» прошла акция «Поколение NEXT – перезагрузка». Гостями акции стали люди, которые благодаря Интернету изменили свою жизнь.
21.10.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость