17 Октября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 03.08.2018

«Народный путеводитель» посетил мастерскую по вышивке икон при церкви Петра и Павла

На днях участники «Народного путеводителя», совместного проекта министерства туризма Тверской области и РИА «Верхневолжье», посетили селижаровский край. Самым ярким впечатлением, которое мы увезли оттуда, стало посещение мастерской по вышивке икон при церкви Петра и Павла. Здесь работают художницы, которые творят свою удивительную живопись иглой, золотными и шелковыми нитями.

Иконопись по ткани

Рукоделие сегодня снова набирает популярность, и во многих домах можно увидеть вышитые изображения святых, иногда даже созданные руками хозяйки. Но только здесь, в Селижарове, старинные приемы русской вышивки органично соединены с иконописным каноном: это уникальная мастерская, аналогов в России не имеющая. По большому счету, промысел, которым занимаются здешние мастерицы – церковное золотное шитье, – это не просто вышивка, это иконопись по ткани, традиции которой идут из Византии.

История в два этажа

Церковь Петра и Павла в Селижарове и сама по себе интересный объект, способный привлечь внимание туристов. Она непривычной для нашей местности планировки — двухэтажная. Заметно влияние новгородской архитектурной школы: храм построен из тяжеловесного толстого кирпича, почти не имеет наружных украшений. Еще одна необычная деталь: массивный четырехгранный столб посреди здания, на него опираются своды обоих этажей и подвала.

Это единственный храм, оставшийся от ансамбля Свято-Троицкого монастыря. Дата постройки неизвестна, но первое упоминание о нем относится к 1503 году. Позже в церкви Петра и Павла размещалась монастырская трапезная и сопутствующие ей хозяйственные помещения: мукосейня, поварня, квасоварня... Сохранившееся здание (с частью крепостной стены) было предназначено для торжественных трапез во время приезда князей и даже самого Ивана Грозного. Непосредственно церковь с двумя престолами находится на втором этаже.

И храм как сад

Спасаясь от дождя, мы заходим в церковный дворик. И сразу как будто попадаем в теплые края. У самых ворот нас встречают розы, да какие — величиной с блюдце. А по стене вышивальной мастерской вьется виноград, пока неспелый, но сбор урожая еще впереди. Растения символичные в христианской традиции, а при выращивании в нашей местности требующие особого труда. Вся территория, прилегающая к церкви, представляет собой ухоженный сад с редкими цветами и необычными кустарниками.

Настоятель церкви — отец Сергий (Чивиков) – уже знаком нам и нашим читателям по погосту Голенково, о котором мы рассказывали в предыдущем номере «ТЖ». Он же руководит мастерской. Мы очень хотим туда зай­ти, но на пороге останавливаемся: уместно ли отвлекать людей, которые работают сосредоточенно, с молитвой?

На всю жизнь

Людмила Герасева, член Союза художников России, поднимает глаза от образа Всецарицы — Божией Матери и с улыбкой приглашает нас в светлицу. Здесь гости бывают часто, мастерская открыта для всех, кто посещает церковь.

– Наша мастерская работает с 2000 года, – рассказывает Людмила.

– Помню, как в 1990-е годы широко заговорили о возрождении традиций, народных промыслов. А ведь как бывает? Увидишь в газете или журнале статью про умельца, и хочется тут же бежать лепить, рисовать – творить, одним словом. Вот мы и пришли к отцу Сергию. Поначалу думали учиться рисовать, но потом возникла другая идея.

Вдохновительницей создания этой мастерской в поселке Селижарово стала известная вышивальщица, искусствовед, матушка Нина (Волгина) из Кувшинова. Сегодня иконописью по ткани ежедневно занимаются четыре мастерицы, и еще восемь учениц приходят вечером, после основной работы.

– Это тяжелый труд, в котором совершенствуются всю жизнь. Отчасти он даже травмоопасный – первые месяцы у нас все пальцы были исколоты, – вспоминают женщины.

Действительно, одна рука вышивальщицы все время находится под тканью, игла не видна. Тут и наперсток не поможет: только годами выработанное мастерство.

– Однажды отец Сергий привел к нам экскурсию. И объясняет паломникам: для того чтобы стать настоящим иконописцем, необходимо 20 лет. Я гордо приосанилась: все-таки уже 18 лет вышиваю, еще два года, и я мастер, – делится Людмила Герасева.

– Видимо, отец Сергий это заметил. И на следующей экскурсии говорит: чтобы стать настоящим иконописцем, необходимо 25 лет. И ведь, знаете, он прав: художник перестает быть таковым, как только решает, что ему не к чему больше стремиться.

Обыкновенное чудо

Мастерицы селижаровской школы во многом используют те же техники золотного шитья, что и торжокские умелицы. Но, поскольку речь идет не о предметах светского быта, а об иконах, здесь есть свои нюансы.

– К примеру, мы не можем использовать нити любого цвета, – поясняет Людмила Герасева.

– Только оттенки приглушенных, землистых тонов. Зато нам не обязательно заботиться, чтобы с изнанки рисунок выглядел так же хорошо, как и с лицевой стороны. Вот, посмотрите, молодые мастерицы стегают «поле» – основу. Это кропотливая работа, даже самые опытные едва ли успевают за день вышить сантиметра четыре изображения. Впрочем, порой случаются чудеса: эту Плащаницу мы изготовили за три месяца. Правда, над ней работали все 12 вышивальщиц.
Действительно, то, что работающие, семейные женщины, матери и бабушки, домовитые хозяйки, смогли собраться и посвятить столько времени творчеству, и впрямь из разряда чудес. Но представляете, сколько терпения и верности замыслу за каждым шедевром!

Всматриваюсь в работу под названием «Покров». Фигуры объемны, видна каждая складка одеяний. Этот эффект достигается за счет наложения стежков в разных направлениях.
А вот действительно драгоценный образ: Николай Чудотворец. Художница Лариса Алексеева использует в этой работе бирюзу, хризолиты и жемчуг: с натуральными камнями в этой мастерской тоже имеют дело.

Улыбка Николая Чудотворца

Мастерицы знакомят нас с технологией. Главный инструмент кроме иглы и шильца — прямоугольные пяльцы. Их изготавливают из березы. На пяльцы натягивают так называемые «рукава» – ленты ткани, к которой пришивается полотно (оно обязательно должно быть плотным). Вначале вышивальщицы использовали суровую бязь, распарывая наперники и наматрасники. А теперь открыли для себя особый вид атласа.

Затем художники готовят прорись (основные контуры изображения) на бумаге, переводят на ткань. А корректируют и добавляют мелкие детали уже непосредственно на пяльцах.

Очень важно, чтобы лик не утратил выразительности: акценты, которые художник, работающий с краской, достигает мазком кисти, вышивальщица расставляет долго и кропотливо, тщательно подбирая нить для каждого микроскопического стежка.

Смотрю на одну из первых работ, это тоже изображение Николая Чудотворца. И ясно вижу, как он прячет улыбку в седой бороде. Это шелк на свету играет: на самом деле образ классический и канонический. Но согласитесь, если, обернувшись к иконе, люди видят живое, сопереживающее лицо, улавливают некий ответ на свои думы и молитвы — это больше, чем просто искусство.
Автор: Маргарита ВАСИЛЬЕВА
424

Возврат к списку

На этой неделе в четвертый раз пройдет книжный фестиваль "Тверской переплет" ВИДЕО
В четвертый раз областная "Горьковка", библиотека им.Горького, готовится принять книжный фестиваль "Тверской переплет", который в этом году будет масштабнее, обширнее, разнообразнее - о своем участии в фестивале заявили более 50 издательств.
16.10.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость