16 Августа 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 31.07.2018

Картины из частной коллекции покажут тверитянам красоту России

Щастье в данном случае – это деревня, которую на своей картине изобразила знаменитая представительница наив-ного изобразительного искусства Любовь Майкова. Это небольшое полотно она создала в 1989 году. Подписала просто: «Рис. Майкова дер. Щастье».

Вот оно, Щастье

На картине – четыре дерева и дорога, уходящая вдаль. Куда? Куда-то в Россию. Совершить художественное путешествие по стране приглашает коллекционер Владимир Зорин. Выставка произведений из его собрания открылась в музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной.
Экспозиция названа «И это все… Россия». И деревушка, написанная бабой Любой, и рыбалка на Волге, и «Часы блаженства» (это опять про рыбалку), и берег речки Кимрки – все это Россия, виды которой на протяжении долгого времени собирают Владимир Зорин и его семья. Владимир Юрьевич – доктор политических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, член президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Одним словом, человек известный, уважаемый и серьезный. Однако даже он как будто смущается, представляя выставку.

Художники есть везде

– Для каждого коллекционера показать произведения из своего собрания – значит в какой-то степени пойти на риск, – говорит он.

– Ты разрешаешь посторонним людям войти в твой внутренний мир, и есть определенная опасность, что кто-то из вошедших произнесет: «Какое барахло собрано». Но кто-то, конечно, скажет иначе.
Впрочем, смущение и волнение, которые испытывают все герои вернисажей, у Владимира Зорина быстро проходят, и он начинает вспоминать, как открылась первая выставка картин из собрания его семьи. Дело было в Москве. На открытие пришел Зураб Церетели, посмотрел экспозицию, а потом спросил у Зорина: «Почему нет картин известных художников, например, Глазунова или Церетели?» – «Нет таких, – ответил он. – Это коллекция произведений из российской провинции, а они живут в Москве». Тогда Церетели, хоть и не живет в провинции, подарил Зорину свою картину…

Традиция собирания предметов искусства в семье Зориных зародилась в годы перестройки, хотя время вроде бы совсем не располагало к коллекционированию. Началось все с подарков, которые преподносили друзья и знакомые, впоследствии это превратилось в осознанный выбор картин и в серьезную помощь их авторам. Датой рождения своего собрания Владимир Юрьевич считает 1988 год. Сегодня оно состоит из нескольких коллекций, которые объединили произведения российских и зарубежных художников, – более 450 полотен 170 авторов.

– Нет ни одного города в России, где бы не было художников, – убежден Владимир Зорин. Он знает, о чем говорит, поскольку с 1988 года объездил (и продолжает ездить) едва ли не всю страну. И всюду встречался с живописцами и графиками, общался с ними, проникался их творчеством и судьбой. Судьбы эти не всегда счастливые – не все из творцов жили в деревеньке с говорящим названием Щастье, но именно перипетии жизненного пути, возможно, и сформировали у авторов их не замыленный и, самое главное, очень искренний взгляд на свою страну и свое окружение.

Ядро коллекции

Естественно, из столь обширной коллекции в Твери показывают лишь часть, и главный акцент в экспозиции сделан на творчестве художников, живущих и работающих в Верхневолжье. С особым чувством Владимир Зорин говорит о Кимрах. «Это уникальный город, это настоящая столица средневолжского пейзажа», – считает собиратель, со знанием дела отбирающий в свою коллекцию настоящие жемчужины кимрского изобразительного искусства. Баба Люба Майкова, которая начала рисовать в 79 лет на обертках от чая, лишь одна из них.

Ядро кимрской коллекции составляет серия работ Юрия Рылеева (1948–2009), что не случайно. На вернисаже выяснилось, что Владимир Зорин был с детства знаком с живописцем и поддерживал с ним отношения на протяжении многих лет. Талантливый и известный художник, член Союза художников России, Рылеев никогда не кичился своей известностью. Он дарил людям радость от созерцания покосившейся баньки на берегу боль шой реки («Вечер»), заснеженного двора, написанного сверху («Зимний дворик»), разнообразной цветущей сирени («Белая сирень», «Сирень у колодца»), локальных городских сюжетов, которые, безусловно, знакомы всем зрителям («Весна на улице Пушкина»). Тонкие воздушные акварели Рылеева соседствуют с тщательно прописанными, подробными натюрмортами, в которых каждый предмет не просто на своем месте, но без него композицию просто невозможно представить.

Наивное как профессиональное

Кимрская коллекция составляет четвертую часть собрания Зориных. Кроме работ Рылеева в нее входят произведения Лидии Буровой, Петра Гусева, Александра Замятина, Константина Пака, Василия Морозова (1931–2005), Николая Хлебородова (1919–2001), Александра Колосова (1940–2010) и других живописцев. За каждой картиной – встречи, различные ситуации и, конечно, общение собирателя и художника. Владимир Зорин признается:

– Лично знаком или был знаком с 90% мастеров, чьи работы у меня есть.

Причем собирательское внимание Зорина, как не сложно заметить, сосредоточено не только на творчестве профессиональных авторов, но и живописцев, взявших кисть по велению души и сердца, нигде этому специально не учившихся. Подобное объединение двух больших пластов изобразительного искусства идет экспозиции на пользу – когда еще увидишь то, что обычно не принято выставлять вместе. Однако такой прием совмещения (кажется, впрочем, что это вовсе не прием) имеет и другое значение.

Где пролегает граница между профессиональным и наивным искусством и когда непосредственный взгляд отягощается знаниями о техниках, приемах, композиции и колористике? Пока на эти вопросы трудно дать однозначный ответ. Взаимоотношения авторского и наивного искусства, которое выражает, по сути, народные представления о мире и существующих в нем связях, всегда были очень занимательной темой. Выставка же «И это все… Россия» дает богатую пищу для размышлений и зрителям, и искусствоведам. И кимрский раздел стоит признать весьма репрезентативным с этой точки зрения. Когда у коллекционера спрашиваешь об этом, он отвечает:

– Что касается споров о художественных школах, стилях и направлениях – это все для специалистов. Для нас, любителей живописи, главная школа – это любовь к своей Родине, своему Отечеству и родному краю.

Как можно было понять из разговора с Владимиром Зориным, ему по душе и сердцу наивные картины. Очень нравится акварель Александра Колосова «Плывущие по волнам» – на фоне колокольни в Калязине проплывает прогулочный теплоход… А в спальне он повесил «Весну в лесу» Николая Хлебородова, изобразившего глухарей на токовище…

– Мечтаю, чтобы в каждом российском доме, в каждой российской семье было хотя бы одно подлинное живописное произведение художника, с которым члены этой семьи лично знакомы. Картина несет тепло, энергетику. Тогда мы будем расти сами и будем растить своих детей в окружении искусства и творчества.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
422

Возврат к списку

В Сандово прошел традиционный фестиваль меда ВИДЕО
Любители этого природного деликатеса съехались в Сандово уже в шестой раз. Как всегда, были выбраны победители в номинации "Лучший мед-2018". Кроме того, гостям фестиваля представили все разнообразие лекарственных трав, произрастающих в Тверской области.
16.08.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости из районов
Предложить новость