19 Июня 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
История 29.11.2018

Наша духовность - это наша сила

Что значит это утверждение, наши земляки по-настоящему, похоже, стали понимать только в самое последнее время, когда власти региона, общественные организации и пресса сосредоточили максимум внимания на двух датах – 650-летии преставления благоверной княгини Анна Кашинской и 700-летии мученического подвига ее супруга князя Михаила Ярославича Тверского.

Мы – тверские!


Столь широкая кампания, все более выходящая за чисто региональные рамки, проводится у нас впервые. В ней много непривычного, так что приходится порой слышать даже от весьма образованных людей раздраженные реплики – дескать, ни о чем и ни о ком другом столько не говорится, как будто и проблем других нет.

Тверь и Михаил


Проблемы, конечно, есть, и их немало. Самый сгусток их так или иначе связан с человеческим фактором: с непростой демографической ситуацией, с оттоком квалифицированных кадров в слишком близкие к нам столицы, с нехваткой рабочих мест в глубинке и так далее. Утверждать, что с их решением помогут справиться юбилейные мероприятия, вряд ли разумно. Но если вдуматься, не так уж далеки наши святые князья от этих человеческих проблем.

Все они корнями уходят в советские времена, когда ни о каком местном патриотизме и речи быть не могло. «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз», – пелось в популярной еще лет 30 назад песне.

И столица области имела тогда обезличенное название, так что тверитян спрашивали порой: «А вы из какого Калинина?» Уж очень много мест было названо в честь «всесоюзного старосты». И когда мы, словно очнувшись от дурного сна, захотели вернуть себе единственное и неповторимое имя – Тверь, тверская земля – встал вопрос: а что за ним, за этим именем и для чего оно нам?

Тогда и стали вспоминать о Михаиле и Анне – удивительной супружеской паре, имена которых в русском историческом сознании теснейшим образом связывались с древней Тверью – могучей, независимой, гордой, в самую горькую пору ордынского ига выносившей идею единства Руси и сопротивления супостату. Князь Михаил явил образец мудрого правителя, оказавшегося способным уступить высшую власть сопернику ради преодоления междоусобиц. Когда же тот, нарушив все договоренности, вторгся на земли Тверского княжества, сумел разбить его, не убоявшись поддержавшей его врага ордынской конницы. Особое же, можно сказать, всечеловеческое значение обрел его мученический подвиг, когда оболганный соперником князь был призван в Орду на расправу, где и принял мученическую смерть «за други своя», за тверитян, за Русь.

Все эти хорошо известные историкам факты по разным причинам оставались за рамками общественного сознания. О них не писали в школьных учебниках, не брали их в основу кино-сценариев. И только когда писатель Дмитрий Балашов написал роман «Великий стол», а тверской (тогда еще калининский) артист Георгий Пономарев создал на его основе моноспектакль «Михаил Тверской», что-то стало просыпаться в сознании потомков тех тверитян, за которых и отдал свою жизнь великий князь.

С чего начинается Родина


В середине 1990-х годов в кругу тверских политологов и журналистов активно обсуждалась тема регионального сознания и регионального интереса. Тогда, при не умолкшем еще эхе от развала великой державы, кое-кто усматривал в ней едва ли не угрозу сепаратизма. На самом же деле сторонники развития тверского патриотизма исходили из той простой мысли, что живое чувство любви к родине начинается не с общих фраз и заклинаний, а с привязанности к тому месту, на котором ты живешь. И эта любовь немыслима без знания истории родного края, без гордости за тот вклад, что внесли в историю и культуру всей страны наиболее выдающиеся земляки. А самой малой родине эта любовь необходима, чтобы не разбегались от нее люди, чтобы не пустела земля и не замирала жизнь на ней.

В ту же пору развернуло свою деятельность Общество имени Михаила Тверского, возглавляемое все тем же Георгием Пономаревым. Именно тогда началась по сути подготовка к нынешним круглым датам, символическое значение которых не требует доказательств. О том, что сделано по инициативе общества, долго говорить не надо: издано много книг, стоит храм Михаила Тверского, памятник в центре Твери, Бортеневский мемориал.

Никогда, в отличие от земной власти, не забывала о святом благоверном князе Михаиле Русская православная церковь, почитая его как небесного заступника не только тверской земли, но и всей Руси. Писались и обновлялись его иконы, ежегодно праздновалась его память. Начавшееся 30 лет назад «второе Крещение Руси» привело в храмы немало энтузиастов прославления князя и как святого, и как выдающейся исторической фигуры.

Так возрождалась в нашем общественном сознании мысль о единстве истории церкви и истории Твери. Так соединялись на имени Михаила Тверского усилия разных организаций, находя все более заметную долю понимания и в органах власти. С приходом нынешнего тверского губернатора это взаимопонимание достигло, можно сказать, исторического максимума.

Наш собор


Столь же значимой в последние годы стала и возникшая еще на рубеже 80-х – 90-х годов идея восстановления Спасо-Преображенского собора – главной тверской святыни, варварски разрушенной безбожной властью. Собор, воздвигнутый в годы правления Михаила Ярославича, стал не только духовным центром Тверского княжества, но и символом возрождения попранной Батыевым нашествием Руси.

Разве не того же мы ждем от возрождаемого ныне Великого Спаса? Пусть смеются пошляки над ими же затасканным выражением «духовная скрепа». Но иного материала для собирания воедино того, что можно назвать нашим тверским самосознанием, у нас нет.

Верхневолжье еще со времен Бориса и Глеба стало одним из духовных центров Руси. Самые яркие и наиболее известные всей стране имена в нашей истории – это имена святых Ефрема Новоторжского, Нила Столобенского, Макария Калязинского и еще многих и многих. Но и в этом ряду святые князь и княгиня занимают особое место, поскольку в их лице мы обретаем единство земной власти и духовной силы.

Если сегодня, поднимая на щит и возглашая славу нашим небесным заступникам, мы возвращаемся к мечте о возрождении этого единства, значит, не все для нас потеряно, и наши столь трудно решаемые проблемы нашими же усилиями и с Божьей помощью могут быть разрешены.

Всякий верующий человек знает, что Бог, если к Нему обратиться, помогает даже в мелочах. А у нас есть совсем не мелкие примеры Его помощи. Возрожденные из невероятного запустения монастыри Твери, Торжка, Старицы, Осташкова, Кашина, Бежецка уже теперь влекут к себе сотни и тысячи паломников. Пока еще этот фактор не стал определяющим, но предпосылки для развития паломнического туризма в нашей области становятся все более очевидными. Если учесть богатейшее историко-культурное и природное наследие, которым мы обладаем, и благоприятное географическое положение, туристическая отрасль может принести нам не меньше, чем получают от своих недр богатые сырьевыми ресурсами регионы.

Наследники победы


Есть один, чисто психологический, но очень важный фактор развития нашего региона. Это его известность, а правильнее сказать – слава, доведенная до сознания и тверитян, и всего внешнего мира.

Мы уже приходим к осознанию того, что наш князь Михаил Ярославич достоин такой славы. Когда же придем к нему окончательно, наша молодежь перестанет сбегать в Москву и Петербург. Кто же бежит от славы? «Мы – тверские» – будет звучать с уверенностью в том, что не случайно мы дышим тем же воздухом, каким дышал наш великий князь, ведя тверскую рать на Бортеневское поле. Мы не хотим затеряться в каменных джунглях мегаполисов. Мы не хотим терять свою веру, свою любовь к родному Верхневолжью, к его просторам и его святыням. Наша история и память о предках для нас не пустые слова. Мы – тверские. И другими стать не хотим…

А когда нашу славу признает и остальной мир, жизнь непременно изменится к лучшему. Сегодня кажется, что до этого еще далеко. Но для этого и нужны юбилеи, чтобы был повод громче заявить о себе.

3 декабря в Российском историческом обществе состоится вечер, посвященный 700-летию подвига Михаила Тверского. Георгий Пономарев представит на нем свой моноспектакль. Ожидается присутствие известных в стране людей. Москва уже склоняется к тому, чтобы признать некогда соперничавшего с ней князя столь же значимой в русской истории фигурой, как Александр Невский и Дмитрий Донской. Мы знаем, что это будет справедливо. Потому что мы, тверские, знаем, что жизнь нашего князя завершилась не поражением, а огромной нравственной победой. И мы, наследники этой победы, еще вкусим от ее плодов.
Автор: Сергей ГЛУШКОВ
2202
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости из районов
Предложить новость