17 Июля 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Мир православия 04.07.2019

К 450-летию мученической кончины митрополита Филиппа

Стояние в правде

Успенский собор бывшего Отроч монастыря – особое место в Твери. Не случайно на него указывают гостям экскурсоводы, говоря: «Вот здесь в декабре 1569 года опричник Малюта Скуратов задушил митрополита Московского Филиппа». Эти имена известны всем, кто хоть что-нибудь слышал или читал о русской истории. И не так уж важно, что собор был построен полутора столетиями позже. Все равно, это произошло здесь, на территории древнего монастыря, стоявшего у впадении Тверцы в Волгу.

Столько всего минуло за эти четыре с половиной века: исчезло Московское царство, еще помнившее соперничество с Тверью, рухнула империя со столицей в устье Невы, распался Союз советских республик, а правда, за которую принял мученический венец заточенный в Тверском Отроч монастыре митрополит Филипп, все та же. И место, где прошли его последние дни, свято хранит память о нем.
«Гений места» этого не мог не волновать пришедших сюда. Поскольку пришли они не только для того, чтобы вспомнить о давно произошедшем здесь событии, но и чтобы осмыслить его.

Митрополит Климент

Организаторами научно-просветительской конференции «Образ святителя Филиппа в литературе и искусстве. Стояние Церкви в правде: прошлое, настоящее, будущее» наряду с Тверской и Кашинской епархией выступили Комиссия межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и издательский совет РПЦ.
Тем самым подчеркивалась общецерковная и общероссийская значимость близящейся годовщины, которая должна побудить задуматься о том, что происходит сегодня со всеми нами и как это отражается в нашей культуре.

К чему мы движемся? Искать в первую очередь ответ именно на этот вопрос призвал председатель издательского совета РПЦ, митрополит Калужский и Боровский Климент, обратившийся с приветственным словом к участникам и гостям конференции.
Он передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, из чего можно было сделать вывод о том, что этот вопрос волнует всю Русскую церковь.

Суть пастырского подвига святителя Филиппа – стояние в правде, под которой церковь понимает любовь, заповеданную Иисусом Христом. Отстаивать эту правду, не поддаваясь давлению и угрозам, в пору, когда вокруг творилась небывалая жестокость, мог человек только исключительной духовной силы. Но митрополит Климент напомнил, что люди Русской церкви проявляли такую мощь и в другие века. Подвиг святителя Филиппа менее чем через полвека повторили патриарх Гермоген, а в ХХ веке патриарх Тихон и тысячи новомучеников и исповедников веры Христовой.

А разве не испытывали на себе такого же по сути давления со стороны безбожного государства простые верующие, благодаря которым церковь сохранилась и жива по сей день?

Завершая свое выступление, митрополит напомнил, что основу великой русской культуры составляло и составляет именно православие, что эту культуру не случайно называют «культурой Слова» – и это ее главное отличие от культуры других народов.

Только Бога надо бояться…

Историк, профессор МГУ Дмитрий Володихин известен еще и как писатель. В 2007 году он опубликовал историческую драму «Митрополит Филипп», а в этом году стал лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «за значительный вклад в развитие русской литературы».

Его выступление было посвящено, главным образом, кинематографу. В массовом сознании эпоха Ивана Грозного, как и образ противостоявшего крайностям его правления митрополита Филиппа, предстает именно через кино. К сожалению, идеологические установки, а в последние годы и произвол сценаристов и постановщиков, не считающих нужным исследовать исторические источники, ведут к формированию далекого от истины представления о святителе Филиппе. Одним из немногих исключений профессор назвал фильм 1992 года «Гроза над Русью», снятый по повести А.К. Толстого «Князь Серебряный», в котором Филипп предстает активной, самостоятельно действующей личностью, а не соучастником боярских интриг, как в знаменитом фильме Сергея Эйзенштейна.
Другой московский историк – Сергей Алексеев обратился ко временам, предшествующим эпохе Ивана Грозного, показав, как отстаивала церковь Христову истину, испытывая постоянное давление со стороны власти, доказывая тем самым, что подвиг митрополита Филиппа явился следованием определенной традиции.

Пожалуй, наиболее острым и принципиальным было выступление тверского протоиерея Георгия Белодурова, известного еще и в качестве литератора, церковного публициста и блогера. Он заострил внимание на нравственном значении подвига митрополита, отстаивавшего правду в самую позорную, по его словам, эпоху, когда нравственные нормы попирались самым вопиющим образом. Отец Георгий назвал неслучайными нынешние попытки прославления Ивана Грозного, строившего страну на тотальном насилии. «Бога надо бояться, а не царя» – так завершилось его выступление.

Храм – не самое привычное место для конференции. Но никто, похоже, не чувствовал себя здесь неуютно. Теплый дух Христовой церкви осветляет и очищает всякую мысль. И это почувствовали все присутствовавших.
441
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость