11 Декабря 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Туризм 18.07.2018

«Конаковский фаянс» открыл двери для туристов

Событием не местного значения стало открытие производственно-туристического комплекса «Конаковский фаянс». В самый разгар футбольной стихии оно порадовало еще одной надеждой – возрождением знаменитого бренда. Немеркнущую его красоту можно увидеть в Эрмитаже и Русском музее, областной картинной галерее.

Тайны русской керамики

Празднично украшенное здание по улице Свободы с броской надписью «Конаковский фаянс», где на днях на презентации новых туристических продуктов побывала и «ТЖ», видно издалека. С порога чувствуется и атмосфера праздника. Гости знакомятся с выставкой продукции, вместившей 3 века пути и больше 300 уникальных ваз, сервизов, скульптур. Есть и панорамные, сюжетные изображения. На стендах можно было узнать немало интересного из истории предприятия, которое давало жизнь и благородному фарфору, и практичному фаянсу.

Золотая эра

Конаковский фаянсовый завод открылся в 1809 году в селе Кузнецово, на месте которого спустя годы и вырос город Конаково. В XIX веке завод получал заказы на столовые сервизы от императорской фамилии, а после революции поставлял изделия в 35 других государств. Слава конаковского фаянса гремела на всю страну. К началу 80-х годов мощность завода достигала 100 млн единиц продукции в год, там работали почти 5,5 тыс. человек, были мастера с мировыми именами.

 – Посмотрите, какая красота и класс, – оценила вазы «кузнецовского периода», с которыми работал позже Александр Казанков, известная художница Наталья Лепкалюк, с которой на выставке мы оказались рядом. Она похвалила многих исполнителей советской эпохи за игрушки, зверушки, цирковые и бытовые серии из фаянса и майолики. Выяснилось, что уроженка Конакова, дочь художницы Валерии Шинкаренко влюбилась в керамику в детстве, после школы окончила Одесское художественное училище. На Конаковском заводе проработала всю жизнь. Добрым словом вспомнила многих мастеров эпохи: Анну Хихееву, Владимира Сергеева, Николая Коковихина, с 1976 года он был главным художником.

Наталья Юрьевна вздохнула: «Когда завод рухнул в 2006 году и кануло в никуда любимое дело, молила Бога: нашлись бы люди, которые сберегли, что осталось. И сегодня мы их видим».

Звезды сошлись

Инициатор и вдохновитель проекта директор предприятия Валерий Солонбеков на празднике был в центре внимания, хоть и держался скромно. Министр туризма области Иван Егоров, министр экономразвития Ольга Павлова, и.о. главы Конакова Дмитрий Борисов, глава администрации города Олег Шаталов, председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы» Геннадий Дрожжин, многие участники церемонии у микрофона и после церемонии говорили Валерию Викторовичу «спасибо» за то, что не дал умереть уникальнейшему ремеслу. Министр туризма Иван Егоров подчеркнул:

– В Конакове все звезды сошлись. Благодаря энергии и делам Валерия Солонбекова, неравнодушию многих людей будет развиваться уникальный промысел.

Президент ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин порадовался за всю Россию:

– К счастью, есть у нас патриоты, которые возрождают национальное достояние – народные промыслы.

Делу помогло, что с областной и районной властью работали рука об руку, что понимание было 100-процентное, это ускорило многие процедуры. От фонда «Наше будущее» проект получил 10 млн рублей на обустройство и приобретение нового оборудования. «Поддержка учредителя фонда Вагита Алекперова и директора Наталии Зверевой позволили обеспечить пуск объекта на год раньше», – благодарил союзников автор проекта.

Вспомнил Валерий Викторович, как начинали работать: «Когда девчонки зимой топят буржуйку с утра, а потом берут кисточки в руки – это дорогого стоит». Сейчас многое позади. Большое дело начала пока маленькая команда с большим потенциалом. Сотрудники предприятия, 6 художников, подготовили первые турпродукты – экскурсии по производству и большой мастер-класс.

Когда сбываются мечты

Наша газета попала в число участников первой экскурсии, начавшейся с процесса изготовления гипсовых форм… Знакомимся: художник со стажем Петр Анисков показывает модель, с которой снимет гипсовую форму, – Жар-птица… Слепок с каждой выступающей части делается отдельно, их у нашей птицы вышло 11 – голова, туловище, хвост и прочее. Рядом материалы: глина, вода, готовый гипс. Неподалеку инструмент: несколько обрезных ножей, стеки, валик для разравнивания поверхности, линейка и много прочих нужных штучек. Художник улыбнулся: «У нас спешить нельзя».

Мастер работает и одновременно рассказывает о себе. Первый раз глину взял в руки в 6 лет. На завод пришел после окончания пензенского училища. В 70-е был художником-оформителем, живописцем. После Олимпиады-80 его пригласили в уникальный цех, где выполняли самые ответственные заказы. «Тогда на заводе в основном делали сувенирных мишек. А наш главный художник Николай Коковихин восхитил своей «Золотой ладьей-80». Вот эпоха. Но пусть про Олимпиаду вам расскажет Людмила Белякова – у них тогда вся семья работала», – советует Петр Николаевич.

Людмила Белякова неподалеку колдует над будущим сувениром – скульптурой мышки, повторившей оригинальную работу Владимира Сергеева, автора разных разлетевшихся по миру сувениров. Немало творений советского периода принадлежит семье Беляковых. Собеседница сообщает, что знаменитую пурпурно-розовую роспись на посуде и клеймо с елочкой придумал ее свекр – Геннадий Беляков. Ему сейчас 90 лет. Сегодня он сказал: «Слава Богу, дожил до светлого дня».

Мастерица тем временем заливает форму шликером, это глина с добавками, разведенная водой до густоты сметаны. «Постоит – вынимаем, обрабатываем, сушим, – пересказывает технологию и предостерегает: – Напортачить тут просто: недодержал – выйдет тонкая, передержал – толстая». Процесс нескорый. Перехватив мой взгляд, успокаивает: «Да вот она, готовенькая мышка, я такие с утра делаю, брака нет. Теперь ее можно и в печь».

Кубовая электрическая печь в соседней комнате. В ней керамику держат 8–10 часов. Потому, минуя этап, смотрим, как художник Ирина Резчикова наносит трафаретом рисунок на прошедшие закалку бокалы и тарелки.

Труд кропотливый и специфический. Важно иметь глаз-алмаз, набирать столько краски, чтобы не было наплывов. Ирина рассказывает, что брала уроки у Натальи Лепкалюк, Александра Казанкова. В трудные времена вместе с Шахи Шуквани делали панно и камины.

9 лет назад мастеров позвали в формировавшуюся команду. Теперь художница знает: мечты сбываются, если постараться.

Тем временем с детьми и журналистами проводит мастер-класс Нелли Туленкова. Школьницы Вероника Мартьянова и Полина Барсукова ловко управляются с глиной и трафаретами, пополняя сувенирный ряд кошечками, зайчиками и птичками. Они особо популярны на площадке. Девочки про мечту выдохнули сразу: будем художницами. Нелли Ивановна улыбается: «Керамика – увлекательное дело, так что все возможно».

Валерий Солонбеков напоследок говорит журналистам о своих планах-мечтах – чтобы росла команда тех, кто помогает возродить уникальный промысел. Сегодня ему как воздух нужна общая поддержка власти, бизнеса, общества.
Автор: Галина СМИРНОВА
553
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость